Премьер-министр Владимир Путин на заседании 24 июля вдруг решил напомнить российским бизнесменам, "кто в доме хозяин". Неожиданно для всех глава правительства обвинил "Мечел", одну из крупнейших металлургических компаний в России, в завышении цен на внутреннем рынке и пригрозил ее руководителю Игорю Зюзину зачисткой. Российские СМИ обратили внимание, что такой жесткости в отношении конкретных бизнесменов Путин не позволял себе со времен "дела ЮКОСа".
По данным источников газеты "Ведомости", речь Владимира Путина к совещанию готовил его заместитель, председатель совета директоров "Роснефти" Игорь Сечин. Однако премьер-министр позволил себе отвлечься от текста и немного поимпровизировать. Результат получился ошеломляющим – сначала Путин посоветовал проверить "Мечел" антимонопольщикам и Следственному комитету при Генпрокуратуре, а потом обратился к главе компании и ее основному акционеру Игорю Зюзину лично.
Путин отметил, что Игоря Зюзина пригласили на совещание с премьер-министром, но он заболел. "Конечно, болезнь есть болезнь, но думаю, что ему нужно как можно скорее выздороветь. Иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы", - заключил Владимир Путин, и это высказывание сразу же напомнило все его афоризмы времен президентства – от "мочить в сортире" и "мертвого осла уши" до "жевания соплей".
При этом раньше Владимир Путин позволял себе жесткие высказывания почти исключительно в адрес политиков, журналистов и чиновников, но не бизнесменов. Конкретные фамилии миллионеров и миллиардеров (как лояльных власти, так и оппозиционных) Путин вообще предпочитал не называть.
Суть претензий
Формальным поводом для гнева премьер-министра послужили контракты "Мечела" на поставку коксующихся углей. По данным Владимира Путина, которые он озвучил на совещании, в первом квартале 2008 года сырье за рубеж продавалось дешевле, чем на внутренний рынок. В "Мечеле" утверждают, что премьер привел в пример истекший в апреле контракт входящего в группу компаний "Якутугля".
"Мечел" – одна из крупнейших российских металлургических и угольных компаний. Более 70 процентов акций "Мечела" принадлежит Игорю Зюзину. В первом квартале 2008 года выручка компании составила 2,3 миллиарда долларов, а чистая прибыль – полмиллиарда долларов.
Антимонопольщики, в свою очередь, тут же пояснили, что еще в мае начали расследовать детали ценообразования на рынке коксующегося угля. В конце июня даже состоялось специальное совещание все у того же Игоря Сечина, где угольщикам и металлургам было рекомендовано заключать долгосрочные контракты – таким способом чиновники предлагали защитить потребителей угля от резких скачков цен на сырье. "Мечел", по данным "Коммерсанта", воспользовался рекомендацией и перешел на подобную практику 22 июля.
Таким образом, получается, что ко времени заявления Путина у премьер-министра уже не осталось оснований для критики "Мечела" – все недостатки компания устранила, а старыми нарушениями должны были бы в рабочем порядке заниматься антимонопольщики.
Российские СМИ со ссылкой на источники, близкие к "Мечелу", отмечают, что особое внимание Путина к компании привлекли ее конкуренты. Естественно, что конкретных имен они не назвали, однако газета "Коммерсант" указывает на владельца Новолипецкого меткомбината (НЛМК) Владимира Лисина как на бизнесмена, у которого скопилось много претензий к "Мечелу". В частности, компания Игоря Зюзина прекратила поставлять НЛМК угольный концентрат и не стала заключать с ним новый договор. Конфликт уже вызывал внимание антимонопольщиков – они подозревают "Мечел" в использовании доминирующего положения на рынке.
Сила слова
Заявляя о "зачистке проблем", Владимир Путин ударил не только по самолюбию, карьере и здоровью Игоря Зюзина, но и по его кошельку, ведь глава "Мечела" является по совместительству его основным акционером. Это означает, что состояние Зюзина, которое оценивается журналами "Финанс" и Forbes в 7-10 миллиардов долларов, в значительной степени зависит от того, как котируются акции "Мечела" на биржах.
Торги ценными бумагами металлургической компании 24 июля на американских биржах и 25 июля на российских отбросили Зюзина в рейтинге самых богатых людей России на несколько десятков мест. Инвесторы отреагировали на жесткие выражения такой мощной распродажей акций и депозитарных расписок "Мечела", какого не было за всю историю компании.
На американской бирже NYSE депозитарные расписки российской компании стали лидером падения среди всех ценных бумаг, торговавшихся в течение этого дня. "Мечел" подешевел в США сразу на 37,61 процента. На РТС при открытии торгов 25 июля акции "Мечела" рухнули более чем на 45 процентов.
При этом с большой долей вероятности можно говорить о том, что инвесторы испугались не столько проверок "Мечела" со стороны ФАС или Следственного комитета при Генпрокуратуре, сколько "немилости" Владимира Путина. Иначе предыдущие проверки ФАС также вызывали бы обвалы котировок, однако в 2008 году акции и депозитарные расписки "Мечела" практически непрерывно росли в цене.
На сколько именно уменьшилось состояние Игоря Зюзина после заявления Владимира Путина, сказать сложно. Однако сам "Мечел" подешевел сразу на пять миллиардов долларов и стал отличной мишенью для поглощения. Особенно со стороны какой-нибудь госкомпании, которые в последние годы скупают большинство ценных добывающих активов.
Развивая эту тему, "Коммерсант" обращает внимание на то, что частью активов "Мечела" уже давно интересуется госкорпорация "Ростехнологии" Сергея Чемезова и входящий в нее холдинг "Русспецсталь". Впрочем, говорить о том, что заявление Владимира Путина было сделано специально для того, чтобы Зюзин стал сговорчивее по вопросам объединения "Мечела" с госактивами, – пока нет никаких хоть сколько-нибудь реальных оснований.
Репутация
Западные инвесторы в последние несколько месяцев очень внимательно следят за тем, как развиваются отношения чиновников и бизнесменов в России. Отчасти это связано с конфликтом акционеров в ТНК-ВР, отчасти – с надеждами на то, что новый президент страны Дмитрий Медведев будет проводить более выгодную для иностранных бизнесменов политику. Крупнейшие европейские и американские газеты не раз писали, что от того, вмешаются ли чиновники в ситуацию с ТНК-ВР, будет зависеть инвестиционный климат в России в ближайшие годы.
"Атака" на "Мечел" может стать еще одной такой "лакмусовой бумажкой", однако определять ситуацию в российской экономике она будет не только для иностранцев, но и для всех отечественных бизнесменов, которые намерены развивать крупный бизнес в стране. Реакция бирж на слова Путина, да уже и само то, что премьер позволил себе высказывание о "зачистке", наглядно свидетельствуют о том, насколько тесно переплетены в России государственные инициативы и частный бизнес.