Выставка под названием E3 Media & Business Summit - это не только площадка для пресс-конференций крупных компаний, но и мероприятие, на котором журналисты могут лично пообщаться с издателями и разработчиками и узнать их мнение по тому или иному вопросу. Но так как E3 в нынешнем году получилась весьма слабой, то и каких-то любопытных заявлений было сделано немного. Зато издатели и разработчики нашли, что сказать после выставки.
Из наиболее интересных моментов можно выделить комментарий известного игрового дизайнера Сигэру Миямото (Shigeru Miyamoto) по поводу аватаров для Xbox 360. Ни для кого не секрет, что Nintendo уже давно использует похожих человечков на своей консоли Wii. Впрочем, в компании на Microsoft не обиделись. Миямото отметил, что ему льстит такое внимание конкурентов к идеям Nintendo, хотя у аватаров для Xbox 360 и человечков Mii для игровой системы Wii очень много различий.
Любопытное заявление уже после окончания выставки сделал президент Sony Computer Entertainment Каз Хираи (Kaz Hirai), который пообещал, что PlayStation 3 не только догонит, но и перегонит свою предшественницу по количеству проданных приставок. Цель Sony - 150 миллионов консолей к концу жизненного цикла PS3. Вот только уже в который раз глава SCE не уточнил, за счет чего же он собирается устанавливать подобные рекорды. За восемь с лишним лет, прошедших с момента начала продаж PS2, в мире реализовано около 140 миллионов консолей. Согласно последним официальным данным, приблизительно через полтора года после старта PS3 было продано чуть меньше 13 миллионов приставок. Не составляет труда сопоставить эти цифры и прийти к выводу, что ожидания Sony "слегка" завышены. К тому же компания продолжает терять эксклюзивы, а без них о рекордах можно даже не мечтать.
Одним из главных разочарований E3 стало отсутствие каких-либо анонсов от студии Bungie Software. Хотя разработчики вроде как обещали чем-то удивить журналистов. Позже выяснилось, что во всем нужно винить игровое подразделение Microsoft, которое решило не затягивать свою пресс-конференцию и попросту перенесло анонс нового проекта на более подходящее, по мнению издателя, время. Перед геймерами разработчики извинились, а вот на Microsoft они обиделись. Но поделать с решением издателя ничего не смогли.
Впрочем, главное разочарование (в первую очередь - для организаторов) было еще впереди. После завершения выставки представители игровой индустрии начали активно обсуждать это мероприятие, делясь в многочисленных интервью своими впечатлениями. В итоге выяснилась неприятная, но вполне предсказуемая деталь: очередная E3 не понравилась практически никому.
Всю прошедшую неделю представители различных компаний в своих интервью повторяли практически одно и то же: "Такая выставка нам не нужна". Зачастую подобные высказывания принадлежали далеко не последним людям в индустрии. К примеру, свое недовольство высказал исполнительный директор Electronic Arts Джон Риччитьелло (John Riccitiello). Он заявил, что ненавидит E3 в том виде, в котором она существует сейчас. По мнению главы EA, организаторы должны вернуться к старому формату выставки. В противном случае крупные издатели просто будут игнорировать ее, и устраивать собственные презентации и мероприятия для геймеров и прессы.
С Риччитьелло согласился и Дэвид Перри (David Perry), основатель Shiny Entertainment. Он также заявил, что больше не поедет на выставку, если в ближайшем будущем не будет наблюдаться каких-то кардинальных перемен в лучшую сторону. По его словам, организаторы отступили от изначальной концепции, превратив E3 в дорогостоящее мероприятие с довольно скучными выступлениями. При этом покупатели полностью игнорируются, а именно они, по мнению Перри, определяют будущее игровой индустрии.
В похожем ключе высказывались и боссы Ubisoft, а президент американского подразделения Саймон Джеффри (Simon Jeffery) и вовсе сравнил пустынные коридоры выставочного комплекса Los Angeles Convention Center с госпиталем. По его словам, организаторам необходимо вернуть прежний формат E3, при этом не впадая в крайности и не устраивая безумное шоу, на котором невозможно работать.
Некоторые разработчики попытались оправдать выставку, однако вышло это не слишком убедительно. К примеру, представители Bethesda Softworks убеждены, что E3 по-прежнему остается одним из важнейших событий в индустрии, и разработчики все еще нуждаются в нем. Вот только без упомянутых чуть выше перемен организаторам все же не обойтись.
В конце недели своим мнением поделился президент спортивного подразделения Electronic Arts Питер Мур, ранее работавший в Microsoft. Он подытожил все сказанное его коллегами, заявив, что E3 в нынешнем виде просто не работает. Но в отличие от других тружеников индустрии, которые только грозятся больше не приехать на выставку, он пообещал приложить определенные усилия для того, чтобы помочь организаторам из Entertainment Software Association найти выход из сложившейся ситуации.
Что самое пугающее - все высказавшиеся против нынешней E3 разработчики совершенно правы. Чтобы понять, насколько поскучнела выставка, достаточно вспомнить программную речь Рика Перри (Rick Perry), губернатора Техаса. Он рассказал о том, что в его штате весьма благоприятная обстановка для представителей игровой индустрии. Впрочем, интересна не суть его выступления, а то, сколько человек пришли послушать политика. В зале на 1000 мест собралось около двух десятков журналистов. По правде сказать, тема доклада была не слишком интересной. К тому же некоторые журналисты предполагают, что внимание посетителей отвлекла пресс-конференция издательства Activision Blizzard, руководство которого отказалось от поездки на E3 и провело собственную независимую презентацию. Но чуть больше 20 человек из пяти тысяч (приблизительно столько посетителей было на выставке в нынешнем году) - это все равно ничтожно мало.
Несмотря на все негативные отзывы, E3 обязательно вернется в следующем году. Сколько выставка продержится в таком формате - сказать сложно, но многие специалисты уверены, что недолго. Именно поэтому по сети уже поползли слухи, что организаторы мероприятия могут сдаться и в следующем году открыть двери E3 для всех желающих. Вот только руководству ESA не стоит рассчитывать, что былая популярность вернется сама собой.
Если слухи окажутся правдой, то в мире просто появится еще одно игровое шоу, которому придется на равных конкурировать как с японской выставкой Tokyo Game Show, так и с крупнейшим европейским мероприятием под названием Games Convention. Последнее, к слову, стартует в Лейпциге уже в конце августа. Большинство разработчиков очень тепло отзываются об этой выставке, и она с каждым годом становится все популярнее. По большому счету, бьющаяся в агонии E3 уже никому не нужна.
Интервью с Клиффом Блежински
Может кому-то это покажется странным, но многие разработчики приехали на E3 демонстрировать свои проекты, а не только критиковать это мероприятие. В частности, на вопросы российской прессы согласился ответить Клифф Блежински, который сейчас вовсю трудится над второй частью шутера Gears of War. И вот что удалось у него выяснить.
Q: Первая Gears of War была довольно непродолжительной, как обстоят дела со второй частью? A: Согласен, первая Gears of War была не слишком длинной, однако я могу гарантировать, что вторая часть будет куда как длиннее. Насколько именно, я пока говорить не могу.
Q: Как ты считаешь, сможет ли вторая часть превзойти первую? A: Мы каждый раз сами удивляемся, сколько нововведений получается сделать и сколько новых возможностей получить от Xbox 360. Мы серьезно оптимизировали Unreal Engine и добились лучшей графики, однако мы все еще чувствуем, что это отнюдь не предел этой консоли.
Q: Какие основные фишки ты можешь отметить, сравнивая первую и вторую части Gears of War? A: Это целая комбинация нововведений, из которых трудно что-то выделить. Вторая часть просто лучше и интереснее первой. Мы приложили немало усилий для того, чтобы проработать сюжет игры, наняли целую уйму писателей, который, по-моему, провели отличную работу. Кроме того, нововведения коснулись и мультиплеера, добавлена пара типов игры, в том числе и командной.
Q: Может какое-то новшество нравится тебе больше остальных? A: Моей любимой фишкой в Gears of War 2 является возможность захвата заложника и использование его в качестве живого щита.
Q: Сколько человек смогут одновременно играть в Gears of War 2 по сети? A: До 10 человек одновременно. Вариантов сетевой игры много: есть и командные бои 5 на 5, и возможность совместного прохождения кампании двумя игроками.
Q: Не окажется ли новая часть Gears of War слишком сложной в освоении для новичков? A: Думаю нет. Если вы играли хотя бы в один экшн на консолях, то проблем с адаптацией возникнуть не должно. Кроме того, мы упростили самый начальный уровень сложности: в отличие от предыдущей части, прохождение игры на Casual теперь будет проще. Всего будет четыре уровня сложности. Во время совместного прохождения Gears of War 2 каждый из участников может играть на своем уровне сложности, так что интересно будет как опытным геймерам, так и новичкам.
Q: Ролик, показанный нам на пресс-конференции, был невероятно динамичным. Неужели вся игра будет столь же насыщена? A: Gears of War 2 будет очень разнообразна, найдется место и ураганному экшну. Но для ролика мы специально выбрали одну из самых безумных и красивых сцен.
Q: Будут ли стелс-миссии, где не придется ни в кого стрелять? A: Пока что я не хотел бы раскрывать всех карт, но могу обещать, что никто не будет разочарован!
Q: А как обстоят дела с ачивментами для Xbox 360? A: Ачивментов будет море, мы до сих пор придумываем их. Они будут делиться на однопользовательские, многопользовательские и кооперативные. Кроме того, мы ввели специальные награды. Например, если ты хочешь заработать награду за попадания в голову, то придется много провести за Gears of War 2 много времени, так как в рамках одной игры ты можешь заработать только одно очко за попадания в голову. Иными словами, 100 хедшотов ты заработаешь только за 100 матчей, в каждом из которых сделаешь по одному. Это обеспечит использование всех видов оружия, и нереально будет добыть ачивмент, просто тупо бегая весь день только со снайперской винтовкой.
Q: Будут ли в сюжете игры кардинальные изменения по сравнению с предыдущей частью? A: Первая часть была своеобразной интерлюдией к тому, что будет показано во второй. По ходу игры будут упоминаться события первой Gears of War, для того, чтобы игрок не забывал, с чего все начиналось, и чтобы понимал, что вообще происходит.
Q: Какие основные конкуренты будут у Gears of War 2? A: Самым серьезным соперником станет Resistance 2, но даже эта игра слишком сильно отличается от Gears of War. Кроме того, она не выходит на Xbox 360, а также представляет собой классический шутер от первого лица. Поэтому можно сказать, что конкурентов нет.
Q: Пару слов для российских фанатов Gears of War? A: Растопчите своих врагов, парни!