Позор на старости лет Сенатор от Аляски, республиканский ветеран Тед Стивенс обвинен в коррупции

Республиканец Тед Стивенс (Ted Stevens) служит в верхней палате американского Конгресса уже сорок лет - дольше, чем кто либо из его однопартийцев. На Капитолийском холме Стивенс пользуется большим влиянием, а на Аляске, которую он представляет в Сенате, его любят и называют "дядей Тедом". Теперь политическая карьера Стивенса может безвременно завершиться: во вторник сенатору-ветерану предъявили официальные обвинения в коррупции.

Стивенс - один из немногих нынешних сенаторов, участвовавших во Второй мировой войне, ему уже 84 года. Он воевал против японцев в составе транспортной авиации, куда попал не без труда: чтобы стать пилотом, Стивенсу пришлось пройти специальный курс по улучшению зрения. Вернувшись на родину, он окончил колледж в Калифорнии, а затем - Школу права Гарвардского университета.

Уроженец Индианы, в 1950 году Стивенс обосновался на Аляске, с которой оказалась связана вся его дальнейшая жизнь. Работая на посту окружного прокурора, а потом - в аппарате министерства юстиции, он много сделал для того, чтобы Аляска в 1959 году получила статус штата.

В 1962 году Стивенс баллотировался в Сенат, но проиграл сопернику-демократу. В 1968 году ему не удалось даже преодолеть республиканские сенатские праймериз, но после смерти сенатора-демократа Боба Бартлета (Bob Bartlett) губернатор Аляски Уолтер Хиккел (Walter Hickel) назначил Стивенса на освободившееся место.

С тех пор Стивенс благополучно переизбирался в Сенат шесть раз. В течение карьеры он побывал председателем ряда сенатских комитетов, в том числе по бюджетным расходам и торговле, а с 2003 по 2007 год был временным председателем Сената, то есть самым высокопоставленным членом палаты и третьим лицом в американском государстве (формальным председателем Сената в США является вице-президент).

В Сенате "дядя Тед" всячески отстаивал интересы земляков и сумел перекачать на Аляску немало федеральных средств. По оценке одного из объединений недовольных налогоплательщиков, усилиями Стивенса в период с 1995 по 2008 год 3,4 миллиарда долларов из федерального бюджета были направлены на различные проекты, проводимые в интересах штата, - такие проекты в США называют "бочками со свининой" (pork barrel).

О том, что Стивенс каким-то образом замешан в коррупционный скандал вокруг аляскинской нефтедобывающей корпорации VECO и ее связей с властями, стало известно в июне 2007 года. Ровно год назад, 30 июля 2007 года, служащие ФБР обыскали дом сенатора в курортном городке Гергвуд недалеко от Анкориджа. Уже тогда было известно, что VECO провела в этом доме ремонтные работы, благодаря которым жилая площадь дома увеличилась почти в два раза.

Коррупционное дело VECO длится уже несколько лет. Оно началось с расследования связей корпорации с членами законодательного собрания штата. Трое из них, а также бывший глава губернаторской администрации, уже осуждены. Под подозрением все еще находятся несколько заметных фигур, в том числе член Палаты представителей США Дон Янг (Don Young) и сын Стивенса Бен (Ben Stevens) - бывший председатель сената Аляски. В минувшем году бывший глава VECO Уильям Аллен (William J. Allen) на суде признал, что потратил на всяческие "подачки" властям около 400 тысяч долларов.

Разумеется, самый важный фигурант дела теперь - сам "дядя Тед". Между прочим, это первый случай за 15 лет, когда действующему сенатору предъявили официальные обвинения. О предполагаемых проступках Стивенса рассказал во вторник на пресс-конференции руководитель уголовного отдела министерства юстиции Мэтью Фридрихом (Matthew Friedrich)

Суть обвинений сводится к тому, что в период с 2000 по 2006 год Стивенс по договоренности с Алленом получил от VECO подарки общей стоимостью примерно в 250 тысяч долларов, которые не декларировал в своей официальной финансовой отчетности, как это предписано американским законодательством. В частности, речь идет о значительном переоборудовании дома в Гиргвуде и последующем его снабжении новой мебелью и предметами обихода - особо указано на полученный сенатором совершенно бесплатно "газовый гриль профессионального класса". Также в обвинении значится, что в 1999 году Стивенс получил от Аллена новый автомобиль Land Rover Discovery, а в обмен отдал ему старый Ford Mustang 1964 года и 5 тысяч долларов в качестве доплаты. При этом Land Rover оценивают в 40 тысяч, а Ford стоил никак не больше 20 тысяч, то есть тысяч 15 старый сенатор явно нажил и за них опять-таки не отчитался.

В обмен на подарки, по версии обвинения, Стивенс был благосклонен к VECO и, в частности, помог корпорации получить федеральные контракты и поспособствовал ее деятельности в Пакистане и России. При этом сенатора обвиняют исключительно в сокрытии информации о доходах, о взяточничестве речь официально не идет. Как пояснил Фридрих, обвинение во взятке предполагает четкую договоренность о незаконном обмене услугами между двумя сторонами, в случае же со Стивенсом такую договоренность отследить не удалось.

После предъявления обвинений Стивенсу пришлось временно оставить руководящие посты в сенатских комитетах: он был старшим республиканцем в Комитете по торговле и подкомитетах по военным расходам и борьбе с последствиями стихийных бедствий. Деятельность пожилого сенатора наверняка будут расследовать в сенатском Комитете по этике, но его нынешний руководитель демократ Барбара Боксер (Barbara Boxer) пообещала подождать, пока свое следствие не закончат органы уголовного правосудия.

Стивенс во вторник опубликовал официальное заявление, в котором опроверг справедливость предъявленных ему обвинений. Он напомнил, что уже более пятидесяти лет служит американскому народу и штату Аляска. По словам Стивенса, он никогда в жизни не скрывал сознательно какие-либо сведения, требуемые законом от сенаторов США, и намерен доказать свою невиновность.

Политическое будущее Стивенса оказалось под вопросом. Несмотря на преклонный возраст, 26 августа он планировал участвовать в сенатских праймериз республиканцев на Аляске, где ему будут противостоять пять конкурентов-однопартийцев. Во вторник представитель сенатора оптимистично заявил, что, несмотря на предъявленные Стивенсу обвинения, его кампания за место в Сенате идет "на полных парах" и аляскинцы по-прежнему хотят видеть старика своим сенатором.

Тем не менее, понятно, что, оказавшись под судом, Стивенс как кандидат становится весьма уязвимым, тем более что в этом году на Аляске с ним планирует сразиться сильный соперник - популярный мэр Анкориджа Марк Бегич (Mark Begich). Впрочем, до всеобщих выборов надо еще дойти, выиграв августовские праймериз. Один из конкурентов уже сейчас активно критикует в своих рекламных роликах этический облик действующего сенатора.

В настоящее время демократы в Сенате имеют 51 голос против 49 республиканских, причем это хрупкое преимущество им обеспечили два объединившихся с ними независимых сенатора. В ноябре же Демократическая партия намерена укрепить позиции. Ее руководство надеется получить весомое большинство в 60 мест, а из-за скандала со Стивенсом еще одно сенатское кресло, издавна закрепленное за республиканцами, может отойти к врагу.

Есть мнение, согласно которому "дяде Теду" следует уйти незамедлительно, а пытаясь удержать свой пост он лишь навредит партии: неудивительно, что обвинения в адрес заслуженного и известного сенатора не только повредили его личной репутации, но и дали новый козырь демократам. Мэтью Фридриху даже пришлось оговориться, что выдвижение обвинений против Стивенса не имеет под собой никакой политической подоплеки. То есть, иными словами, министерство юстиции вовсе не пытается показать свою беспристрастность всего через день после того, как ему пришлось в очередной раз покаяться в политизированности своих былых кадровых решений.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше