В среду, 6 августа, в Мавритании произошел вооруженный переворот. Военные арестовали и отстранили от власти 68-летнего президента страны Сиди Мохаммеда Шейха Абдаллахи (Sidi Mohamed Ould Cheikh Abdallahi), премьер-министра Яхию Ахмеда Вагха (Yahya Ould Ahmed Waghf) и, по некоторым данным, министра внутренних дел. Путчисты организовали временный государственный совет, во главе которого встал фактический руководитель переворота командующий президентской гвардией генерал Мохамед Абдель Азиз (Mohamed Ould Abdel Aziz). Он пообещал через два месяца провести выборы нового президента, которые, по его словам, будут честными и прозрачными.
Непосредственным поводом для переворота послужил указ президента Абдаллахи об отстранении со своих постов представителей высшего армейского командования Мавритании. Речь шла об отставке начальника генштаба мавританской армии Шейха Мохаммеда Ахмеда (Ould Cheikh Mohamed Ahmed), командующего президентской гвардией Мохамеда Абдель Азиза и еще двух высокопоставленных военных. Указ был зачитан по национальному радио утром 6 августа, а спустя менее получаса, в 09:20 по местному времени, военные заняли президентский дворец и резиденцию премьера.
Президента Абдаллахи увезли в неизвестном направлении, и о его местонахождении пока ничего не известно. Премьер-министр Ахмед Вагх был отправлен на одну из военных баз. Военные выставили блокпосты на улицах, оцепили правительственные здания, офисы теле- и радиокомпаний. Потом по национальному телевидению выступил министр культуры Мавритании, который от имени путчистов объявил, что президентский указ об отставке высшего армейского командования "аннулирован юридически и практически".
Переворот прошел бескровно. Ситуация в столице Мавритании Нуакшоте останется спокойной. Ближе к вечеру, правда, в центре города собрались около 50 сторонников низложенного президента, заявив, что будут верны ему до самой смерти. Полиция быстро разогнала демонстрантов, применив слезоточивый газ. К массовым народным выступлениям переворот не привел, большинство мавританцев остались равнодушны к происходящему. По редким сообщениям очевидцев с места событий, жители Нуакшота собираются небольшими группами около магазинов и кафе в основном, чтобы посудачить о будущей судьбе президента и премьера.
Как отмечают все без исключения СМИ, низложенный Сиди Шейх Абдаллахи был первым президентом, который с момента обретения Мавританией независимости от Франции в 1960 году пришел к власти демократическим путем. В марте 2007 года он победил на выборах, которые был признаны зарубежными наблюдателями "образцовой моделью" для арабских и африканских стран. Предыдущая военная хунта, которая правила в стране на протяжении двух лет, начиная с 2005 года, беспрепятственно передала ему власть. Мавритания является одним из немногих арабских государств, установивших дипломатические отношения с Израилем, и верным союзником США в борьбе с терроризмом.
Произошедший 6 августа переворот можно, таким образом, рассматривать как антидемократический. Именно такой точки зрения, как кажется, придерживаются ЕС, США и Африканский союз, осудившие переворот: ЕС даже пригрозил свернуть гуманитарную помощь Мавритании. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит не такой однозначной.
На президентские выборы марта 2007 года Абдаллахи шел как независимый кандидат, однако ни для кого не было секретом, что независимый кандидат на самом деле является ставленником армии, которая не имела возможности создать собственную политическую партию. Противником Абдаллахи являлся маститый политик Ахмед Даддах (Ahmed Ould Daddah) - брат Моктара Даддаха (Mokhtar Ould Daddah), первого президента Мавритании и "отца мавританской нации". Адаллахи сумел набрать 53 процента голосов, против 47 процентов у Даддаха, во многом благодаря негласной поддержке военных.
Стоит при этом отметить, что в Мавритании, как и в целом ряде других стран третьего мира, армия, как ни странно, играет модернизирующую и демократизирующую роль. Именно военные в 2005 году положили конец длившемуся 21 год авторитарному правлению президента Мааойи Сид Ахмеда Тайи (Maaoya Sid'Ahmed Ould Taya), осуществив бескровный военный переворот. Затем хунта инициировала своеобразный двухгодичный переходный период к демократии: в 2006 году были проведены парламентские выборы, а в марте 2007 - президентские.
Разумеется, что военные не собирались полностью устраниться от власти. Непосредственно перед выборами глава хунты полковник Эли Мохаммед Вал (Ely Ould Mohammed Vall) предостерег кандидатов от того, чтобы вмешиваться в ряд областей, затрагивающих государственные интересы, такие как дружественные отношения с Израилем или роль армии в государстве. В принципе, каждый из претендентов на президентский пост прекрасно знал правила игры. Своим декретом, смещавшим высшее армейское руководство со своих постов, президент Абдаллахи их откровенно нарушил и, как и следовало ожидать, лишился власти.
Такой шаг, означающий неминуемое политическое самоубийство, объясняется серьезным экономическим и политическим кризисом в стране. На фоне растущих мировых цен на продовольственные товары в Мавритании, где большинство населения живет за чертой бедности менее чем на один доллар в день, накалилась социальная обстановка, что привело к стихийным народным выступлениям и, как следствие, к политической напряженности и перестановкам в правительстве. В мае 2008 года президент Абдаллахи обновил состав кабинета министров, введя в него представителей оппозиции. Это вызвало недовольство военных, которых не устраивал сложившийся политический расклад.
С этого момента, как отмечает исследователь Ален Антиль (Alain Antil), руководящий программой "Африка южнее Сахары" во Французском институте международных отношений (IFRI), и началось противостояние президента и армии, которое в дальнейшем шло по нарастающей. Армия при этом пыталась использовать политические рычаги воздействия на президента. Так, в июне под давлением военных группа депутатов парламента попыталась инициировать вотум недоверия правительству, однако президент пригрозил ответными шагами, и вотум не прошел: все окончилось очередными правительственными перестановками.
В понедельник, 4 августа, армия нанесла еще один удар: правящую коалицию покинули 48 депутатов, которые обвинили президента и его приближенных в коррупции. Абдаллахи прекрасно знал, кто стоит за этим политическим демаршем, и издал указ об отстранении армейского руководства. После этого его участь была предрешена: отбросив политические изыски, армия вернулась к привычному для себя образу действий. Как отметил Ален Антиль, суть происшедшего переворота достаточно проста: президент-ставленник армии попытался обрести независимость, и его поставили на место.
Как будут развиваться события, сказать сложно. Конечно, в ситуацию может вмешаться мировое сообщество и попытаться, как обычно, восстановить демократию. Однако попытки эти могут лишь обострить ситуацию и, не исключено, привести к вооруженному конфликту. Самым оптимальным было бы дождаться намеченных на осень новых президентских выборов, одновременно инициировав переговоры между армией, ее союзниками и сторонниками свергнутого президента Абдаллахи. Для этих целей в Нуакшот в ближайшее время направится посланник Африканского союза.