Чему учат в школе Знания американских школьников по математике оставляют желать лучшего

В американских школах 25 августа начался новый учебный год. А на следующий день был опубликован доклад Национальной образовательной аттестационной комиссии (NAEP) за 2000-2007 годы о знании учащимися младшей и средней школы математики и естественных наук. Приведенные в докладе статистические данные показывают: этим предметам стоит уделить особое внимание.

Исследование, проведенное NAEP, охватило учащихся четвертых классов (школьники в возрасте 9-10 лет) и восьмых классов (13-14 лет). Выяснилось, что с 1974 года знание математики заметно улучшилось, особенно среди детей и подростков из афроамериканских и латиноамериканских семей, однако все равно оставляет желать лучшего.

Так, только 39 процентов американских четвероклассников и 31 процент восьмиклассников знают математику на уровне "выше среднего". Выписать нужные данные из гистограммы (графика, где величины представлены столбиками) смогли целых три четверти четвероклассников, а найти геометрическую фигуру, периметр которой равен периметру данной фигуры, удалось всего сорока процентам. Подавляющее большинство восьмиклассников может решить алгебраическое уравнение (правда, линейное или квадратное – не уточняется), а вот определить на картинке равнобедренный треугольник не удалось и половине подростков.

Стоит отметить, что именно в восьмом классе в США начинается раздельное изучение алгебры и геометрии, и столь сильная разница в уровнях знаний по этим предметам можно было бы объяснить несбалансированными учебными программами. Вот только согласно методическим пособиям для учителей, к шестому классу дети должны уметь различать равнобедренные, равносторонние и разносторонние треугольники.

С естественными науками дело обстоит немного лучше, да и уровень требований повыше. Базовому уровню осведомленности в области естествознания в четвертом классе соответствует умение сделать выводы о климате в городе по сведениям о среднегодовых температурах и определить, какие предметы могут служить проводниками электричества.

Уметь определять время по солнечным часам, знать механизм дыхания рыб и предсказывать, какое вещество при нагревании расплавится раньше – для десятилетнего американца уже знание естественных наук на уровне выше среднего.

Базовое знание естественных наук восьмиклассником – это умение перечислить по меньшей мере три функции искусственных спутников, объяснить зависимость между функцией человеческого зуба и его формой, а также разместить зеркало заднего вида так, чтобы оно отражало нужную часть дороги (кстати, очень жаль, что этому вопросу не уделяют внимания в российских средних школах).

Наконец, тринадцатилетний житель США может считать, что знает физику и биологию на уровне «выше среднего», если он имеет представление об ускорении, которое придает объекту приложенная к нему сила, в состоянии объяснить разницу между строением растительной и животной клетки и описать движение молекул в зависимости от агрегатного состояния вещества.

Надо сказать, что точные и естественные науки традиционно преподаются в средних и старших классах американских школ на гораздо менее высоком уровне, нежели словесность и история. Некоторые специалисты винят в этом многострадальную тестовую систему оценки знаний: мол, по английской литературе и общественным наукам школьникам приходится писать многочисленные эссе, а для решения тестов по математике нужно научиться выполнять несколько типов заданий, да и этого можно не делать, понадеявшись на везение.

Ситуация с изучением математики и физики в школах неизбежно сказывается на рынке труда. Должности специалистов зачастую занимают эмигранты из России, Восточной Европы, Китая и Индии. А в начале девяностых годов XX века переезд ценных специалистов в США поощрялся американскими властями. Теперь Соединенные Штаты впали в состояние кадровой зависимости от притока мигрантов, и речь идет не о дешевой рабочей силе, а о высококвалифицированных кадрах.

Эта проблема назревала давно, и многие работодатели винят администрацию Джорджа Буша в том, что вместо обучения школьников математике бюджетные средства расходовались на безрезультатную пропаганду сексуального воздержания.

Возможно, Департамент образования США примет меры для исправления ситуации и внедрит новые программы по точным и естественным наукам. Но не в этом учебном году.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше