Последний летний месяц, который многие россияне считают идеальным для отпусков, оказался неудачным для путешествий. По крайней мере, для тех жителей российских городов, которые выбрали для перелета рейсы авиакомпаний "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" или "Сибавиатранс".
Кризис в авиационном альянсе AiRUnion сказался не только на планах авиакомпаний на зимний сезон, но и на нескольких тысячах пассажиров, рейсы которых из аэропортов Южно-Сахалинска, Краснояркса, Барнаула, самарского аэропорта "Курумоч", а также новосибирского "Толмачево" и столичного "Домодедово" не вылетели вовремя. В одинаковом положении оказались как желавшие провести отпуск в Турции или на Кипре, так и россияне, направлявшиеся в другие города страны по делам.
Стоит отметить, что задержка рейса сказывается не только на пассажирах, которые собирались вылететь в этот день. Обычно уже через несколько часов прибывший самолет должен лететь обратно. Если этого не происходит, сбивается все расписание рейсов, и проблемы нарастают как снежный ком. А если прибавить сюда стыковочные рейсы, пассажиры которых не могут вовремя совершить пересадку на нужный самолет, можно получить примерное представление о том, что происходит на протяжении последней недели в крупных российских аэропортах.
Вечером 27 августа в аропортах находились по меньшей мере четыре тысячи пассажиров, чьи рейсы были задержаны, порой на неопределенный срок. Для них не имел значения ни рост цен на керосин, ни миллиардные долги AiRUnion перед поставщиками топлива и компанией "Ильюшин Финанс", предоставлявшей альянсу самолеты.
Наиболее напряженной оказалась ситуация в Южно-Сахалинске. Пассажиры авиакомпании "КрасЭйр" ожидали вылета во Владивосток почти неделю. Аэропорт назначения отказывался принимать самолет. Далеко не все они являются жителями Южно-Сахалинска, поэтому им пришлось тратить деньги на съемные квартиры и гостиницы. Естественно, эти расходы оказались незапланированными, а пассажирам, среди которых были пожилые люди и родители с маленькими детьми, приходилось еще самом заботиться о питании. В результате многие из них, как пишет "Финмаркет", стали планировать акции протеста.
Новосибирский аэропорт "Толмачево" взял на себя расходы, связанные с размещением и питанием пассажиров, пишет "Гудок". Впрочем, руководство компании надеется вернуть эти деньги. Как заявил на пресс-конференции гендиректор аэропорта Алексей Чертенков, после урегулирования ситуации альянсу AiRUnion будет выставлен счет. А получится ли возместить потраченные из-за проблем альянса средства – пока неизвестно. Отметим, что компания "Газпромнефть-Аэро" согласилась предоставить "Толмачево" топливо в рассрочку, чтобы можно было отправить хотя бы несколько рейсов.
Все по сюжетуКризис в AiRUnion
Пассажирам, застрявшим в московском "Домодедово", в среду, 27 августа пообещали, что к утру четверга все они смогут улететь. Помогло решить вопрос вмешательство правительства. Премьер-министр Владимир Путин распорядился выделить перевозчикам топливо из государственных резервов. Однако к полудню 28 августа пассажиры четырех рейсов все еще оставались в "Домодедово".
Вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что с 29 августа все рейсы AiRUnion будут летать по штатному расписанию. Так что явных последствий кризиса – пассажиров, сидящих на чемоданах в аэропортах разных городов России, - скоро не останется. А вот судам предстоит рассматривать не один десяток исков против компаний, входящих в альянс.
Судиться с перевозчиками захотят не только аэропорты и поставщики. Ожидается, что свои издержки захотят возместить пассажиры. Одним из них будет достаточно возврата средств, потраченных на билеты на несостоявшиеся рейсы. Другие могут потребовать от AiRUnion возмещения возникших дополнительных расходов и даже морального ущерба. На это могут претендовать пассажиры, чьи рейсы были отложены более чем на три часа.