Экспедиция Католического университета города Левен во главе с профессором Марком Велкенсом, работающая в древнем Сагалассе (сто километров к северу от современной Антальи), может считаться современным чемпионом по поиску колоссальных древнеримских статуй: только за два сезона найдено три головы высотой около метра, несколько пар ног и отдельные части рук соответствующих размеров. В предыдущие годы удачливые ученые находили и другие остатки громадные изваяний - ростом по четыре-пять метров. Столь большая монументальная скульптура встречается, вообще говоря, редко, по крайней мере, с тех пор, как раскопаны Пергам, Сарды и другие античные города в Малой Азии. Кроме того, последние находки левенской экспедиции - фрагменты статуй императоров и императриц из династии Антонинов - плод не только везения, но и научного анализа.
Город
Сагаллас - это чрезвычайно старый город, расположенный на западных отрогах хребта Тавр на высоте от 1400 до 1600 метров над уровнем моря. Люди жили в этом месте с 7 тысячелетия до нашей эры, что для Малой Азии, конечно, не редкость, но все равно впечатляет. Хеттские источники XIV века до нашей эры именуют город Salawassa. Заброшен он был в VII веке нашей эры, а заново открыт европейцами в начале XVIII.
В начале XIX века античное название города было установлено британским священником и археологом-любителем Арунделлом, но только во второй половине XX века археологи всерьез занялись исследованием Сагаласса. В 1970-х было проведено первичное научное картографирование района немецкой экспедицией, затем там поработала совместная британско-бельгийская группа, и с 1990 года с небольшими перерывами на публикацию отчетов Сагалассом руководит профессор Католического университета Левена Марк Велкенс. Ему этот проект принес не только научную славу, но и рыцарское звание.
Велкенс, опытный археолог новейшей формации, с самого начала сделал ставку на междисциплинарные исследования: кроме собственно археологов в Сагалассе работают антропологи, генетики, геологи, палеозоологи и палеоботаники, химики, почвоведы. Эта большая научная группа сумела составить связную и полную картину жизни Сагаласса и его окрестностей в эллинистическую и римскую эпохи.
В начале нашей эры Сагаласс опекался Римом. Адриан (76 - 138 годы нашей эры) объявил его "первым городом Писидии [провинции в Малой Азии], другом и союзником всех римлян". Сагаласс стал местным центром отправления культа императоров и успешно справлялся с этой задачей.
Семейные ценности Антонинов
Во II веке нашей эры наследование императорских регалий часто было условно наследственным: власть передавалась приемным сыновьям, причем это сопровождалось замысловатыми матримониальными комбинациями.
Так, бездетный Адриан усыновил Элия Цезаря (101 - 138 гг. н.э.) и Антонина Пия (86 - 161 гг. н.э.). Элий Цезарь умер молодым, но оставил сына - Луция Вера, "наследника второй очереди". Антонин Пий, которому династия обязана своим наименованием, потерял молодыми обоих сыновей от своей жены Фаустины Старшей (около 100 - 141 гг. н.э.), был вынужден последовать примеру Адриана и назначить преемников. Ими стали Марк Анний Вер (будущий Марк Аврелий) и Луций Вер, тот самый "наследник второй очереди".
Если к этому абзацу читатель еще не окончательно запутался, то вот ему дополнительные подробности династического устройства Антонинов. Марк Анний Вер, то есть Марк Аврелий (121 - 180 гг. н.э.), доводился Фаустине Старшей родным племянником и был женат на ее дочери Фаустине Младшей (около 130 - 175 гг. н.э.), то есть на своей кузине. Он этого брака родилась Луцилла (были и другие дети, например, печально известный Коммод, но он к этой истории отношения не имеет, к счастью). Эту Луциллу выдали замуж за Луция Вера (130 - 169 гг. н.э.), соправителя Марка Аврелия.
Мы описали эту хитроумную конструкцию, чтобы показать, как Антонины воспринимали себя: единой семьей, связанной прочными узами и требующей равного почитания. Изображения императоров и их жен тиражировались во всех важных центрах Империи, так что если найти статую или бюст кого-нибудь одного, то есть надежда, что поблизости "уцелел" еще кто-нибудь из друзей и родственников.
Вначале был Адриан
Вначале, на самом деле, были бани. Их в Сагалассе построили с имперским размахом, открыли в 165 году и посвятили Марку Аврелию и Луцию Веру. Одно из помещений, холодное и с бассейном, называлось "фригидариум". По провинциальным меркам в Сагалассе оно было изрядное: его площадь составляет 1250 квадратных метров. Где-то во второй половине VI века нашей эры в Анатолии произошло сильное землетрясение, разрушившее большую часть города, в том числе бани. Обвалившаяся крыша и раздробленные стены накрыли полы фригидариума и других помещений толстым слоем битого камня и черепицы.
Разбирать заваленные таким мусором помещения - удовольствие ниже среднего, но все усилия бельгийской экспедиции были вознаграждены. В июле 2007 года они нашли фрагменты статуи Адриана: голову (высотой более 70 см), стопу (длиной около 80 см) и правую голень. Сначала ученые заподозрили, что император попал во фригидариум в позднейшее время: его принесли туда, чтобы пережечь мрамор на известь, но не успели. Однако напротив места, где лежали обломки статуи Адриана, нашлись мраморные женские стопы, и, что интересно, мозаика вокруг них повторяла очертания столы, римского "платья". Следовательно, женская статуя попала во фригидариум не случайно, ее поставили там сознательно и приспособили для нее полы помещения. Кому принадлежали стопы, осталось загадкой до следующего сезона.
Фаустина
12 августа 2008 года в Сагалассе нашли огромную женскую мраморную голову - высотой 76 сантиметров. Она лежала в шести метрах от того места, где нашли Адриана. Рядом оказался кусок правой руки (женской) и фрагменты женских же сандалий. Сначала археологи предположили, что голова принадлежит статуе Вабии Сабины, жены Адриана. Но мраморное лицо принадлежало зрелой женщине: иконографический тип Вабии Сабины иной, ее изображали более юной. Голова из Сагаласса оказалась похожа на известный портрет Фаустины Старшей, жены Антонина Пия, происходящий из Сард и ныне хранящийся в Британском музее.
Вот тут на Марка Велкенса и его коллег снизошло озарение. Все находки были сделаны в нишах, причем обломки женских статуй находились с восточной стороны, а Адриан явно стоял на западной. Следовательно, найденные напротив него ступни должны принадлежать Вабии Сабине, его жене, а напротив Фаустины когда-то стояло изваяние ее супруга Антонина Пия. Гипотеза не замедлила подтвердиться: в предполагаемой нише Антонина Пия нашлись осколки мужских ступней.
Марк Аврелий
20 августа предположение археологов о предназначении ниш увенчалось еще одним триумфом: нашлись голова, рука и ступни Марка Аврелия. Прикрытые тяжелыми веками глаза императора смотрят чуть вверх, как и полагается тому, кто больше хотел быть философом, чем солдатом.
Велкенс убежден, что размер статуй плохо соотносится с высотой и назначением фригидариума. Он полагает, что первоначально императорское семейство стояло на высоком цоколе в специальном помещении недалеко от посвятительной надписи Марка Аврелия и Луция Вера. Аналогичные архитектурные решения известны в Малой Азии, в частности, в Эфесе.
Сезон в Сагалассе походит к концу. В 2009 году, если все будет хорошо, напротив Марка Аврелия будут искать и наверняка найдут фрагменты статуи Фаустины Младшей, и тогда вся семья вновь будет в сборе.