Обострение кредитного кризиса на прошлой неделе привело к кардинальному изменению всей финансовой системы США. Государство, оставив идеологические догмы о свободном нерегулируемом рынке, прибегло к самому масштабному вмешательству в экономику со времен Великой Депрессии. По инициативе министерства финансов на кредитные рынки предлагается закачать 700 миллиардов долларов. Одновременно Администрация США и ФРС договорились с ЦБ крупнейших развитых стран о координации кредитно-финансовой политики. Наконец, инвестиционные банки, которых многие винят в провоцировании текущего кризиса, фактически перестанут существовать как отдельные единицы.
Американское правительство и ФРС частенько вмешивается в ситуацию на рынках, когда дела идут не лучшим образом. Однако во времена прежних кризисов это вмешательство ограничивалось снижением ставок рефинансирования. Так поступил, к примеру, бывший глава Федерального Резерва Алан Гринспен после "краха доткомов" (разорения компаний отрасли информационных технологий в начале 2000-х. Ставку уронили до 1 процента и этого оказалось достаточно для постепенной стабилизации рынков и преодоления рецессии.
Признаки того, что на сей раз активность властей будет выше, появились еще в марте, когда ФРС спасла от банкротства инвестиционный банк Bear Stearns, предоставив срочный кредит на его покупку банку JP Morgan в размере 30 миллиардов долларов. А когда в конце августа резко обострились проблемы у ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, правительство решилось на национализацию. При этом для укрепления позиций обеих компаний, контролирующих на двоих половиной ипотечного рынка США пришлось произвести вливание капитала размером в 200 миллиардов долларов.
Помощь государства, тем не менее, все еще оставалась "точечной" и лимитированной. Положение изменилось в сентябре, когда стало ясно, что вялотекущий до этого момента кризис вошел в острую фазу. Поначалу ФРС и Минфин США проявили равнодушие к судьбе инвестиционного банка Lehman Brothers, который утром 15 сентября подал заявление о банкротстве. Но уже два дня спустя глава ФРС Бен Бернанке и министр финансов Генри Полсон вмешались, чтобы предотвратить крах крупнейшего американского страховщика AIG. Неконтролируемое банкротство финансового монстра с активами за триллион долларов подвергло бы серьезной угрозе остальных участников рынка, вызвав эффект домино.
Обычно такая государственная реакция вызывает энтузиазм на рынке. Но не в этот раз. Уже на следующий день котировки большинства акций финансовых компаний рухнули. Ликвидность на рынках начала таять, а ставка межбанковского кредитования LIBOR выросла в два с лишним раза. Началась самая настоящая паника, поскольку финансовые институты фактически перестали давать друг другу взаймы.
Чтобы не допустить обрушения экономики, министерство финансов предложило план спасения экономики. "Мы доберемся до корня проблемы", - пообещал Конгрессу Генри Полсон. Его основная идея заключается в том, что государство должно создать агентство по выкупу неликвидных активов у финансовых компаний. Таким образом, балансы банков оздоровятся и они снова смогут предоставлять достаточно кредитов для поддержания экономического роста. А сниженные ставки по кредитам сделают ипотеку более доступной и тем самым обеспечат стабилизацию и рост цен на жилье, удешевление которого и стало первоначальной причиной текущего кризиса.
Параллельно американские власти решили поддержать паевые фонды, гарантировав выплаты хранящиеся там средства на 50 миллиардов долларов. Наконец, чтобы избежать паники на рынке, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) запретила "шортить" акции финансовых компаний до 2 октября. Стоит заметить, что в Великобритании рыночную стихию решили ограничить вообще до нового года, опасаясь обвала.
Шорт-трейдинг или открытие "коротких" позиций - одна из разновидностей биржевой торговли. Инвестор берет кредит у брокера с обязательством купить ту или иную ценную бумагу в будущем. В случае, если цена бумаги падает, трейдер ее выкупает, а разницу забирает себе.
План предстоит принять в кратчайшие сроки. Казначейство надеется уговорить Конгресс в течение недели-двух. В принципе, этому ничего не мешает. Большинство членов обеих палат американского парламента поддерживают законопроект вне зависимости от партийной принадлежности. Есть разве что споры по второстепенным вопросам. К примеру, глава сенатского комитета по финансам Барни Фрэнк (Barney Frank) считает, что недопустимо включать в сумму помощи выходные пособия гендиректорам оказавшихся не у дел фирм (величина этих пособий зачастую составляет несколько десятков миллионов долларов). Оба кандидата в президенты США также поддерживают ФРС и Минфин в этих инициативах.
Лишь отдельные законодатели высказывают свое несогласие с позицией Полсона. В частности, сенатор-республиканец от штата Алабама Ричард Шелби (Richard Shelby) отметил, что объем необходимой помощи может оказаться больше, чем предполагалось изначально и достигнуть триллиона долларов. По его мнению, в любом случае будут затронуты интересы налогоплательщиков.
Здесь следует пояснить: американский бюджет и без того является дефицитным, причем, объем дефицита за 2008 финансовый год как минимум превысит 400 миллиардов долларов. Для предоставления рынку столь значительных средств США придется либо занимать дополнительно, либо повышать налоги. Так как второй вариант перед выборами совершенно неприемлем, то придется наращивать долг. Сложив все непредвиденные расходы, которые американское государство понесло или понесет в ближайшее время, получается сумма в 1,1 триллиона долларов - и это не считая многотриллионных обязательств ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac, часть которых уйдет на бюджетный баланс.
Такой единовременный рост долговых обязательств США является беспрецедентным за всю историю. Увеличение долга означает рост нагрузки на бюджет в будущем (сейчас обслуживание 9,5-триллионного долга стоит Америке более 400 миллиардов долларов в год) и падение курса доллара уже в ближайшей перспективе. Таким образом, вытаскивая один сектор экономики, власти США подставляют под удар другой. Весь вопрос в том, насколько верно они определились с выбором "наименьшего зла".
Другим возражением экспертов против плана Полсона являются сомнения в способности Минфина правильно оценить те активы, которые необходимо будет взять в залог. Это может привести к откровенным спекуляциям со стороны банков и других финансовых институтов. Наконец, всех предложенных мер может оказаться недостаточно в случае, если экономический рост продолжит свое замедление. Специалисты считают, что даже при пониженных ипотечных ставках американцы не захотят покупать жилье из-за роста безработицы, инфляции и сокращения реальных доходов домохозяйств. В этом случае ответ властей на кризис окажется затратной, но малополезной акцией.