Действие национальных проектов в России закончилось. С 2009 года такое понятие из бюджета исчезнет окончательно, о чем сообщил 24 сентября после заседания правительства вице-премьер Александр Жуков. Это, впрочем, не значит, что на эти цели перестанут выделять финансирование. Решено лишь преобразовать нацпроекты в государственные программы. Содержание этих программ будет определено уже в бюджете на 2009 год, который сейчас рассматривается в Госдуме.
Термин "Национальный проект" появился в конце 2005 года, когда стало ясно, что из кризиса 1998 года страна более или менее выбралась, а "жирок" в виде роста ВВП и притока валюты в государственную казну позволил заняться государственным инвестированием. В сентябре 2005 года было решено, что деньги будут вложены в четыре проекта - "Доступное жилье", "Образование", "Здравоохранение" и "Сельское хозяйство". Наиболее затратным стал проект "Здравоохранение", а самым дешевым - "Сельское хозяйство".
Финансирование проектов в ходе их реализации увеличивалось. Так, если изначально на проект "Здравоохранение" в 2006 году предполагалось выделить 57,6 миллиарда рублей, то на практике эта цифра выросла до 90 миллиардов. В полтора раза поднялся в том же году и размер расходов по остальным направлениям.
При этом результаты оказались не слишком впечатляющими. Справедливости ради, надо признать, что хотя вышеуказанные суммы и выглядят достаточно большими, в реальной экономике соответствующих секторов - это почти капля в море. Какого-то кардинального результата они дать не могли. Тем более сложно подсчитать конкретные результаты проектов по здравоохранению и образованию, поскольку реформы в таких отраслях в одночасье не происходят. Можно лишь констатировать рост зарплат врачей и преподавателей, да увеличение количества медицинских сотрудников. Однако последняя тенденция имела место и в конце 90-х-начале 2000-х. В конце концов, для повышения зарплат медикам и педагогам создание нацпроекта совершенно не обязательно.
Задачи национальных проектов (поставлены в 2006 году):
в здравоохранении:
• в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
• полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;
в образовании:
• подключить больше половины школ страны к сети Интернет;
• выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;
в жилищной сфере:
• обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе;
• обеспечить массовое строительство новых микрорайонов;
на селе: • направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах – а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.
Кое-какие итоги можно подвести только относительно сельского хозяйства. Действительно, эта отрасль в последние годы переживает значительный рост, особенно в земледелии. Но скорее это можно связать с общим восстановительным подъемом после глубочайшей депрессии 90-х и повышением цен на сельхозпродукцию на мировом рынке. А вот в животноводстве, не затронутом мировой конъюнктурой взрывного роста цен, ситуация не самая благоприятная. За последние два года рост поголовья скота составил около 15 процентов, однако в 2008-м он застопорился, более того, отмечен даже некоторый спад. Неплохие результаты показывает разве что овцеводство.
Что касается "Доступного жилья", то это словосочетание по-прежнему остается оксюмороном. Для подавляющего большинства наших сограждан покупка собственного жилья - товара первой необходимости - является роскошью. Доля обзаведшихся квартирами и домами социально необеспеченных людей и молодых семей, на поддержку которых проект и был рассчитан, осталась очень небольшой. Объемы ввода в строй нового жилья существенно уступают результатам 80-х годов, когда был достигнут пик жилищного строительства.
Строго говоря, нацпроекты начали "отваливаться" еще в 2007 году. Летом прошлого года правительством была принята госпрограмма по развитию сельского хозяйства на ближайшие пять лет. После этого необходимость существования соответствующего нацпроекта отпала сама собой.
В январе 2008 года премьер-министр (тогда президент) России Владимир Путин объявил о том, что проекты следует переделать в государственные программы. Что и было выполнено спустя полгода. Год спустя после Минсельхоза аналогичную программу приняло и Минздравсоцразвития. С учетом того, что проект "Доступное жилье" функционировал отдельно от остальных, осталось только "Образование". Как отмечает "Коммерсант", сохранять структуру нацпроектов только для него одного не было никакого смысла.
Более того, с точки зрения юридической и документальной, нацпроекты являлись фикцией. Красивое название фактически отражало лишь наличие соответствующей федеральной целевой программы (ФЦП), как ядра того или иного проекта. Понятие существовало, но документально никак оформлено не было.
Таким образом, уход в историю широко разрекламированной системы "национальных проектов" оказался тихим и мало что значащим в масштабах не только страны, но даже и отраслей, развивать которые они были призваны. Говорить об их провале нельзя, поскольку цели были поставлены весьма расплывчатые, а средства выделены весьма скромные. Но и особых успехов замечено не было. Остается надеяться, что не рассчитанные изначально на широкий пиар госпрограммы окажутся более результативными.