В воскресенье бывший госсекретарь США Колин Пауэлл стал наиболее высокопоставленным республиканцем, поддержавшим кандидата в президенты от соперничающей Демократической партии. Сказать, что это стало большой неожиданностью, нельзя - о том, что ради Барака Обамы Пауэлл поменяет партийную ориентацию, говорили давно и много, - но момент для Обамы выбран очень удачный. До выборов остается всего пара недель - как раз хватит, чтобы запустить Пауэлла в конвейер демократической пропаганды, и не слишком много, так что он не слишком надоест избирателям.
Выступая на передаче Meet the Press (телеканал NBC), Пауэлл назвал Обаму "воплощением перемен" и представителем "молодого поколения" политиков, вступающих на национальную и международную сцену. По словам бывшего госсекретаря, пытаясь сделать выбор между двумя претендентами на пост главы государства, он за ними пристально наблюдал и в конце концов решил, что Обама подходит лучше: из-за "его способности воодушевлять людей, объединяющей направленности его кампании, стремления обратиться к Америке в целом, ораторских способностей - это стоит учитывать, - а также глубины его личности - у него есть и стиль, и глубокое содержание".
Сторонники Обамы связывают с шагом Пауэлла значительные надежды. Пауэлл - ветеран Вьетнама и отставной четырехзвездный генерал сухопутных войск. При Рейгане был советником президента по национальной безопасности, а при Джордже Буше-старшем, в период первой Войны в заливе, председательствовал в Объединенном комитете начальников штабов. Ну а потом, в течение первого срока Буша-младшего, возглавлял дипломатическое ведомство. Вывод из всего этого предполагается следующий: если уж такой высокопоставленный государственный деятель и военачальник счел Обаму готовым к президентству, то стоит ли, как это делают в штабе Джона Маккейна, винить чернокожего сенатора в неопытности и некомпетентности?
С другой стороны, Пауэлл не впервые идет против партийной линии. По убеждениям он - умеренный республиканец, а при Буше в "Великой старой партии" главенствует неоконсервативная идеология. Когда Пауэлл стоял во главе Госдепа, его приверженность дипломатии и нежелание злоупотреблять военной мощью плохо вязались с идеями "войны против террора", "упреждающих ударов" и тому подобными вещами. Как потом выяснилось, госсекретарь даже пытался отговорить Буша от вторжения в Ирак. Короче говоря, рядом с Диком Чейни, Доналдом Рамсфелдом и Полом Вулфовицем генерал однозначно числился "голубем", и между ним и "ястребами" существовала взаимная нелюбовь. Говорят, в беседе со своим британским коллегой Джеком Стро Пауэлл даже назвал товарищей по администрации "е...ми психами" (fucking crazies). В 2005 году пост госсекретаря закономерно заняла более лояльная генеральной линии Кондолизза Райс.
Когда нынешняя президентская гонка стартовала, Пауэлл держал себя в рамках партийной дисциплины. В 2007 году он сделал максимально допустимое индивидуальное пожертвование в фонд Маккейна - 2300 долларов, а позднее даже попал в список вероятных напарников республиканского кандидата. Но уже летом, когда демократы определились с выбором фаворита, стали множиться слухи о том, что бывший госсекретарь поддержит Обаму. Сам Пауэлл эти слухи предпочитал не комментировать. Впрочем, он еще в феврале оговорился, что станет голосовать за того кандидата, который наиболее компетентен - "будь то республиканец, демократ или независимый".
Как кажется со стороны, очевидным мотивом принятого Пауэллом решения может быть расовая солидарность. Тут стоит вспомнить, что давным-давно, в 1996 году, на первый пост в государстве прочили самого Пауэлла: по мнению части республиканцев, он тогда имел достаточно политического веса и популярности, чтобы сразиться с Биллом Клинтоном и стать первым американским президентом-негром. Бороться за это историческое звание Пауэлл тогда не пожелал, а может быть, его отговорили, зато теперь он решил помочь другому. Когда телеведущий спросил Пауэлла о расовой подоплеке его шага, генерал возразил: "Если бы у меня только это было на уме, я бы мог сделать выбор шесть, восемь или десять месяцев назад". При этом Пауэлл подчеркнул, что победа черного кандидата будет иметь историческое значение и "должна стать предметом гордости - не только для афроамериканцев, но для американцев вообще".
Как утверждает Пауэлл, он долгое время колебался между Маккейном, которого уважает и знает уже 25 лет, и Обамой, которого он смог узнать лишь недавно. Окончательное решение в пользу демократа было принято лишь пару месяцев назад. Бывшего госсекретаря, как он говорит, разочаровали несколько вещей. Во-первых, Маккейн недостаточно хорошо понимает всю глубину нависшего над миром финансового кризиса и не предлагает достаточно долгоиграющих решений по этому поводу. Во-вторых, напарница Маккейна, Сара Пэйлин, - "выдающаяся женщина", но она не готова стать президентом США, а быть к этому готовым - это собственно и есть работа вице-президента. В-третьих, Пауэллу пришелся не по душе агрессивный тон кампании республиканцев - все эти нападки на Обаму по поводу его связей с бывшим террористом Биллом Айерсом и тому подобное. Наконец, позиции республиканцев продолжают смещаться направо, и как бы ни был хорош Маккейн, он в случае победы станет блюсти генеральную линию партии.
"Мне непросто разочаровывать сенатора Маккейна, как я сделал сегодня утром, и я об этом сожалею. Однако я твердо верю, что на нынешнем этапе американской истории нам нужен президент, который не будет просто продолжать политику последних лет", - отметил госсекретарь. Насколько в действительности разочаровался поступком Пауэлла республиканский кандидат, остается догадываться, но в ответ на просьбу журналистов о комментарии подчеркнул, что его и без Пауэлла поддержали пять бывших госсекретарей и более двух сотен отставных генералов и адмиралов. Обама, напротив, поддержку Пауэлла оценил очень высоко: "Великий солдат, великий государственный деятель и великий американец поддержал нашу борьбу за перемены в Америке". Кроме того, демократический кандидат похвалился, что за последние несколько лет имел счастье пользоваться "мудростью и советами" бывшего госсекретаря. Действительно, в 2007 году сам Пауэлл говорил, что обсуждал с Обамой внешнюю политику и дал ему какие-то дельные советы. По последним новостям, место советника обещано Пауэллу и в Белом доме - если в январе туда въедет Обама.
Спецпроект о выборах в СШААмериканские гонки
В последние дни не только Пауэлл стал источником радости для Обамы: демократический кандидат просто-таки бьет рекорд за рекордом. Во-первых, выяснилось, что за сентябрь он собрал небывалую сумму пожертвований - 150 миллионов долларов. Это при том, что Маккейн, принявший государственное финансирование своей кампании, ограничен всего 84 миллионами - и не в месяц, а на весь предвыборный осенний период. Конечно, всякими доступными способами ему помогают партийный аппарат и отдельные инициативные группы, но финансовое преимущество Обамы иначе, как колоссальным не назовешь. Во-вторых, харизматичный Обама собрал рекордный по численности митинг: в Сент-Луисе послушать про демократические перемены пришли около 100 тысяч человек.
В общем, Обама явно на коне, тем более, что в его пользу говорят и опросы обществненного мнения: у него значительный отрыв от Маккейна и в общенациональных рейтингах, и во многих ключевых "колеблющихся штатах". Такое положение дел, разумеется, кого-то заставляет говорить о решенном исходе борьбы и победе Обамы. Даже сам Маккейн в телеинтервью признал, что не исключает возможность проигрыша, хотя и старается о ней слишком много не думать. Однако те, кто следит за ходом кампании, в большинстве своем не учитывают один важный момент: поддержать кандидата в беседе с социологом и даже выделить на кампанию этого кандидата часть своих денег - одно, а вот вдали от посторонних глаз нажать нужную кнопку - другое. К примеру, против демократа может сыграть все тот же расовый фактор, который обеспечил ему значительную долю общественного признания. Так что делать выводы раньше времени не надо.