14 ноября министр обороны Судана Абдул Рахим Мохаммед, посетивший Россию по поручению президента своей страны, признался журналистам, что Москва вопреки требованиям резолюции ООН продала Хартуму 12 истребителей МиГ-29. Новость о поставках самолетов появилась еще в июле 2008 года, однако "Рособоронэкспорт" опроверг ее, заявив, что МиГи в Судан не продавал. Позже на страницах издания Sudan Tribune появилась информация, что истребители были поставлены суданской армии через неизвестную белорусскую компанию, которая могла выступить в качестве продавца или посредника.
Судан - одна из горячих точек на карте мира. В начале 2003 года в регионе Дарфур на западе этой страны вспыхнуло вооруженное восстание, которое вылилось в гуманитарную катастрофу. Регион на протяжении многих столетий населяют чернокожие африканцы и арабские племена. Напряженность в отношениях между ними сохранялась практически всегда и нередко становилась причиной кровопролитных вооруженных столкновений.
Поводом к нынешнему конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население посчитало, что в соглашении не были учтены их экономические интересы, и в начале 2003 года повстанцы напали на правительственные войска. Поскольку суданская армия не располагала в этом регионе достаточными силами, Хартум использовал против повстанцев авиацию и вооруженные отряды милиции "Джанджавид", в которые вошли представители местных арабских племен. В ходе боевых действий арабские поселения оставались нетронутыми, тогда как деревни, населенные чернокожими суданцами, уничтожались.
Дарфурский конфликт в итоге перерос в настоящий геноцид. Причем, как утверждает ресурс genocide.ru, он организован по схеме, опробованной еще в Османской Турции при уничтожении армян и ассирийцев. Сначала люди изгоняются из деревень, уничтожаются их посевы, запасы продуктов, скот, отравляются источники воды, а затем беженцев сгоняют в специальные лагеря, где держат почти без воды и пищи, обрекая на медленную смерть. Тех, кто пытается выйти за границы лагеря в поисках еды или воды, беспощадно уничтожают. Помимо этого, правительство Судана всячески препятствует поставкам из-за рубежа гуманитарной помощи для беженцев. По мнению руководства ООН, число жертв дарфурского геноцида превышает 180 тысяч человек. Но международные эксперты утверждают, что погибших значительно больше - около 300 тысяч.
Международное сообщество пыталось остановить конфликт в Дарфуре, хотя для этого в основном использовались методы, которые официальный Хартум по большому счету игнорировал или же реагировал на них откровенно агрессивно. В частности, в июле 2008 года Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира за геноцид и преступления против человечности. Факт, когда подобная мера принимается в отношении действующего главы государства, уникален для международной юридической практики. В ответ на это в МИД Судана заявили, что не признают решения гаагского трибунала независимо от того, касаются они президента или любого другого гражданина этой страны. А в еще одном заявлении, которое было зачитано по суданскому телевидению, этот шаг назвали "безответственным и дешевым политическим шантажом".
Обвинения в адрес официального Хартума обусловлены тем, что отряды "Джанджавид" пользуются поддержкой регулярной армией Судана, а правительство, как утверждают эксперты, не только не пытается остановить затянувшийся кровопролитный конфликт, но и косвенно поощряет его, стараясь сохранить свое влияние в нефтеносных регионах. Причем для бомбардировок мирного населения нередко используются самолеты и вертолеты ВВС страны.
В 2007 году доклад, посвященный конфликту в Дарфуре, обнародовала Международная правозащитная организация Amnesty International. Доклад включал фотографии, подтверждающие использование суданскими ВВС боевых самолетов в мятежном регионе. В ответ на это представитель Судана в ООН Абдель Махмуд Абдель Халим заявил, что утверждения правозащитников являются ложью, а "эти фотографии могли быть сделаны в Центрально-Африканской республике или даже в Судане, но не в Дарфуре". Политик также сказал, что армия Судана вообще не действует в этом регионе.
Отчасти именно из-за фактов использования военной техники для уничтожения чернокожего населения резолюцией ООН 1591, принятой Советом безопасности в 2005 году, поставки вооружений правительству и мятежникам в Дарфуре были запрещены. Интересно, что за ее принятие проголосовали 12 из 15 членов Совета. Алжир, Китай и Россия воздержались. В Москве заявили, что введение санкций не поможет урегулированию ситуации в западных районах Судана. К тому же МИД РФ выразил сомнение в надежности способов мониторинга за военными поставками этой стране.
У России и Китая есть все основания не портить отношения с официальным Суданом. Ведь Китай сегодня является крупнейшим покупателем суданской нефти, которая как раз и стала причиной конфликта. В послании суданского лидера президенту России, которое передал министр обороны этой страны во время недавнего визита, также была выражена надежда на более активное участие РФ в нефтедобыче в Судане. Виды на суданскую нефть издавна имела и Белоруссия. А ведь "черное золото", как известно, и сегодня остается существенной разменной монетой в международных торговых сделках. В том числе, и касающихся поставок вооружения.
Согласно утверждениям правозащитников, многие государства до сих пор продолжают не только продавать оружие Хартуму, но и наращивать военно-техническое сотрудничество с этим государством. В частности, в 2007 году Amnesty International обвинила Россию и Китай в том, что они осуществляют поставки оружия в Судан, нарушая тем самым эмбарго ООН. По утверждению организации, только в 2005 году Россия отправила в Судан военной техники на 21 миллион долларов, а Китай - на 24 миллиона. Также в качестве поставщиков оружия были названы Белоруссия, Кувейт и Саудовская Аравия. Аналогичные обвинения звучали и со стороны правозащитной организации Human Rights Watch.
Суданско-российскому военно-техническому сотрудничеству были и другие косвенные подтверждения. Так, в мае 2008 года над Омдурманом - пригородом столицы Судана - во время столкновения с повстанцами был подбит МиГ-29, пилотируемый российским летчиком. Пилот успел катапультироваться, однако его парашют не раскрылся. Правда, утверждать, что летчик целенаправленно был направлен в Судан по линии военного ведомства РФ, оснований нет. Согласно официальной версии, это был отставной офицер, который сам завербовался в суданскую армию.
На протяжении более чем 50-летней истории своих ВВС Судан закупала как советские самолеты и вертолеты, так и западные образцы. Многие из них в силу возраста находятся не в лучшем состоянии. Кроме этого, исследователи дарфурского конфликта утверждают, что повстанцам удалось сбить значительное число авиатехники суданской армии.
Состояние ВВС Судана сегодня остается весьма плачевным, и закупка российских машин существенно укрепит потенциал армии этой страны. А смысл обновлять свой авиационный парк у Хартума есть. Самолеты могут понадобиться не только для подавления повстанцев, но и для выяснения отношений с соседним Чадом, который, по утверждениям СМИ, уже подвергался налетам суданских ВВС. Чад, как считает суданское руководство, поддерживает повстанцев, что уже стало причиной разрыва дипломатических отношений между странами.
Несмотря на многие факты, косвенно подтверждающие факты военно-технического сотрудничества между Москвой и Хартумом, признание министра обороны Судана Абдул Рахим Мохаммеда все же выглядит странным. Суданский министр фактически подтвердил факт нарушения Россией резолюции ООН, которая, несмотря на свой основательно подточенный за последние годы авторитет, пока еще остается единственной в своем роде официально признанной международной организацией, способной повлиять на подобного рода процессы. Причем министр подтвердил этот факт после того, как сама Россия попыталась его опровергнуть. И вовсе не удивительно, что это уже спровоцировало негативную реакцию - с осуждением сделки, в частности, выступил представитель Госдепа США.
В то, что скандальное заявление у Абдула Рахим Мохаммеда просто "сорвалось", верится слабо. Политики такого уровня нечасто допускают фатальные оговорки. Маловероятно и то, что таким образом официальный Хартум решил еще чуть-чуть ослабить и без того пошатнувшийся за последние годы авторитет ООН, резолюции и призывы которой все чаще и чаще остаются незамеченными. Рисковать ради этого взаимовыгодными отношениями с Россией Судану было бы глупо.
Впрочем, несмотря на произошедшее, весьма сомнительно, что данное признание будет иметь сколько-нибудь серьезные последствия для России. США и так уже с завидным постоянством вводит и продляет санкции против "Рособоронэкспорта" и крупных предприятий отечественной "оборонки". Но это вовсе не мешает РФ по-прежнему оставаться вторым в мире поставщиком вооружений.