Оскорбление легенды На матче между питерским "Зенитом" и московским "Динамо" произошел баннерный скандал

Центральный матч 29-го тура чемпионата России по футболу между питерским "Зенитом" и московским "Динамо" наверняка войдет в историю. Вовсе не потому, что в ходе этой игры московский клуб стал обладателем бронзовых медалей первенства страны впервые за 11 лет. Матч, прошедший 16 ноября на стадионе "Петровский" в Санкт-Петербурге и закончившийся с ничейным счетом – 1:1, ознаменовался скандалом, виновником которого стала группа болельщиков "Зенита". На седьмой минуте встречи на одном из секторов стадиона питерские фанаты растянули баннер, оскорбляющий легендарного российского голкипера Льва Яшина, выступавшего за московское "Динамо" с 1949 по 1971 годы.

Содержание баннера, вероятно, известно даже тем, кто не интересуется не только взаимоотношениями "Зенита" и "Динамо", но и футболом вообще. Степень цинизма, бестактности и вменяемости авторов плаката "Сдох ваш Яшин – сдохнет "Динамо" уже оценили журналисты спортивных изданий, болельщики обеих команд, президент Российского футбольного союза (РФС) Виталий Мутко, генеральный директор "Динамо" Дмитрий Иванов и российские блогеры.

Журналисты издания "Спорт Экспресс" написали о том, что случившееся в Питере "переходит грани добра и зла", а спортивный портал "Чемпионат.ру" назвал группу болельщиков, изготовивших баннер, отморозками. Блогосфера также включилась в обсуждение и осуждение питерских болельщиков. Официальные лица оказались несколько скромнее в своих оценках: Иванов ограничился словом "кощунство" и поставил под сомнение принадлежность авторов слогана к разумным людям, а Мутко пообещал, что РФС проведет разбирательство в связи с инцидентом.

Один из лидеров питерской команды и сборной России Андрей Аршавин опубликовал на своем официальном сайте запись, в которой также осудил оскорбительный баннер и выразил надежду, что подобного больше не повторится. А вот капитан "Динамо" Дмитрий Хохлов отказался комментировать появление баннера, заявив лишь, что агрессивное поведение болельщиков принимающей гостей команды – нормальное явление.

Руководство питерского клуба извинилось за фанатскую выходку, разместив на официальном сайте команды обращение к российским футбольным болельщикам. "Футбольный клуб "Зенит" приносит извинения ФК "Динамо", всем российским болельщикам, всем, кому дорога наша история, за вопиющий случай, имевший место на трибунах стадиона "Петровский", на которых появился баннер оскорбительного содержания", - говорится в заявлении питерцев. Также представители клуба пообещали найти инициаторов акции и наказать их за оскорбление памяти Льва Яшина.

Также свою точку зрения на случившееся высказал координационный совет болельщиков "Зенита". Члены совета заявили, что люди, написавшие баннер, "перешли грань человеческих и этических норм". Авторы обращения, размещенного на сайте "Зенита", принесли извинения семье Льва Яшина и всем любителям футбола. Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ) отметило, что баннеры подобного содержания оскорбляют не команду соперника, а прежде всего авторов слоганов. Кроме того, члены ВОБ заявили, что подобных растяжек на стадионах быть вообще не должно. Виталий Мутко придерживается такой же позиции. "Хулиганов необходимо отсекать от стадионов и наказывать - причем не только в дисциплинарном порядке. Должна существовать норма о недопуске на спортивные арены за те или иные прегрешения. И она будет в новом законе о правилах посещения спортивных соревнований, работа над которыми активно ведется нами вместе с МВД", – заявил президент РФС в интервью "Спорт-Экспрессу".

На матче первого круга чемпионата России сезона-2007 между "Зенитом" и "Динамо" питерские болельщики вывесили портрет Лаврентия Берии с подписью "Вы платите за его грехи". Во время игры второго круга, фанаты "Динамо" развернули ответный плакат с изображением Ксении Собчак и подписью "А за ее грехи вам век не расплатиться".

Директор по безопасности Российской футбольной Премьер-лиги Александр Мейтин отметил, что с авторами баннера будет проведена лишь воспитательная беседа, так как уголовный кодекс не предусматривает наказания за действия подобного рода.

Однако восстановить справедливость пожелали простые болельщики чемпиона России 2007 года. И, как они утверждают, человек, который написал оскорбительный слоган, получил по заслугам. В заявлении, опубликованном на объединенном сайте фанатского движения "Зенита", болельщики заверили футбольную общественность в том, что виновник баннерного скандала наказан "в соответствии со всеми фанатскими нормами". В тексте, подписанном членами фанатских организаций, отношение болельщиков к факту изготовления баннера и к его автору выражено в весьма жесткой и непечатной форме.

По утверждениям болельщиков "Зенита" и московского "Динамо", раньше их отношения друг с другом не были враждебными. По мнению некоторых фанатов, взаимоотношения "зенитчиков" и "динамиков" начали портиться около десяти лет назад. В сезоне-1999/2000 стычки между питерцами и москвичами случались регулярно. В 2000 году в Питере произошла массовая драка с участием фанатов "Динамо" и "Зенита", в результате которой пострадали десятки человек.

По словам одного из представителей фанатского движения "Динамо", вражда между питерскими и московскими болельщиками возникла в связи с тем, что многие молодые фанаты воспринимают послематчевые стычки как обязательную часть посещения стадиона. "Воевать с Москвой интересно - это как бы продолжение извечного спора двух столиц", - считает один из лидеров фан-движения "Динамо", известный как Каманча.

В матче 1/8 финала Кубка России сезона-2007 "Зенит" обыграл "Динамо" со счетом 9:3. Болельщики московского клуба посчитали, что в проигрыше их любимой команды виноват арбитр Александр Евстигнеев, обслуживавший встречу. На следующий матч болельщики московского клуба принесли баннер с домашним адресом Евстигнеева и надписью "Как убивали Динамо".

Весной 2005 года в Санкт-Петербурге за несколько часов до начала стартового матча между "Зенитом" и "Динамо" также произошла массовая драка болельщиков обеих команд. По разным версиям, в потасовке участвовало от 80 до 200 человек. Летом 2005 года фанаты подрались в Москве. В результате драки пострадали девять человек.

Весной 2008 года начальник управления организации общественного порядка подмосковного ГУВД Владимир Бадаев заявил, что фанаты "Динамо" и "Зенита" являются самыми проблемными болельщиками в стране. "Зенит" стал чемпионом России, команда прогрессирует, но, помимо положительного всплеска, появилась и группа фанатов, которые выезжают на матчи только для того, чтобы выяснить с другими болельщиками, чья команда круче. Сильное беспокойство вызывают и болельщики "Динамо", еще одной команды, в игре которой наметился явный подъем. Например, такое количество пьяных болельщиков, которых задержали на недавнем матче "Динамо", мы не видели никогда", - заявил Бадаев в интервью агентству РИА Новости.

Конфликты между болельщиками – неотъемлемая часть спортивных мероприятий. И так называемая баннерная война – традиционная составляющая фанатских противостояний. Обмен едкими, саркастичными и ироничными комментариями, высказывание мнений о событиях, произошедших в клубах, воспоминание о заслугах любимой команды и о поражениях противника, выраженное в емких фразах, написанных на ткани, стали обязательным пунктом фанатских перформансов наряду с кричалками, файер-шоу и барабанным боем. Творческая группа, занимающаяся подготовкой баннеров, есть у каждого крупного клуба. Однако, по словам питерских болельщиков, авторы баннера, который появился на матче "Зенит" – "Динамо", не согласовали его содержание с лидерами фан-движения.

Зенитовский баннер стал главным спортивным ньюсмейкером последних нескольких дней. Имена авторов оскорбления пока не называются, однако их детище уже превратилось в медийного персонажа. Спорт-портал "Чемпионат.ру" проводит среди посетителей опрос, пытаясь выяснить, как читатели относятся к выходке болельщиков "Зенита". Сайт Sports.ru традиционно публикует подборку записей, оставленных болельщиками на гостевых книгах футбольных клубов. Наиболее эмоциональные посты, разумеется, посвящены баннеру.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше