21 ноября экипаж стратегической атомной подводной лодки "Юрий Долгорукий" осуществил успешный пуск ядерной энергетической установки. Сейчас субмарина готовится к первому выходу в море и заводским ходовым испытаниям. Для флота это знаменательное событие, которое омрачает лишь один факт: хотя процесс создания субмарины фактически занял три десятилетия, ракеты для нее до сих пор не приняты на вооружение.
В то, что субмарину достроят, верили далеко не все. Она была заложена на "Севмаше" 2 ноября 1996 года, должна была быть введена строй в 2002-м. Сроки сдачи постоянно переносились, и звучали даже заявления, что в 2006 году сдадут сразу две подлодки проекта 955 "Борей". Однако успешной реализации всех этих планов мешали многие причины. Сомнения в перспективах скорой сдачи "Юрия Долгорукого" оставались даже еще пару лет назад, когда техническая готовность составляла примерно 60 процентов. Но в апреле 2007 года первый не только в России, но и в мире атомный ракетоносец 4-го поколения был выведен из цеха в плавучий док, а 12 февраля 2008 года спущен на воду и ошвартован у достроечной стенки.
Первый вице-премьер и бывший министр обороны России Сергей Иванов, своей подписью одобривший вывод подлодки, тогда так прокомментировал свои впечатления по этому поводу: "Мы 17 лет не спускали на воду такие корабли. По сути, это первая российская атомная ракетная подводная лодка. Скажу вам честно, подписывать документ о выводе из цеха такого уникального корабля намного приятнее, чем какие бы то ни было международные договоры". Речь, надо полагать, шла о международных договоренностях, в соответствии с которыми Россия на протяжении многих лет сокращала свой ядерный потенциал. Причем, если вдуматься, нередко практически бескорыстно, поскольку западные "партнеры" далеко не всегда отвечали на это адекватными действиями.
Сама эпопея с созданием "Бореев" тянется еще с 1978 года. Именно тогда в СССР начались исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения. Непосредственная разработка корабля началась в ЦКБ "Рубин" лишь в конце 1980-х годов, но к тому времени вектор внешней политики страны сменился на более миролюбивый, и все прежние труды попросту могли пойти насмарку. Лишь каким-то чудом работы над проектом не были остановлены и, несмотря на все последующие потрясения, происходившие как в вооруженных силах, так и на предприятиях "оборонки", теперь практически полностью доведены до логического завершения.
Говорят, до закладки первому кораблю предполагалось присвоить имя "Санкт-Петербург", но впоследствии он получил название "Юрий Долгорукий". По традиции, носить имена русских князей будут и последующие субмарины. На первом этапе также планировали, что проект 955 будет заимствовать часть технических решений проекта 941 "Акула". Но в силу чрезмерной стоимости от этой идеи отказались и вернулись к "классической" схеме. В итоге "Борей" приобрел внешний вид, почти идентичный субмаринам проекта 881 "Меркурий", который так и не был воплощен в жизнь из-за появления более универсального образца.
На вооружение подводных лодок 4-го поколения планировали поставить новые твердотопливные баллистические ракеты "Барк", дальность полета которых, согласно техническому заданию, должна была достигать 10-11 тысяч километров. Конструкторы КБ имени Макеева также обещали поразить заказчика дешевизной, точностными, скоростными и защитными характеристиками своего изделия. Но, как оказалось, именно вооружению новой подлодки суждено было надолго стать больным местом проекта.
После нескольких лет работы ракета получилась на 2 сантиметра толще прежних образцов, из-за чего пришлось переделывать шахты "Дмитрия Донского" - субмарины проекта 941 "Акула", который также предполагали вооружить "Барками". Но новые ракеты так и не поступили на вооружение. С 1994 по 2003 год прошли три испытания "Барков", но все они оказались неудачными. Сначала, как писала "Российская газета", не отстрелилась амортизационная ракетно-стартовая система, потом был сбой в комплексе командных приборов, а в третий раз рабочие забыли установить на изделие дросселирующие молибденовые шайбы. После этого, не дожидаясь очередного этапа испытаний, правительство неожиданно отказалось от дальнейшего финансирования проекта и заказало совершенно другую систему Московскому институту теплотехники.
Так появилась твердотопливная ракета "Булава-30" - менее дорогая и габаритная. Ее первый и, наверное, пока что самый успешный испытательный пуск был произведен 27 сентября 2005 года из акватории Белого моря с АПЛ "Дмитрий Донской" по полигону Кура на Камчатке. За 14 минут "Булава" преодолела более 5,5 тысячи километров, после чего боевые блоки успешно поразили цели на полигоне. Но после этого что-то пошло не так.
Всего на сегодняшний день было произведено 8 испытаний ракет, не считая "броскового" пуска весогабаритного макета "Булавы" из подводного состояния. Увы, большинство из них закончились неудачно - ракеты либо отклонялись от курса, либо, недолетев до цели, падали в море. Последний пуск состоялся в сентябре 2008 года. Как утверждает источник газеты "Коммерсант" в Минобороны, активный участок траектории ракета прошла без сбоев и попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, однако ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения. Официальных комментариев ВМФ России на этот счет журналистам получить не удалось.
Также до сих пор непонятно, когда именно "Булава" будет поставлена на вооружение ВМФ. В то, что это случится в 2009 году, верится слабо, поскольку создателям ракеты предстоит еще далеко не одно испытание и, судя по всему, серьезная "работа над ошибками".
Интересно, что головной корабль проекта "Юрий Долгорукий", в отличие от последующих кораблей проекта "Борей", может иметь на борту всего 12, а не 16 ракет. Сейчас на "Севмаше" строятся еще две подлодки проекта 955/955A - "Александр Невский" и "Владимир Мономах" (последний из кораблей, как и последующие ракетоносцы, будет построен по измененному проекту 955А). Причем их закладка была произведена куда более впечатляющими темпами - в 2004 и 2006 годах. Остальные субмарины проекта, согласно планам руководства ВМФ, также будут закладываться, а затем вводиться в боевой состав с минимальными интервалами, что обеспечит непрерывный кораблестроительный процесс.
Четвертый "Борей", как заявил в интервью РИА Новости в июле 2007 года российский главком ВМФ Владимир Высоцкий, также будет отличаться от предыдущих. В первую очередь модернизация коснется таких аспектов, как шумность, маневрирование, удержание на глубине, управление оружием. Впрочем, эти субмарины и так уже называют лучшими по многим параметрам. Так, по утверждениям специалистов, "Бореи" станут самыми малошумными атомными подводными лодками в мире. За счет установки протяженных корпусных антенн, позволяющих "слышать" противника и обнаруживать его магнитное поле всем корпусом, конструкторам удалось достичь высочайшей информированности экипажа о тактической обстановке. Кроме этого, лодки нового поколения рассчитаны на более длительные сроки службы - 40-50 лет вместо 20-30.
Планируется, что субмарины проекта 955/955A будут ядром морских стратегических ядерных сил ВМФ РФ как минимум до 2040 года. И если ввод "Бореев" в состав российского флота будет проходить с высокими темпами, наметившийся в последние годы дисбаланс сил между ВМФ РФ и ВМС США по количеству атомных подводных лодок удастся сократить.
Правда, непонятной до сих пор остается судьба многострадальных ракет "Булава", без которых боевая эффективность субмарин равна нулю. Принять на вооружение "сырую" ракету нельзя, поскольку она не просто не эффективна, но и опасна. А стабильно неудачные испытания заставляют военных экспертов в очередной раз задаваться вопросом по поводу правильности прекращения финансирования проекта "Барк". Быть может, продолжи КБ имени Макеева разработку и испытания своих ракет, они бы уже давно стояли на вооружении. Ведь степень готовности комплекса в 1998 году, согласно информации в СМИ, оценивалась в 73 процента.