1 декабря на заседании президиума правительства вице-премьер России Сергей Иванов, наконец, рассказал о дальнейшей судьбе межконтинентальной баллистической ракеты "Булава", которая за последние годы стала чуть ли не именем нарицательным. Ракету примут на вооружение в 2009 году, вместе с первой подводной лодкой проекта 955/955A "Борей", для которой она в первую очередь и предназначена. В том же году завершатся испытания "Булавы", и начнется серийное производство, подготовка к которому, судя по всему, уже идет. Основанием для этого решения стали очередные испытания, которые, как оказалось, впервые прошли полностью успешно.
"Булаву" по большому счету испытывают уже около 5 лет. Причем практически каждое испытание, широко освещавшееся в СМИ, сопровождалось противоречивой информацией, многочисленными спорами и опровержениями. Даже после очередного пуска, состоявшегося 28 ноября 2008 года, разные источники сообщили неоднозначные данные. Одни называли этот пуск седьмым, другие - восьмым, а иные - девятым. Но если обстоятельно разобраться, последняя цифра все же наиболее близка к истине.
Официально пуски делили на "удачные" и "неудачные". Но и здесь, при всей очевидности критерия, не все так просто. Ведь иногда, даже если в целом все проходило удачно, небольшие "погрешности" портили общую картину. Хотя в таком случае испытания, как правило, относили к первой категории - скорее всего, за неимением лучшего. Отсюда и еще один повод для нестыковок: сказать точно, сколько же на самом деле было "удачных" и "неудачных" пусков, сейчас уже сложно.
Усугубляется положение еще и тем, что точную информацию о результатах испытаний официальные источники раскрывали в основном довольно скупо, а нередко и вовсе предпочитали скромно промолчать, попросту игнорируя агрессивные нападки СМИ. Хотя если ввести еще одну категорию - "частично удачный", то получится, что полностью успешный пуск был всего один из девяти. Именно тот, после которого "Булаву" наконец-то решили поставить на поток.
Тут можно вспомнить, что у "Булавы" была предшественница - ракета "Барк", которую руководство страны изначально планировало поставить на вооружение ВМФ России. Однако на "Барке" был поставлен крест уже после третьего неудачного испытания. Причем, как теперь утверждают, весьма преждевременно. Это произошло осенью 1997 года, во время проводившегося на ракетном полигоне ВМФ в Неноксе испытательного пуска, в ходе которого ракета "Барк" взорвалась. Именно после этого Борис Ельцин лично распорядился приостановить работы по данной программе в Государственном ракетном центре имени академика Макеева. Причем, как говорят, не последнюю роль в этом сыграл тогдашний министр обороны Игорь Сергеев, имевший давние и тесные связи с руководством Московского института теплотехники. Этот фактор в итоге во многом и предопределил выбор разработчика "Булавы".
Руководство МИТ пообещало создать новую баллистическую ракету для подлодок в кратчайшие сроки, унифицировав ее с сухопутной "Тополь-М". Таким образом, армия получила бы ракету двойного назначения, одинаково подходящую как для флота, так и для РВСН. Количество испытаний планировали сократить с 15 до 10, но, как оказалось, также преждевременно.
Началось все с так называемых "бросковых" пусков, которых, согласно официальным данным, было два. При этом ракета сначала выстреливалась на высоту нескольких метров, после чего включались ее маршевые двигатели. В первом случае выстрел был произведен в надводном положении, во втором - в подводном. Видимо, результаты испытаний удовлетворили командование, и уже тогда разработчики обещали поставить ракету на вооружение в 2006-2007 годах. Но и этим планам не суждено было сбыться.
Первое реальное испытание "Булавы" было проведено 27 сентября 2005 года. Согласно официальной информации, за 14 минут ракета преодолела более 5,5 тысячи километров, после чего боевые блоки успешно поразили цели на полигоне Кура на Камчатке. Информацию о том, что "первый блин не вышел комом", Сергей Иванов (тогда еще министр обороны РФ) огласил 28 сентября 2005 года на торжественном вечере, посвященном 60-летию создания отечественной атомной отрасли. Правда, как говорят, министру просто "не поспешили" доложить о недолете головной части "Булавы" до цели, решив не омрачать праздник. Что в этой истории правда, а что нет - остается только догадываться.
Второй пуск провели 21 декабря 2005 года. Его также без лишних подробностей объявили успешным. Но после этого "белая полоса" закончилась уже официально. 7 сентября 2006 года, во время третьего пуска, ракета, пролетев несколько минут после старта, отклонилась от курса и упала в море. Причину фиаско в военном ведомстве объяснили весьма пространно: из-за отклонения от курса на "Булаве" "видимо, сработала система самоликвидации". И поспешили реабилитироваться, но опять неудачно: 25 октября 2006 года ракета снова отклонилась от курса и самоликвидировалась в Белом море. Пятый пуск, осуществленный 24 декабря 2006 года, сорвался из-за отказа двигателя третьей ступени ракеты, в результате чего "Булава" самоликвидировалась уже через несколько минут полета.
После этого конструкторы убедились, что взять "крепость" штурмом не удастся, и занялись "работой над ошибками". И 28 июня 2007 года им наконец-то улыбнулась удача. Правда, только частично. Во время шестого пуска лишь одна из боеголовок не достигла цели. Но на этом везение снова закончилось. Седьмой пуск, состоявшийся 11 ноября 2007 года, опять провалился. Причем официальные представители Минобороны поначалу никак не прокомментировали случившееся, а в СМИ тогда появилась не совсем радостная информация, что для завершения испытаний может потребоваться еще 10-14 пусков.
18 сентября 2008 года "Дмитрий Донской" осуществил очередной пуск ракеты. Поначалу военные поспешили успокоить журналистов, что мероприятие прошло "в штатом режиме". Но позже на страницах газеты "Коммерсант" появилась более точная информация. Ракета действительно долетела "куда надо". Активный участок траектории она прошла без сбоев и попала в заданный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения. Оборонное ведомство это утверждение не прокомментировало. А один из экспертов объяснил тогда, что в боевых условиях боеголовки ракеты не сработали бы из-за особенностей устройства "Булавы".
И вот, наконец, 28 ноября 2008 года "черная полоса" в жизни "Булавы" снова была прервана. На этот раз по-настоящему. Атомная подводная лодка стратегического назначения "Дмитрий Донской", все эти годы упорно и, как говорят, не без риска для жизни членов экипажа, испытывавшая многострадальную ракету, произвела успешный пуск, поразив цели на камчатском полигоне. Лишь после этого у Минобороны появился не только повод для оптимизма, но и причина, чтобы раскрыть все карты. Неназванный источник в военном ведомстве России заявил в интервью РИА Новости, что "ВПЕРВЫЕ с начала пусков межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" полностью выполнена вся программа испытаний - от старта и выхода ракеты из шахты до приземления головных частей в намеченном месте на полигоне Кура на Камчатке". Таким образом, из девяти пусков успешным на данный момент можно признать только один. Но и он, судя по всему, не последний.
В итоге, несмотря на все обещания, новая ракета обошлась оборонному бюджету России совсем не дешево. Журналисты "НВО" еще в 2006 году подсчитали затраты на разработку и испытания "Булавы". Так, выход атомной подводной лодки в море обходится в среднем в сумму около 100 тысяч долларов в сутки, работа систем слежения и телеметрии на территории от Архангельска до Камчатки - в 500 тысяч долларов, ракета - в 50 миллионов долларов, доставка и монтаж - еще около 100 тысяч. Получается, в общей сложности каждое испытание стоит не менее 51 миллиона долларов.
На тот момент было изготовлено не меньше 10 ракет плюс еще две, которые стартовали с "Дмитрия Донского". В общей сложности их стоимость составляла около полумиллиарда долларов. Если еще учесть пять лет работы института и нескольких конструкторских бюро, изготовление заводской оснастки, специальных стендов и проверочной аппаратуры, а также разработку и испытания отдельных узлов, то, по мнению издания, можно добавить еще такую же сумму.
Правда, как утверждают разработчики, примерно 20 процентов экономии удалось получить за счет использования деталей наземного стратегического ракетного комплекса "Тополь". Но в общей сложности, по данным на 2006 год, общие расходы на "Булаву" оценивались примерно в 800 миллионов долларов. На сегодняшний день только реальных пусков было проведено девять. Словом, общая стоимость ракеты явно далеко перевалила за миллиард. И это только оценочные подсчеты, а реальные расходы, о которых еще долго ничего не будет известно, могут оказаться и больше.
Что же касается двойного назначения ракеты, то про него в последнее время предпочитают молчать. Скорее всего, от этой идеи как разработчики, так и военные уже давно отказались. Но самый главный вопрос - поступит ли "Булава" на вооружение в 2009 году, как было обещано? Основания надеяться на это есть. Причем на сей раз их гораздо больше, чем в прежние годы, когда подобные планы фактически ничем не подкреплялись. И на данном этапе следующий час "X" для разработчиков "Булавы" наступит скоро - до конца 2008 года они обещают обнадежить общественность еще одним испытанием. От его успеха, судя по всему, будет зависеть многое.