9 декабря перспектива триумфального возвращения Партии регионов во власть, которая последние несколько недель, казалось, маячила у "синих" перед носом, опять отодвинулась к горизонту. Их оппоненты (БЮТ и НУНС) снова попытались плюнуть на разногласия, вспомнить об идеалах демократии и, наконец, склеить "оранжевую коалицию".
На этом пути они зашли гораздо дальше, чем в начале октября. Тогда, напомним, БЮТ, прекрасно сработавшийся в Раде с регионалами, вдруг развернулся на 180 градусов, отрекся от антипрезидентских законопроектов и заявил, что будет снова договариваться с Виктором Ющенко и его окружением. Попытка, впрочем, оказалась провальной. Теперь БЮТ и НУНС смогли сблизиться настолько, что посадили в Верховную Раду нового спикера (лидера блока имени себя Владимира Литвина).
Однако в дальнейшем ситуация развивалась так, что у обиженных регионалов (считалось, что центром новой, "антикризисной" коалиции станут именно они, а теперь, выходит, крупнейшую фракцию в парламенте опять обошли) появился хороший повод для злорадства. Новоиспеченный спикер, как выяснилось, сильно поторопился, когда объявил о создании коалиции. В НУНС уже заявили, что их пытаются обмануть, а представителя фракции, поставившего подпись под соглашением с БЮТ (бывшего главу МИДа и главу "Народного Руха Украины" Бориса Тарасюка), заподозрили в мошенничестве.
Вот тебе дуля!
В течение последних недель активные переговоры как с БЮТ, так и с НУНС вела Партия регионов. Совсем недавно она даже назначила официальных переговорщиков со всеми партиями и блоками, представленными в Раде. Ни один из сценариев (ПР плюс БЮТ или ПР плюс НУНС), однако, не был доведен до конца.
А ведь после отставки спикера Арсения Яценюка, организованной "регионалами" и поддержанной частью пропрезидентской фракции НУНС (а именно членами партии "Единый центр", которая считается проектом главы президентского секретариата Виктора Балоги), казалось весьма вероятным, что по такой же схеме "сине-оражневые" (при поддержке коммунистов и, возможно, блока Литвина) смогли бы отправить в отставку правительство. А затем создать "техническую" (неофициальную) коалицию. В этом случае "Наша Украина", которую недавно возглавил Ющенко, могла бы остаться в стороне (для большинства в Раде хватило бы голосов "единоцентристов" и представителей некоторых других партий, входящих в блок НУНС). А значит и президент, и его партия смогли бы разблокировать работу парламента и обеспечить принятие нужных для себя решений, но вместе с тем подойти к следующим выборам относительно "чистыми" в глазах своего электората (по крайней мере, не давая лишнего повода для обвинений в сговоре с "донецкими олигархами" и "агентами Москвы").
С другой стороны, вполне возможным считался "технический" союз БЮТ и Партии регионов. В последние дни в украинских СМИ курсировали упорные слухи о том, что переговоры о создании такой коалиции почти завершены. В начале декабря, комментируя политическую ситуацию, Владимир Литвин предположил, что задержка с назначением спикера (Яценюка, напомним, уволили в середине ноября) связана как раз с активным разделом сфер влияния между будущими партнерами по коалиции. "Просто еще не все поделили - не все предприятия и не все министерства. И все банки, которые еще остались государственные, не успели распилить между собой", - сказал он.
8 декабря представитель БЮТ сообщил газете "Дело", что уже достигнуты предварительные договоренности о разделе постов в правительстве. По его словам, Блоку Тимошенко вроде бы удалось оставить за собой должности премьера, первого вице-премьера, а также финансовый и экономически блоки. Регионалы, по этой схеме, могли рассчитывать на "те министерства, по которым они имеют сильных кандидатов" (в частности, им был обещан топливно-энергетический комплекс), а кроме того, на пост спикера парламента (его бы занял нынешний вице-спикер Рады Александр Лавринович). Уже договорились, кажется, и о том, чтобы "заморозить" обсуждение спорных вопросов (таких, как статус русского языка или вступление Украины в НАТО). Соответствующий пункт, как писал "Коммерсант. Украина", был включен в рабочий вариант коалиционного соглашения (правда, позднее, представители БЮТ и ПР заявили, что такого документа не было и никто еще ничего не подписывал).
О том, почему Партия регионов не попала в новую коалицию, можно строить самые разные догадки. Сообщалось, например, что БЮТ и регионалы зашли в тупик, пытаясь поделить пост премьера. По другой версии, о которой писала украинская газета "Сегодня", серьезные разногласия возникли при обсуждении нового механизма выбора президента ("синие" хотели, чтобы главу государства выбирал парламент, однако группа депутатов из БЮТ выступила категорически против этого).
В Партии регионов теперь высказывают предположения, что БЮТ и НУНС, возможно, и не ставили крест на переговорах с регионалами, а только решили притвориться, что помирились (то есть притвориться, что досрочных выборов не будет и конфигурация власти останется прежней). И на фоне этого выбить из своих потенциальных партнеров (то есть Партии регионов) какие-то уступки. В свою очередь, один из участников переговорного процесса от БЮТ заявил изданию Zaxid.net (это было 8 декабря), что коалиция с ПР не состоится из-за нерешительности регионалов и их подверженности влиянию президентского окружения. "Янукович почти каждый день меняет свои условия, после того как все уже казалось бы согласовано", - сообщил источник, отметив, что лидер регионалов "буквально скован обязательствами перед Банковой" (то есть перед президентом).
Наконец, еще одна версия заключается в том, что переговоры БЮТ и Партии регионов шли вполне успешно и в этой ситуации президент и его окружение решили сорвать формирование нежелательного для себя альянса, пообещав бютовцам возродить "оранжевую коалицию" (хотя на самом деле мириться не собирались). То есть, попросту говоря, "развели" своих бывших партнеров.
Ведь еще 8 декабря Ющенко, по словам одного из представителей "Народной самообороны", приглашенных на встречу с президентом, выразил "полное невосприятие коалиции с БЮТ". Депутат Олесь Доний рассказал, что Ющенко предлагал сформировать большинство в другом формате, намекая на союз с Партией регионов (хотя напрямую об этом разговор не шел). Кстати, лидер фракции НУНС Вячеслав Кириленко, объясняя неожиданную готовность к воссоединению с БЮТ, заявил, что переговоры бютовцев и регионалов "вышли на завершающую стадию". В этой ситуации пропрезидентская фракция, по словам ее руководителя, решила забыть обиды и вновь предложить бывшим партнерам руку дружбы - лишь бы в Раде не появилась "кремлевская коалиция" (сторонники Ющенко, напомним, утверждают, что союз БЮТ и ПР создается "с благословения Кремля" и несет угрозу Украине).
Вот тебе две дули!
После выступления Вячеслава Кириленко сторонники возрождения "оранжевой коалиции" получили повод для оптимизма. Фракция НУНС официально утвердила решение о начале переговоров с БЮТ и Литвиным (правда, уже здесь прозвенел тревожный звонок: за это решение проголосовали только 55 из 72 депутатов). В БЮТ уже строили планы, что коалицию, возможно, удастся создать в ближайшие часы. Всегда осторожный Владимир Литвин теперь четко заявлял, что на союз с БЮТ и НУНС согласен и готов подписать соответствующее соглашение. Между тем депутат БЮТ Андрей Кожемякин, оценивая шансы на успех как достаточно высокие (70 процентов), предупредил, что среди партнеров по созданию коалиции есть "слабое звено". При этом намекнул, что имеет в виду НУНС.
Вскоре выяснилось, что опасения были обоснованными. Сюрпризы начались уже при голосовании за кандидатуру спикера. Совместными усилиями БЮТ и НУНС Литвина утвердили, однако "объединитель оранжевых" Вячеслав Кириленко за него почему-то не голосовал. Более того, по официальной информации Рады, он вообще отсутствовал на заседании. Примеру вождя в том или ином виде (покинув заседание или просто отказавшись голосовать) последовала почти половина фракции. Если бы не дружная поддержка коммунистов (за Литвина проголосовали все 27 депутатов), то еще не созданная коалиция оконфузилась бы при первом же голосовании (всего Литвина поддержали 244 депутата, если вычесть коммунистов получится 217, то есть меньше половины от общего числа парламентариев). Кстати, коммунисты, по информации "Обкома", голосовали не просто так: источник в НУНС сообщил, что им было обещано место первого вице-спикера, которое до сих пор занимал регионал Александр Лавринович.
Допустим, БЮТ форсировал голосование по спикеру, не согласовав до конца этот вопрос с НУНС. Но что в таком случае мешало лидеру пропрезидентской фракции проголосовать против и объяснить свою позицию (учитывая, что кандидатура спикера - один из ключевых вопросов при создании коалиции)? Между тем в коалиционных переговорах, которые проходили в Раде вечером, Вячеслав Кириленко, как выяснилось, не участвовал вообще. Об этом рассказал представитель Блока Литвина Олег Зарубинский. "Он и переговоры не вел, вообще спрятался, очевидно, указание не получил, что делать", - сказал депутат.
Странное поведение лидера фракции НУНС позднее объяснил депутат от Партии регионов (недавно вышедший из партии, но оставшийся во фракции) Тарас Чорновил. По его словам, Вячеславу Кириленко позвонил Ющенко и после этого "начались странные движения". "Насколько мне известно, те члены фракции, которые были за Литвина, были подвергнуты жесткому давлению со стороны президента", - заявил Чорновил. По его информации, перед голосованием за спикера часть "нунсовцев" срочно покинула зал. "То есть, я понимаю, что звонок был буквально за минут 10-15 до самого голосования", - добавил он.
Сюрпризы продолжались. Новоиспеченный спикер, обратившись к депутатам, объявил, что коалиция БЮТ, НУНС и Блока Литвина состоялась. "Руководствуясь Конституцией, эти депутатские фракции создали коалицию в Верховной Раде", - сказал он. Однако совсем скоро выяснилось, что не все так просто. Оказалось, что коалиционное соглашение действительно есть, и его, как писал "Коммерсант-Украина, уже подписали лидеры двух из трех фракции (Иван Кириленко от БЮТ и сам Литвин от своего блока). Однако от НУНС документ почему-то подписал не руководитель фракции, а его заместитель - депутат Борис Тарасюк. В НУНС немедленно заявили, что ставить свой автограф Тарасюк не имел права. Как выразилась "нашеукраинка" Ксения Ляпина, его подпись появилась "неизвестно по какой причине". Она отметила, что НУНС пока согласился только на переговоры о коалиции, и добавила, что создание правящего большинства "кто-то хочет фальсифицировать". На уточняющий вопрос, о ком идет речь, она ответила, что имеет в виду "определенную часть фракции НУНС".
В БЮТ и Блоке Литвина, наблюдая за шараханиями (будущего) партнера по коалиции, стараются делать вид, что в целом все идет нормально. Выступая перед журналистами после заседания Рады, Литвин сообщил, что соглашение дорабатывается и, очевидно, будет подписано в ближайшие дни. По его словам, сам текст не должен вызвать разногласий, острых вопросов там нет. Заодно новоиспеченный спикер успокоил и Юлию Тимошенко, заявив, что оснований для смены премьера (при новой коалиции) не видит.
В Блоке Тимошенко, со своей стороны, заявили, что без коалиционного соглашения вообще можно обойтись, было бы, дескать, фактическое большинство в Раде (хотя с этим, как показало голосование по спикеру, тоже сложности). "Это документ, над которым можно работать не один день, он не является конституционным и обязательным", - объяснял Иван Кириленко. Депутат блока Валерий Писаренко, в свою очередь, сообщил, что Блок Литвина, как новый член коалиции, может рассчитывать на "определенное количество" мест в правительстве.
Комментируя последние события в Раде, украинские политологи отмечают, что при нынешней расстановке сил любая коалиция в парламенте будет непрочной. С другой стороны, работа парламента все же сдвинулась с мертвой точки: в Раде появилось какое-никакое большинство и спикер, имеющий право подписывать законопроекты. В этой ситуации, как полагает депутат Чорновил (он был одним из нескольких регионалов, проголосовавших за Литвина), коалиция, которая продержалась бы хотя бы несколько месяцев, была бы достижением. "Может, им за это время удастся принять основные антикризисные меры и не бросать Украину в очередные выборы, - рассуждает депутат. - Если смогут объединиться, я буду это только приветствовать".
С другой стороны, наметившееся примирение БЮТ и НУНС в любой момент может сорвать Ющенко (блокировав переговоры или окончательно распустив Раду). Если поведение Вячеслава Кириленко 9 декабря отражает позицию президента, то восстановить коалицию в таких условиях будет крайне сложно. Как выразился один из депутатов НУНС, комментируя примирение с БЮТ, "мы, по сути, пошли против лидера партии "Наша Украина" Виктора Ющенко". "Ему ничего другого не останется, кроме как принять это решение, даже если он будет с ним не согласен", - предположил парламентарий.
Предположение довольно смелое, если учесть, что у президента (а с недавних пор - официального лидера "Нашей Украины") есть много возможностей сделать так, чтобы коалиция не состоялась. Например, блокировать переговоры, надавив на Вячеслава Кириленко. А также сорвать работу "неформальной коалиции", воздействуя на часть фракции НУНС (прежде всего, "Нашу Украину" и "Единый центр"). Без ее поддержки, а также без поддержки коммунистов (уже предупредивших, чтобы на их голоса новая коалиция особо не рассчитывала) сторонники альянса БЮТ и НУНС легко могут остаться без большинства. Для Тимошенко такая ситуация тоже несет определенные риски: если коалиция будет сформирована, то правительство, по Конституции Украины, должно будет снова пройти процедуру утверждения в парламенте. В этом случае мало кто может дать главе кабмина гарантии, что в момент голосования в Раде ее сторонников окажется больше.