Накрывшая музыкальный шоу-бизнес волна реюнионов мало-помалу сходит на нет. Во всяком случае, многие самые желанные для поклонников воссоединения так и не состоялись. Сначала к голосу разума прислушались Led Zeppelin, не рискнувшие ехать в мировой тур без Роберта Планта. Теперь же циркулировавшие слухи о своем возвращении из небытия опровергли еще одни гиганты, пусть калибром и поменьше - The Stone Roses.
"Каменные розы", чей звездный час пришелся на рубеж 80-х – 90-х годов, не особо известны в России (хотя битком набитый клуб "Б1 Maximum" на концерте Яна Брауна в феврале 2007 года доказывает обратное), но в родной Великобритании имеют статус небожителей, даром что за свою карьеру выпустили всего две пластинки. Группа ценна, прежде всего, с исторической точки зрения. Подобно The Beatles в начале 60-х, давших молодежи свою музыку протеста и свободы, The Stone Roses в конце 80-х буквально спасли рок-н-ролл от диско-нашествия. Четверо юнцов доказали, что парни с гитарами могут потеснить на танцполе диджеев. Скрещивание рока с танцевальными ритмами получило название "мэдчестер", в честь Манчестера - родины The Stone Roses и их идейных коллег из Happy Mondays. Классические треки "каменных роз", такие как "Fools Gold", одинаково хорошо заходили и на концертах, и на дискотеках в легендарном клубе "Hacienda". При этом сама группа имела вполне себе рок-н-ролльные ориентиры. Так, в партиях гитариста Джона Сквайра слышно отчетливое влияние тех же Led Zeppelin.
Как бы то ни было, но эффект от музыки The Stone Roses оказался настолько силен, что их дебютный одноименный альбом 1989 года был признан практически всеми музыкальными изданиями одной из лучших британских пластинок. Дальше всех, как водится, пошел еженедельник New Musical Express, назвавший в 2006 году "The Stone Roses" величайшим британским диском всех времен. Среди прочего на пластинке можно обнаружить убойные хиты "I Wanna Be Adored", "She Bangs The Drums", "Waterfall", "Made Of Stone", выпад в адрес королевы Елизаветы II и вывернутую задом наперед песню "Don't Stop", вдохновившую на занятие музыкой популярный электронный дуэт The Chemical Brothers.
Фактически участники The Stone Roses – вокалист Ян Браун, гитарист Джон Сквайр, басист Гари "Мэни" Мунфилд и ударник Алан "Рени" Врен – не совладали с выпавшим им культовым статусом. Свой второй альбом "Second Coming" музыканты, занятые больше прожиганием жизни, чем творчеством, смогли записать лишь через пять лет, в 1994 году. Большинство поклонников не приняли эту работу, мечущуюся от утяжеленного блюза к расслабленной акустике, пропустив мимо ушей такие боевики как "Breaking Into Heaven", "Tears" и "Love Spreads". Вскоре начались трения и внутри группы, и в 1996 году после ухода Сквайра и Врена и провального выступления на фестивале в Рединге The Stone Roses прекратили свое существование.
Быстрее всех от распада оправился Ян Браун. Самопровозглашенный "King Monkey" успешно выступает сольно, записав с 1998 по 2007 годы пять альбомов, лишь один из которых не попал в Топ-10 британского хит-парада. Джон Сквайр после ухода из The Stone Roses основал группу The Seahorses, которая выпустила единственный альбом "Do It Yourself" (1997) и распалась в 1999 году. В 2000-х он выпустил две сольные пластинки, "Time Changes Everything" (2002) и "Marshall's House" (2004), после чего решил завязать с музыкой, сосредоточившись на живописи. Сквайр заявил о себе в качестве художника еще во времена "каменных роз", оформляя обложки альбомов и синглов группы в манере Джексона Поллока. Мэни трудоустроился в Primal Scream, где играет и по сей день, являясь своеобразным вторым лидером группы. Кроме того, с недавних пор он влился в супертрио басистов Freebass, где вместе с Питером Хуком из New Order и Энди Рурком из The Smiths вяло творит дебютный альбом. Меньше всего повезло Рени, который в 1999 году мимолетно был замечен в команде The Rub и с тех пор лишь однажды заявлял, что пишет новые песни для совместной записи с Мэни.
Как показывают опросы последних лет, больше воссоединения The Stone Roses жители туманного Альбиона жаждут возвращения только The Smiths. Очередная волна слухов о "каменном" реюнионе нагрянула аккурат к 2009 году, то бишь двадцатилетию первого диска The Stone Roses. Масла в огонь подлил Мэни, заявивший в одном из интервью, что трое из четырех бывших коллег готовы вновь встретиться на одной сцене и поставить на уши публику нескольких летних фестивалей в Великобритании. Единственным же отказником стал, естественно, Ян Браун. Он уже вовсю работает над своей шестой пластинкой и надеется издать ее в августе, так что певцу сейчас явно нет дела до "взращивания роз".
Точку в этом вопросе поставил Джон Сквайр, огласивший свои ориентиры на 2009 год. Все его ближайшие творческие планы связаны исключительно с живописью. 29 января он откроет в Лондоне выставку собственных работ и в течение года планирует представить еще три экспозиции в Манчестере, австрийском Линце и Токио. Кстати, полотна Джона заслуживают внимания не меньше его песен. Так в ходе своей последней выставки он представил пейзажи, поверх которых были записаны подслушанные им в автобусах истории. Задумка ничуть не хуже, например, его соло-партии в "I Am The Resurrection".
Но вообще, конечно, если Сквайр окончательно и бесповоротно завершил музыкальную карьеру, то мир потерял очень даровитого гитариста, ну и само собой британцы и все остальные сочувствующие могут только помахать ручкой "каменным розам".
Теперь последняя надежда на The Smiths, хотя и здесь все факты против. Пускай недавно Моррисси и Джонни Марр впервые с 80-х и поработали вместе над сборником хитов группы, но последний, отпахав в Modest Mouse, уже присоединился к группе The Cribs. В свою очередь Моррисси на днях презентует новый альбом "Years of Refusal" и едет с ним в турне, а потом и вовсе грозится уйти на покой.
Ну да хватит уже о грустном. Вот воссоединятся Take That с Робби Уильямсом, никакие The Stone Roses и The Smiths не нужны будут.