Сплошные прорывы Обзор научных событий прошедшей недели

В последние дни научные новости радуют читателей своим разнообразием. После небольшого рождественского и новогоднего затишья сообщения о новых открытиях в различных областях науки стали появляться с удивительной регулярностью. Вспомним, чем обогатились за прошедшую неделю физика, биология и астрономия и не только они.

Большое и маленькое

Неделя началась с грустного известия о том, что ремонт самого знаменитого и самого большого ускорителя элементарных частиц может обойтись на треть дороже, чем планировалось. На работы по починке Большого адронного коллайдера (БАК), вероятно, придется потратить не 26 миллионов евро, а все 40. Новый руководитель CERN Рольф-Дитер Хойер, которому придется выбивать и распределять эти деньги, заявил, что постарается быть осторожнее своих предшественников, проверить и перепроверить состояние БАК (вдруг у прежних инженеров "замылился" глаз) и не допустить повторного выхода гигантского агрегата из строя.

На сайте препринтов arXiv.org между тем появились сразу две статьи, авторы которых утверждают, что последствия работы БАК могут быть гораздо серьезнее, чем уверяют его создатели. Одна группа ученых пришла к выводу, что при расчетах степени безопасности коллайдера были допущены существенные ошибки. Второй коллектив физиков заново оценил время жизни теоретически способных возникнуть в ускорителе микроскопических черных дыр. Согласно результатам ученых, оно может составлять несколько минут. Пока работы обеих групп не появятся на страницах авторитетных научных журналов и не будут подтверждены независимо другими специалистами, пугаться рано. Зато можно начинать готовиться к тому, что к моменту предполагаемой даты запуска БАК число подобных работ будет стремительно расти.

На фоне других открытий сообщение о надписи, составленной из самых маленьких букв, кажется смешным. Однако от осознания того, насколько малы "написанные" физиками символы, все р

Пока вокруг будущего БАК вновь разгорались страсти, не такой большой и не такой знаменитый (среди широкой публики), но зато работающий в настоящее время коллайдер Тэватрон преподнес физикам сюрприз. Во время эксперимента по столкновению высокоэнергетических протонов и антипротонов исследователи зафиксировали энергетический всплеск, отвечающий рождению новой частицы. Пока у ученых недостаточно данных, чтобы начинать писать новую главу для учебника, но следует думать, что в ближайшее время они постараются получить их.

Другой группе физиков, также работавших с элементарными частицами, удалось телепортировать квантовое состояние кубита на один метр. Казалось бы, в этой работе нет ничего нового, так как в прошлом году швейцарским физиками удалось телепортировать кубит на 18 километров, однако в новом исследовании передавалась информация о частицах, обладающих массой (в данном случае, это были ионы иттербия).

Никакой стабильности и сплошные клоны

Самыми главными возмутителями спокойствия на прошлой неделе стали биологи. Работа, вышедшая в журнале Nature, опровергла одно из правил молекулярной биологии, за незнание которого студент легко мог отправиться на пересдачу. Они показали, что транскрипция - процесс "перевода" генетической информации с языка ДНК на язык РНК - может идти в обоих направлениях от места старта (оно обозначается термином "промотор"). В дальнейшем ученым предстоит показать, выполняет ли транскрипция в обратном направлении какую-либо значимую функцию или же она является побочным процессом. Но в любом случае новый факт заставляет пересмотреть устоявшиеся представления об одном из ключевых процессов в клетке.

Авторы другой работы существующих теорий не опровергали, но зато нашли до сих пор неизвестный процесс. Они установили, что синтез длинных молекул РНК с непонятной функцией (они получили название длинных промежуточных некодирующих РНК - large intervening non-coding RNA, сокращенно lincRNA) происходит в нескольких типах клеток, причем параметры этого процесса (например, свойства промотора, его расположение в геноме) являются общими для нескольких типов клеток. Раньше считалось, что образование таких РНК является "странностью" нескольких клеток.

Прошедшие семь дней должны были порадовать тех, кто мечтает вернуть умерших домашних любимцев. В начале недели СМИ известили читателей о том, что клонированный щенок породы лабрадор доставлен своим хозяевам, отдавшим за копию питомца 155 тысяч долларов. В ближайшее время создавшая щенка по имени Ланцелот-на-бис компания BioArts International пообещала клонировать еще четырех собак.

Клонированные в компании RNL Bio щенки бигля. Фото (c)AFP

Спустя несколько дней "конкурирующая фирма" RNL Bio заявила о разработке новой технологии клонирования, которая позволит снизить стоимость этого процесса до 50 тысяч долларов и заодно существенно повысить эффективность "копирования". Секрет заключается в использовании стволовых клеток, происходящих из жировой ткани. В большинстве других методов применяются "обычные" клетки. В доказательство своих слов представители компании показали публике двух совершенно одинаковых щенков, которые являются точной генетической копией "родительского" пса.

Но пока никакие технологии не могут помочь ученым в восстановлении исчезнувших видов. В понедельник, второго февраля, стало известно, что клон вымершего подвида пиренейских козлов Capra pyrenaica pyrenaica прожил всего лишь семь минут. Причиной гибели животного стал врожденный дефект легких. Несмотря на печальный исход, сами исследователи расценивают результаты эксперимента как удачные: в аналогичных опытах, проведенных в 2003 году, клоны даже не смогли родиться.

После дождичка в четверг

Астрономы, которые довольно часто радуют читателей новыми открытиями, на этой неделе сосредоточились на изучении космической погоды. Планетой с худшими климатическими условиями была признана HD 80606b, обращающаяся вокруг своей звезды на расстоянии около 190 световых лет от Земли. За год, который длится на газовом гиганте HD 80606b 111 дней, количество тепла, который он получает от звезды, меняется в 800 раз. Если бы ученым удалось установить на планете термометр, то раз в году его показания росли бы особенно быстро: в этот непогожий денек температура на HD 80606b за шесть часов поднимается с 527 градусов до 1227 градусов по Цельсию.

Зато на Марсе погода оказалась лучше, чем считалось до сих пор. Астрономы из Мичиганского университета с помощью модели электризации марсианской пыли смогли опровергнуть гипотезу о марсианском снеге из пероксида водорода. Считалось, что опасные осадки выпадают на планете из-за того, что электрические разряды разрушают атмосферный метан. При этой реакции должен был выделяться пероксид. Полученные учеными результаты доказывают, что возникающие в результате электризации пыли разряды недостаточно интенсивны для того, чтобы вызывать пероксидный снег.

Зонд "Кассини", между тем, добыл новые данные о климатических особенностях спутника Сатурна Титана. На сделанных аппаратом фотографиях ученые обнаружили регулярно пересыхающее озеро из жидких метана и этана. Исследователи смогли разглядеть плотные тучи, которые являются источником углеводородных осадков.

Разное

Безусловно, мы перечислили далеко не все события, случившееся за последние семь дней в научном мире. Энтомологи, например, в очередной раз убедились в недюжинных математических способностях пчел, зоологи с удивлением узнали, что представители трех весьма странных семейств рыб на самом деле оказались одной и той же рыбой, физики путем добавления водорода смогли превратить графен в графан, астрономы нашли (теоретически) в нашей Галактике еще 200 разумных цивилизаций, университеты Великобритании, наконец, решили отказаться от преподавания курсов нетрадиционной медицины, а половина жителей этой страны не поверила в эволюцию.

Как видно, прогресс не стоит на месте, так что можно надеяться, что следующая неделя окажется не менее интересной, чем предыдущая.