В понедельник вечером на телеканале "Культура" была показана четвертая серия из цикла научно-популярных программ "От Адама до атома". Всего цикл включает восемь передач. Научный обозреватель "Ленты.Ру" решила описать свои впечатления от сериала и сравнить его с прошедшим недавно по "Первому каналу" фильмом "Плесень".
Авторы цикла "От Адама до атома" попытались рассказать о роли молекулярной биологии и генетики в решении различных проблем современного общества и о том, как ученые узнают новые факты об истории человека и его возможностях.
В первой серии показано, как исследователи, используя современные методы науки, пытаются проследить историю человечества. Вторая серия посвящена объяснению природы раковых заболеваний и описанию различных методов борьбы с этой болезнью. В третьей серии обсуждаются стволовые клетки и перспективы их использования в медицине. Тема четвертой серии - сверхвозможности человеческого организма.
Ведет передачу Сергей Киселев - доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией в Институте общей генетики имени Вавилова РАН. Кроме того, в каждом фильме с комментариями по поводу обсуждаемого вопроса выступают ученые-специалисты в данной области.
Четко и ясно
Название - "От Адама до атома" - несколько смутило вашего автора, однако выяснилось, что фильмы не цитируют библейские тексты и не упоминают о сверхъестественных силах. Даже в первой серии, рассказывающей об Адаме и Еве, речь идет об Y-хромосомном Адаме и митохондриальной Еве, и эти двое были совершенно реальными персонажами.
К очевидным достоинствам цикла можно отнести отсутствие фактических ошибок и описание современного состояния тех областей науки, о которых идет речь в передаче. Несомненно, это связано с тем, что ведущий - работающий ученый, чьи статьи регулярно публикуются в научных журналах, в том числе зарубежных. То есть, он волей-неволей осведомлен о том, как обстоят дела на переднем крае науки (особенно это относится к темам, на которых специализируется лаборатория Киселева).
При этом создатели фильмов "От Адама до атома" (по крайней мере, тех, которые уже были показаны) опираются только на доказанные факты, не используя непроверенных данных, которые могли бы добавить сенсационности.
Хорошее впечатление оставляют высказывания ученых. Люди говорят в естественной для них манере с различной степенью популяризации. Правда, порой выступающие в передаче исследователи говорили даже слишком сложно (например, термин "эпигенетика" или назначение трипсина при работе с клетками, скорее всего, незнакомы широкой публике).
По ходу рассказа о тех или иных исследованиях в передачах упоминают опыты, проводимые с использованием лабораторных животных. В фильмах немало кадров из вивариев, на которых кролики и крысы сняты в клетках. На фоне нарастающей активности экстремистких группировок защитников прав животных этот поступок выглядит почти героическим. Почему людям, без которых невозможно было бы развитие науки и медицины, приходится вместо работы совершать подвиги - другой вопрос.
Единственное, в чем можно упрекнуть создателей сериала - это излишний оптимизм. Рассказывая о перспективах широкого внедрения стволовых клеток в медицинскую практику, авторы упоминают о трудностях, с которыми сталкиваются ученые и медики. Объяснение, однако, выглядит несколько скомканным. Кажется, до слушателей пытаются донести мысль, что в самое ближайшее время стволовые клетки станут распространенным методом лечения, а возникшие небольшие неприятности будут преодолены в самом ближайшем будущем. Возможно, так оно и есть, но в науке принято оперировать фактами. Этот перегиб отражает общую направленность сериала, нацеленного на представление науки как средства изучения мира и улучшения жизни людей.
Все смешалось
Фильм "Плесень" использует совершенно иную риторику. Премьера "Плесени" состоялась 31 января, а реклама нового научно-популярного фильма появилась задолго до этого. Очень красивый фильм со множеством спецэффектов и историческими реконструкциями должен был привлечь внимание телезрителей. Между тем, "Плесень" создает у далеких от науки людей искаженное представление о ней и о мире в целом.
Во-первых, создатели фильма голосом Сергея Безрукова с первых же кадров начинают пугать зрителя рассказом о жутких последствиях, которые может вызвать плесень, обитающая везде и повсюду. Зритель узнает о том, что наука абсолютно бессильна перед плесенью, и если плесень захочет, то от человечества очень быстро останутся одни воспоминания.
Во-вторых, в фильме постоянно смешиваются научные факты и легенды или домыслы. Из-за тяги к громким заявлениям авторы "Плесени" активно используют недоказанные теории и ничем не подтвержденные обобщения. В качестве примера можно привести утверждение, что все (sic!) войны и революции были вызваны массовым отравлением людей спорыньей. Зритель также узнает, что колокольный звон обладает свойством "биорезонанса" и замедляет рост болезнетворных микроорганизмов. Приглашенный эксперт доктор медицины, иммунолог Перл Лаперла заявляет, что туберкулез, остеопороз, болезни костей и слабоумие являются результатами патологии грибов рода Aspergillus, а все болезни, связанные с застоем крови и раком - с патологиями грибов из рода Mucor. Подобное открытие заслуживало бы Нобелевской премии.
Фильм "Плесень" был создан кинокомпанией "Мастерская". Ранее кинокомпания выпустила еще два схожих произведения - "Осторожно, еда!" и "Великая тайна воды". Последний даже получил три премии ТЭФИ. Это событие вызвало бурную реакцию среди научных журналистов. Пример рецензии можно прочитать здесь.
Собственно научная основа в "Плесени" выглядит весьма зыбкой. В фильме рассказывается о грибах, бактериях, антигрибковых и антибактериальных препаратах, причем эти понятия используются вперемежку и отдельно не объясняются. Немалую часть времени в фильме занимает костюмированная постановка, живописующая борьбу с эпидемией чумы в Москве во времена Екатерины II. Тот факт, что чуму вызывают не плесневые грибы, а бактерии Yersinia pestis, не упоминается. Также неясно, зачем авторы добавили в фильм о плесени рассказ о проказе, возбудителем которой является бактерия Mycobacterium leprae. У многих зрителей, которые еще со школы крепко забыли основы микробиологии, в голове образуется абсолютный сумбур.
На 20-й минуте фильма доктор богословия из Израиля Адин Штейнзальц сообщает, что плесень "не будучи благословением, указывает путь к благословению". Под занавес делается вывод, что плесень была дана людям как "особый знак, проклятие и благословение одновременно". Не желая обидеть ничьи религиозные чувства, автор этого текста придерживается мнения, что не стоит смешивать науку и религию.
К чему все это
В третьей серии цикла "От Адама до атома" была высказана важная мысль о том, что для развития науки очень много значит, какое мнение о ней складывается в обществе. Научно-популярные фильмы являются одним из самых эффективных средств для информирования людей о состоянии науки и выработки у них здорового отношения к ней. Но не все научно-популярные фильмы действительно рассказывают о науке. Некоторые призваны только производить впечатление. И наука тут ни при чем.