На сайте президента России опубликован список первой сотни людей, вошедших в "президентскую тысячу" - кадровый резерв, который предполагается использовать для замещения вакансий в различных областях государственного управления. Имена экспертов, выдвинувших этих кандидатов, не называются.
К публикации такого списка общественность готовили давно. Совещание по вопросу формирования президентского кадрового резерва прошло в июле 2008 года. Деятельность комиссии, выбиравшей кандидатов, освещалась на центральных каналах телевидения. И, тем не менее, скрыть необычность происходящего нельзя.
В России обсуждение и решение кадровых вопросов всегда считалось закрытым, фактически тайным. Из ниоткуда появлялись премьер-министры (из последних примеров достаточно вспомнить Михаила Фрадкова и Виктора Зубкова). До сих пор непонятно, как было принято решение о выдвижении в премьеры, а затем и в президенты Владимира Путина в 1999 году. Из небытия возникали кандидатуры министров и губернаторов, и в небытие же часто уходили, когда наступал их черед. Даже о том, кого поддержит Путин на президентских выборах 2008 года, существовали самые невероятные, фантастические предположения.
Объяснение этому феномену, конечно, есть. Российская власть автономна от общества, фактически неподконтрольна или малоподконтрольна, живет скорее не по формальным законам, а по неписанным правилам. А раз отношения неформальны, а личные связи, на которых они строятся, непубличны, то и население не может знать, какая же связь сработает при выборе кандидатуры очередного чиновника. Не только население, но и эксперты отказываются делать прогнозы даже по ключевым вакансиям.
Все бы ничего, да вот только в управлении страной такая система крайне неэффективна. За воровство с чиновника, поставленного не столько управлять, сколько представлять интересы более важных персон, не спросишь, за непрофессионализм - не накажешь. Как раз об этом говорил Дмитрий Медведев, когда 23 июля 2008 года проводил в Горках совещание по поводу формирования специального кадрового резерва. "Очень часто решения о назначении на ведущие должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности... и - это наиболее отвратительная ситуация - просто за деньги, то есть должности продаются", - сетовал глава государства.
Из слов Медведева следовало, что ситуация начинает уже несколько напоминать "средневековую деспотию". Вырваться из порочного круга, по мнению президента, можно лишь благодаря специальному подбору лучших специалистов, причем подбор этот должен происходить при участии независимых экспертов и гражданского общества. Профессиональные достижения персоналий, включенных в первую тысячу, президент пообещал оценивать лично.
Таким образом, составление и публикация списка резерва президента, по сути, нацелена на то, чтобы провести в России кадровую революцию, разрушить существующие коррупционные связи и создать совершенно иной способ формирования управленческого аппарата. Списки, подобные "президентской тысяче", формируются и в регионах, и на муниципальном уровне. "Надо просто в корне поменять общие подходы, образ мысли, и в результате изменятся и сами специалисты, которые приходят", - заявил президент. В корне поменять. Что это, как не революция?
План, в общем, масштабный. Реализация его не может не столкнуться с противодействием со стороны тех, кого, собственно, и планируется заменить, дабы Россия сошла с пути превращения в "средневековую деспотию". В ожидании сопротивления было принято решение не публиковать имена 170 экспертов, которые отбирали кандидатов. В противном случае на них оказывалось бы давление. Причем, учитывая серьезность дела и существующие в стране способы разрешения споров, последствия для несговорчивых экспертов могли быть весьма печальными. Кроме экспертов, в отборе кандидатов созданной президентом комиссии помогали правоохранительные органы - претенденты на место в списке должны были не иметь судимости и не должны были быть связаны с коррупционными скандалами.
Таковы цели и способ составления списка. А что же на выходе? Кто те честные и эффективные управленцы, в которых так нуждалась страна и без которых она превращалась в деспотию? Как ни странно, в первой сотне оказались те же самые люди, которые и так находятся на важных должностях в государственном аппарате и бизнесе. Это заместители директоров департаментов и директора департаментов аппарата правительства, Минфина, Минрегиона. Входят туда заместители министров экономического развития, Минсельхоза и опять Минрегиона, министры и вице-губернаторы региональных правительств, мэры городов, генеральные директора крупных компаний. Молодым перспективным управленцем составители списка посчитали, например, президента и председателя правления "ВТБ 24" Михаила Задорнова, который работал министром финансов еще десять лет назад.
При знакомстве с этим списком возникают два вопроса. Неужели ситуация в стране с кадрами так плоха, как считает Медведев, если столько постов занимают люди, которых эксперты признали вполне достойными? Ну и второй вопрос - куда же всех их теперь продвигать, если они и так уже замминистры и руководители крупных и вполне успешных компаний? Очевидно, для замминистра следующая ступень карьерной лестницы - пост министра, а самих их сменить должны главы департаментов. Кстати, быть может, именно так и будет. Ходят слухи, что в марте в правительстве будут произведены перестановки. А руководителям бизнес-структур, вероятно, предложат перейти в госкорпорации, которые в России все разрастаются, несмотря на обещания властей не мешать частному бизнесу.
О перспективах "резервистов" можно судить и по тому, какие должности двое из них успели занять еще до обнародования списка. Так, Гарри Минх сменил должность директора правового департамента аппарата правительства на пост представителя президента в Госдуме, а сенатор Андрей Турчак выдвинут президентом в губернаторы Псковской области и уже назначен исполняющим его обязанности. Заметим, кстати, что сам же Медведев ранее выступил с инициативой, согласно которой предлагать кандидатуры на губернаторские посты должны будут победившие на выборах в регионах партии. Так что непонятно, удастся ли президенту и впредь определять "резервистов" в губернаторы (на самом деле, конечно, удастся, поскольку процедура выдвижения кандидатов партиями сложна, и последнее слово все равно будет за Кремлем).
В общем, намерения администрации президента более-менее понятны. Ситуация с подбором кадров действительно сложилась жутковатая. "Мы каждый раз ломаем голову по поводу того, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах федерации", - напрямую заявлял Медведев на совещании в Горках. Естественной реакцией на такое положение дел, и не только, конечно, по губернаторскому корпусу, и стало составление списка.
Но будет ли такой метод эффективным? Почему в западных странах обходятся без всяких списков? Демократическая оппозиция скажет, и не без основания, что если есть независимая пресса и независимые суды, то не нужны и списки - журналисты о проворовавшихся чиновниках напишут, суд отстранит их от должности и упрячет в тюрьму, а население выберет новых руководителей. Неподходящий чиновничий материал в таких странах отбраковывается сам собой, без секретной коллегии из 170 экспертов, которая, дабы не ошибиться, предлагает давно всем известные кандидатуры.
Одно, несомненно, не может не радовать. Среди "первой сотни" - немало людей относительно молодых, родившихся в 1970-х годах, а то и позже. Поручать им по-настоящему серьезные должности в Кремле пока не привыкли. Быть может, "трудовой резерв" Медведева тем и будет отличаться от номенклатурных представителей прежних времен, что президент позволит им шагнуть "через головы" более старших товарищей, пока будущие губернаторы и министры еще не успели обрасти излишними личными связями?
Во всяком случае, хочется в это верить. Иначе смысла в этой инициативе не было никакого.