Кризис, которым так упорно пугают финансисты всех мастей, происходит преимущественно в головах. И головы голливудских боссов - не исключение. На фоне ничуть не снижающихся, а напротив, растущих кассовых сборов мейджоры продолжают будоражить актерское сообщество обещаниями урезать бюджеты и гонорары, иногда доводя стремление к экономии до абсурда. Как в случае с многострадальным проектом Marvel Studios "Мстители".
После внушительных кассовых сборов "Железного человека", который усилиями режиссера Джона Фавро и Роберта Дауни-младшего заработал почти 600 миллионов долларов, замысел руководства Marvel сковать из отдельных "супергероических" звеньев цепь под названием "Мстители" перестал выглядеть полной утопией. Капитан Америка, Тор, уже упоминавшийся Железный человек, Халк и другие герои, живущие до срока в своих отдельных мирах, должны в итоге объединиться для сражения с неким вселенским злом в фильме "Мстители", выход которого на экраны планировался не ранее 2011 года.
С самого начала Marvel была настроена на нетривиальные кадровые решения. Так, занять режиссерское кресло "Тора" было предложено ирландцу Кеннету Бране, в активе которого сплошные драмы характеров и шекспировская классика. Выбор необычный, но эксперимент с Фавро, снявшим до "Железного человека" пару семейных комедий и детский фильм "Затура", наглядно продемонстрировал, что именно такие смелые опыты могут обеспечить желаемый результат.
Но тут случился кризис, и что-то во вселенной Marvel пошло не так.
Сначала из проекта выбыл актер Терренс Ховард, игравший в "Железном человеке" роль полковника Родса. Роль не бог весть какая, но Ховард справился с ней хорошо, представив своего героя именно таким, каким тот и должен быть, а именно, нянькой великовозрастного прожигателя жизни и по совместительству гениального конструктора Тони Старка. На место Ховарда был молниеносно назначен Дон Чидл, которому пришлось еще долго объяснять прессе, что он и не мыслил подсиживать друга, и вообще, все произошло очень неожиданно.
Marvel причину отставки Ховарда не комментировала, сам же актер туманно объяснял все некими противоречиями. Выяснилось все, чуть позже. Оказалось, что, по странному стечению обстоятельств, у Ховарда был самый большой гонорар за участие в "Железном человеке", больше, чем у Роберта Дауни-младшего. И создатели картины решили исправить "несправедливость", предложив актеру вернуться к роли за сумму существенно меньшую. Он отказался.
Дальше больше. Супергерою, как водится, нужен суперзлодей и, желательно, как можно более колоритный. И Marvel обратилась к воскресшему Микки Рурку, интерес к персоне которого в тот момент достиг небывалого уровня. Сведения о персонажах, которые ему якобы предлагались, были противоречивыми: то ли русский тяжеловес Иван, то ли злодей по прозвищу Алое Динамо. Суть не в этом. Marvel, по утверждению инсайдеров, готова была заплатить обладателю почти всех профессиональных премий за 2008 год гонорар в размере... 250 тысяч долларов. Переговоры зашли в тупик, где и продолжают находиться на момент написания этой статьи.
Но и это не все. Есть еще один ключевой герой, который и должен был стать связующим звеном между всеми фильмами, предшествующими "Мстителям". Речь идет о Нике Фьюри, руководителе секретной правительственной структуры под названием S.H.I.E.L.D., пытающейся контролировать супергероев и направлять их деятельность в единое русло. Двухминутное камео Сэмюэля Л. Джексона в роли Фьюри в самом конце "Железного человека" не оставляло сомнения в значении этого персонажа для развития всего проекта.
Однако в начале 2009 года Джексон неожиданно заявил, что не уверен в своем возвращении, так как Marvel испытывает финансовые трудности, и все переговоры пока отложены. Если перевести со звездного языка на человеческий, станет ясно: Джексону предложили гонорар, который его совершенно не устроил. Еще чуть позже стало известно, что и претендовавшая на роль злодейки Наташи Романовой актриса Эмили Блант отказалась от съемок в пользу выходящего примерно в это же время "Путешествия Гуливера".
После всего случившегося казалось, что обладающая огромным потенциалом кинофраншиза рушится, как индекс Доу Джонса.
И вдруг случилось довольно-таки приличное чудо. 25 февраля было объявлено, что Marvel не только уладила все противоречия с Джексоном, но и предложила ему сыграть роль Ника Фьюри в ДЕВЯТИ фильмах. И, что самое удивительное, Джексон на это согласился. Условия сделки не разглашаются, но речь, вероятно, идет о вполне солидной сумме.
Таким образом, здравый смысл все-таки одержал первую, но очень важную победу над кризисом в головах руководства одной из крупнейших киностудий, а поклонники вселенной "Мстителей" поймали очень ясный сигнал, свидетельствующий, что в ней, этой вселенной, есть жизнь.
Пример метаний Marvel, пытающейся посадить актеров на "хлеб и воду" по причине кризиса, очень показателен. Не нужно обладать экстрасенсорными способностями, чтобы предположить, что нечто подобное происходит в недрах абсолютно всех голливудских мейджоров. Наверняка, то один, то другой менеджер среднего и выше звена пытается сейчас оправдать свое существование предложениями об урезании гонораров.
В самой оптимизации расходов в эпоху финансовой турбулентности нет ничего плохого. Стоимость услуг многих голливудских звезд, вроде той же Николь Кидман, явно завышена и требует пересмотра. Но Микки Рурк, работающий за 250 тысяч, - это опасное и заразное безумие, способное покончить с самыми лучшими начинаниями. Собственно, как и в любой другой индустрии.