Воровство как искусство Российско-китайская военная сделка сорвалась из-за опасений утечки технологий

На днях издание Kanwa Defense Review распространило информацию о срыве сделки между Россией и Китаем, согласно которой Пекин должен был приобрести у РФ палубные истребители Су-33. Переговоры о продаже самолетов велись давно, однако их подробности стороны предпочитали не раскрывать из-за негласной договоренности, существующей между государствами. Изначально Китай намеревался заказать партию из 50 истребителей, предварительно купив два "пробных" образца. Затем речь шла уже о 14 машинах. Но в итоге, по данным китайской стороны, сделка так и не состоялась. В России этот факт пока предпочитают официально не комментировать.

Срыв российско-китайской сделки вызвал немалый резонанс, поскольку, как утверждает "Московский комсомолец", крупный оборонный контракт впервые не состоялся из-за весьма пикантных мотивов - опасений копирования технологий производства. Ранее Россия уже выражала недовольство подобными фактами, но на конкретных планах "купли-продажи" это почти никак не отражалось.

Интересно, что скандальная информация появилась в СМИ спустя всего несколько месяцев после заключения соглашения между Россией и Китаем об охране интеллектуальной собственности в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). В декабре 2008 года Китай посетила российская делегация во главе с министром обороны Анатолием Сердюковым, а соответствующая договоренность была достигнута по итогам заседания межправительственной комиссии по ВТС. Заключение такого договора было названо существенным достижением, хотя аналитики сразу же усомнились в его действенности.

В частности, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил в интервью газете "Коммерсант", что это беспрецедентный успех, однако вряд ли наличие соглашения остановит китайцев, а России все равно придется искать инструмент для более жесткой переговорной позиции по этому вопросу.

Су-33 (Су-27К) должен был стать первым отечественным боевым самолетом, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее с разбегом и пробегом. До этого в составе ВМФ не было летательных аппаратов подобного типа и кораблей, способных их принимать. В конструктивно-компоновочном плане в нем повторялись все основные решения, принятые на тот момент для "сухопутного" варианта Су-27, но с учетом специфики палубного базирования. Это предполагало усиление опор шасси, установку посадочного гака и складывание крыла при хранении машины на ангарной палубе.

Инструмент, судя по всему, нашелся. Сам факт отказа в продаже Су-33 по такой "скользкой" причине напоминает намек китайской стороне, что если у нее и есть намерения позаимствовать российские технологии, то и заплатить за это придется соответственно. Ведь, скорее всего, согласись Китай изначально купить партию из 50 самолетов, такой оборот событий был бы практически исключен. Но, как говорится, жадность подвела.

Изначально было понятно, что перспективы сделки "на китайских условиях" не сулили особой выгоды для отечественных производителей. Если бы Москва продала Пекину два "пробных" образца Су-33, более существенного заказа пришлось бы ждать долго. А спустя какое-то время Китай наверняка в очередной раз объявил бы, что ему удалось разработать собственный палубный истребитель, и в российских он больше не нуждается. Похожие случаи уже были. Правда, тогда Китай действовал куда осторожнее.

Сам интерес Пекина именно к этим боевым самолетам объясним. В конце декабря 2008 года китайцы впервые официально озвучили планы по строительству собственных авианосцев для ВМС. По словам представительства военного ведомства страны, эти корабли должны стать "символом силы нации и конкурентоспособности флота страны".

Информация о том, какие именно авианосцы собираются строить китайцы и когда они могут быть введены в состав флота, поступала самая противоречивая. В конце прошлого года СМИ сообщали, что к 2015 году Пекин намерен построить два первых авианосца среднего класса водоизмещением 50-60 тысяч тонн с неядерными силовыми установками и одновременно завершить модернизацию недостроенного тяжелого авианесущего крейсера "Варяг", купленного у Украины, чтобы использовать его для подготовки пилотов палубной авиации.

Однако, как сообщило недавно агентство Associated Press со ссылкой на Kanwa Defense Review, китайские военные уже в следующем году намерены завершить строительство авианосца водоизмещением 48 тысяч тонн с обычной силовой установкой. А к 2020 году Пекин планирует принять на вооружение аналогичный атомный корабль водоизмещением 93 тысячи тонн. Как утверждает агентство, в настоящее время китайские конструкторы также работают над созданием палубных боевых самолетов, которые могли бы базироваться на новых авианосцах.

Взлетная масса, 33000 кг
Масса б/нагрузки, 6500 кг
Потолок, 17 км
Скорость, 2300 км/ч
Дальность полета, 3000 км
Экипаж 1 чел.
Размеры самолета:
- длина, 21,19 м
- размах, 14,7 м
- высота, 5,9 м

Сложно сказать, каких успехов удалось добиться падким на копирование зарубежных технологий китайским конструкторам. Есть все основания полагать, что за его основу будут взяты именно технологии Су-33 советской разработки, поскольку ими китайцы уже успели завладеть в обход России. Помогла в этом, как несложно догадаться, Украина, через которую традиционно происходит утечка советских военных технологий третьим странам.

Как сообщил в октябре 2007 года в интервью газете "Время новостей" канадский эксперт Чжан Ихун, еще за несколько лет до этого Пекин приобрел на Украине самолет Т10К, который является прототипом палубного истребителя Су-33. Для полетов Т10К уже непригоден, однако цель этой сделки была изначально ясна - изучить конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета, после чего спроектировать собственный аналогичный истребитель на базе J-11.

Последний китайцы также "позаимствовали" у советских конструкторов - он является аналогом Су-27. Что же касается палубной версии, то она, по утверждениям СМИ, должна получить наименование J-11C или J-11BJ.

Китайский J-11(сверху) и российский Су-27(снизу).

Китайский J-11(сверху) и российский Су-27(снизу).

Lenta.ru

Копирование китайцами конструкции Су-27 уже было причиной конфликта между Москвой и Пекином. В 1995 году российская и китайская стороны заключили соглашение о лицензионной сборке 200 самолетов Су-27СК на заводе в Шэньяне. В 1998-2004 годах Пекин получил около ста комплектов для сборки, но от оставшихся отказался - китайские производители научились собирать J-11 на основе своих компонентов. В местных СМИ даже появилась информация о создании самолета J-11B с китайским двигателем и радаром собственной разработки. Сегодня, по оценкам специалистов, речь идет о серийной сборке китайского аналога Су-27.

Этот случай далеко не единичный. На оружейных выставках китайские производители уже демонстрировали крылатую ракету С-602, которая, по мнению экспертов, похожа на российскую X-55. Двигатель Tai Hang WS-10 является аналогом АЛ-31Ф для истребителей "Су". Кроме этого, в Китае сейчас организуется лицензионная сборка Ми-171 - самого продаваемого в мире российского вертолета. Не исключено, что в перспективе и у него появится китайский "собрат".

Еще более интересна массовая скупка авианесущих крейсеров советского производства, которой Пекин занимается фактически с момента развала СССР. Так что если Китай в итоге построит "национальный авианосец", то по многим показателям он явно будет напоминать уже известные образцы.

Очевидно, что несмотря на любые договоренности, Пекин не откажется от наработанной практики "заимствования" чужих технологий - начиная с мобильных телефонов и заканчивая самыми современными боевыми самолетами и кораблями. "Стыдно" за такое поведение китайцам точно не будет. Скорее, даже наоборот. Говорят, в Китае даже существует поговорка, весьма метко объясняющая такую практику: "Если ты можешь точно скопировать Мастера, то ты и сам - Мастер".

Что же касается палубных истребителей, то весьма маловероятно, что срыв российско-китайской сделки скажется на намерениях Пекина. Скорее всего, для копирования технологий китайцам будет достаточно Т10К, купленного у Украины.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше