Гуманитарии направо, коммерсанты налево Концепция закона "Об Интернете" попала в Госдуму

В комитет Государственной Думы по информационной политике поступил важный документ. Это концепция законопроекта, призванного определить, к каким отношениям в интернете применимо российское законодательство. В общем, это прототип закона об интернете.

Эта история тянется уже несколько месяцев. В октябре 2008 года стало известно, что единороссы заказали Международному исследовательскому институту разработку концепции закона о регулировании интернета. Так на свет появился документ, написанный директором МИИ Астамуром Тедеевым и потенциально могущий заложить основы российского онлайнового права. МИИ, кстати, не впервые разрабатывает законопроекты, но раньше он работал в основном в финансово-правовой сфере.

Тедеев - доктор юридических наук и кандидат экономических. Он известен рядом работ по налоговому, бюджетному, банковскому праву, а также парой работ по электронной коммерции и электронным банковским услугам.

Концепция занимает семь страниц и пока вовсе не похожа на закон. Сам Тедеев говорит, что законопроект пока готов лишь в самых общих чертах.

В документе высказано сразу несколько интересных идей. Первая - опытом западных стран по регулированию интернета в полной мере воспользоваться нельзя. Вторая - переход от саморегулирования к госрегулированию интернета неизбежен. Третья - фактическое отсутствие налогобложения интернет-коммерсантов нарушает конституционные принципы и ведет к бюджетным потерям.

Регулирование по Тедееву может быть жестким, с наделением провайдеров контрольными обязанностями, либо с элементами жесткого. Концепция не подразумевает третьего варианта.

По словам Тедеева, вокруг законопроекта существует огромное количество мифов и легенд. Он утверждает, что гайки закручены не будут, концепция не подразумевает ни новых видов ответственности, ни новых обязанностей для пользователей.

Полный текстКонцепция Тедеева, октябрьский вариант

Зато для бизнеса заготовлен сюрприз. Концепция предлагает регулировать разные части Рунета по-разному, так сказать, разбив его на две части.

Одна половинка называется гуманитарной. В ней будет действовать диспозитивный метод регулирования. В переводе с юридического на русский это означает, что стороны отношений являются равноправными и могут сами решать возникающие между ними вопросы. Ярким примером такого регулирования являются гражданско-правовые отношения, в которые государство, в общем-то, не вмешивается.

Вторая половинка, экономическая, включает в себя, собственно, электронную коммерцию и будет жестко регулироваться. В документе говорится, что необходимо устранить пробелы законодательства в отношении электронных денег, онлайновых платежных систем и интернет-телевидения. Вполне вероятно, что их жесткое регулирование коснется в первую очередь.

Газета "Ведомости" уточняет, что в экономическую "зону" не попадут сайты, зарабатывающие на интернет-рекламе. В этой связи интересно, например, понять, по каким нормам должны работать "Одноклассники", которые половину средств зарабатывают на рекламе, а половину - на платных услугах. Напомним, что по всем признакам социальная сеть - это гуманитарный проект.

Кроме того, в концепции довольно сильно размыты рамки гуманитарного сектора. В документе написано, что гуманитарные отношения формируются при свободном доступе к информации, а также ее открытом сборе, обработке и распространении. Возникает вопрос - в каком секторе Рунета находятся в таком случае интернет-СМИ, использующие подписку или механизм платного доступа к части контента?

Так или иначе, на законе об интернете все не закончится. После его принятия концепция предлагает править другие законы, приводя их в соответствие новой схеме.

Таким образом, документ, воплотившись в жизнь, затронет гораздо большее число норм, чем можно себе представить. Так, в концепции в качестве примера разбирается влияние подобного закона на законодательство о выборах. Надо думать, особенно интересна эта часть документа как раз "Единой России", которую президент недавно призвал активнее выходить в интернет.

Тедеев обещает в ближайшем времени выложить свежую версию концепции и говорит, что текст законопроекта будет готов к двадцатым числам мая. Он предполагает, что сам законопроект будет внесен на рассмотрение Госдумы в лучшем случае осенью. У участников рынка, которых, насколько можно судить, пока активно не опрашивали, есть время ознакомиться с этим примечательным документом.

Реакция

Участники рынка по-разному восприняли инициативу Тедеева.

Вице-президент ChronoPay Дмитрий Кожанов:

Положительно, что правительство начало обращаться к таким вопросам, как регулирование Интернета. Однако нынешний законопроект лишь отчасти можно назвать продуманным и полезным.

Председатель совета РАЭК Марк Твердынин:

Сегодня вокруг интернета пытаются создать массу законов и актов, которые так или иначе ограничивают как бизнес в интернете, так и конечного пользователя. Концепция, которая сегодня рассматривается рабочей группой в Госдуме – это еще одна попытка ограничить то, что невозможно ограничить. Но это уже движение к тому, что необходимо вводить понятие "интернет" в иные законы и законодательные акты. В частности, РАЭК в ближайшее время собирается обратиться в госорганы с просьбой о внесении поправок в ряд законов, куда внести понятие "интернет".

Главная проблема инициативы закона "Об Интернете" - это отсутствие диалога с отраслью, интернет – это новая среда, где все меняется молниеносно. Буквально через неделю на конференции РИФ+КИБ будет масштабно затронута тема госинициатив развития Рунета. Думаю, именно на секции можно будет установить интерфейс между законописцами и интернет-отраслью.

Михаил Осин, менеджер по связям с общественностью Ozon.ru:

В целом концепция выглядит вполне оправданно: предоставление свободы гуманитарной сфере и регулирование сферы коммерческой. Впрочем, крупные игроки на рынке электронной коммерции и так работают в полном соответствии с имеющимся законодательством. Обычно у пользователей возникают проблемы с магазинами-однодневками и разного рода мошенниками.

Антон Серго, "Интернет и право":

Я не вижу нужды в таком законе. Сейчас сфера Интернет-магазинов в достаточной мере регулируется законодательством, другое дело, что не все ему следуют, а сил проверять каждого - нет.

От того, что будет новый закон - ситуация не изменится. Интернет не нуждается в новых законах, ему нужна работа существующих.

Что касается других ресурсов, то есть законодательство о СМИ, о рекламе и они нормально регулируют свои ниши...

Перед принятием любого закона нужно задуматься: вот мы его приняли, и что изменилось? Что стало лучше?

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше