Решение армянских властей, решившихся на сближение с Турцией, стало предметом довольно резкой критики со стороны многих политических сил республики. Негативную оценку действиям официального Еревана дала не только оппозиция (что, в общем, было ожидаемо), но и одна из старейших партий - "Дашнакцутюн", которая входит в правящую коалицию. Скептики считают, что Турция загоняет Армению в ловушку: последняя, соглашаясь на "восстановление добрососедских отношений", может быть вынуждена пойти на слишком большие уступки в таких вопросах, как отношение к геноциду армян и статус Нагорного Карабаха.
Оснований для опасений добавляет и тот факт, что содержание так называемой "дорожной карты" Еревана и Анкары обнародовано не было: это наводит на мысль о некой кулуарной сделке, которая может пойти во вред интересам Армении. В рядах оппозиционеров уже прозвучало слово "предательство", адресованное властям. Руководство страны едва ли может позволить себе пренебрежительно отнестись к таким настроениям: обвинения в "сдаче Карабаха" или "сдаче геноцида" при определенных условиях могут стоить нынешней правящей команде ее места у власти. Прежний президент Армении Левон Тер-Петросян потерял свой пост при схожих обстоятельствах.
Пока что общественность получила от МИДов Армении и Турции только декларацию о том, что надо, дескать, восстанавливать добрососедские отношения, "укреплять мир и стабильность в регионе". Стороны даже разработали некие общие принципы, которые позволят этого добиться (собственно, "дорожную карту"). Однако о чем конкретно договорились Ереван и Анкара, неизвестно.
Главное, что может получить в данном случае Армения, это, безусловно, открытие границы с Турцией. Слухи о том, что граница, закрытая с 1993 года (турецкая сторона заблокировала ее в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе) может быть открыта, в последние месяцы циркулировали как в турецких, так и в армянских СМИ.
Армения долгое время живет в условиях частичной блокады со стороны Азербайджана и Турции. У нее открыты границы с другими соседними странами: Грузией и Ираном, однако каждое из этих государств - не слишком надежное окно во внешний мир. Как отметил политолог Александр Искандарян, "у Армении лишь два соседа с открытыми границами: Грузия - с чрезвычайно сложным форматом отношений с Россией, и Иран - с чрезвычайно сложным форматом отношений с США". Августовская война в Грузии в очередной раз продемонстрировала, насколько уязвимым может быть транзит в этом направлении. С началом вооруженного конфликта были остановлены поставки российского газа в Армению (которые осуществляются через грузинскую территорию), позднее, в связи со взрывом моста между Гори и Тбилиси, было приостановлено железнодорожное сообщение между Арменией и Грузией.
Открытие границы с Турцией, как отмечает политолог Степан Григорян, позволит Армении прежде всего "выйти из региональной изоляции": подключиться к региональным энергетическим и транспортным проектам. По оценке сопредседателя Армяно-турецкого совета развития бизнеса Каана Сояка, это позволит увеличить торговый оборот между странами в несколько раз - до 300-400 миллионов долларов в год. По его мнению, можно было бы, в частности, восстановить участок железной дороги Карс-Гюмри (в настоящее время, напомним, Турция, Азербайджан и Грузия строят дорогу в обход Армении, по маршруту Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку).
Карабах или геноцид?
Однако вопрос в том, чем за это будет платить Армения. Очевидно, цена будет большой: платить придется, в самых общих чертах, либо уступками по вопросу о геноциде армян (Ереван настаивает на признании геноцида как Турцией, так и другими странами, Анкара выступает категорически против и отказывается нести ответственность за массовое истребление армян в начале XX века), либо уступками по вопросу Карабаха (Турция поддерживает Азербайджан, настаивая на восстановлении азербайджанского контроля над этим регионом).Агентство PanARMENIAN.Net, ссылаясь на "информированные источники", утверждает, что никаких "предусловий" в соглашении между Ереваном и Анкарой нет. Однако турецкие СМИ сообщают совсем другое: "предусловие" есть, по меньшей мере, одно: за открытие границы, по неофициальной информации, придется вернуть Азербайджану пять районов из "пояса безопасности" (территории вокруг Нагорного Карабаха, занятые карабахскими войсками во время войны начала 1990-х годов). При этом вопрос о статусе Карабаха "дорожная карта" (опять же по неофициальной информации), откладывает на неопределенный срок.
О том, что упомянутые районы могут стать предметом торга, было известно и ранее. Однако предполагалось, что их могут отдать Азербайджану в обмен на признание независимости Карабаха (в процессе урегулирования конфликта). Теперь же, если сведения турецких СМИ верны, получается, что Армении предлагается пожертвовать безопасностью Карабаха ради собственной выгоды от открытия границы с Турцией. Неудивительно, что в Степанакерте последние известия о контактах Еревана и Анкары встретили скептически. Депутат карабахского парламента Артур Товмасян, в частности, назвал планы сторон открыть границу преждевременными. "Когда нет взаимного доверия, нельзя открывать перед врагом двери своего дома", - заявил он.
На этом фоне оптимизм армянских властей выглядит несколько странно. Спикер парламента Овик Абрамян, к примеру, в интервью польской прессе заявил, что граница с Турцией будет открыта уже в 2009 году, а перед этим будут восстановлены дипломатические отношения между странами. При этом парламентарий выразил убежденность, что "ни одна страна мира" не может диктовать Армении, как ей себя вести. Президент Армении Серж Саргсян, в свою очередь, на недавней пресс-конференции заявил, что пройдет через открытую границу уже "во время следующего футбольного матча Армения-Турция" (намекая на встречу футбольных сборных в Ереване в сентябре 2008 года, на которую был приглашен президент Турции Абдулла Гюль - событие дало повод оптимистам заговорить о "футбольной дипломатии" и предстоящей "оттепели" в отношениях между двумя странами).
Между тем власти Турции высказались о "цене" достаточно ясно. "Мы никогда не пойдем на открытие границ с Арменией, пока не будут освобождены оккупированные территории Азербайджана (так в Азербайджане и Турции называют территорию непризнанной республики Нагорный Карабах, неподконтрольную азербайджанским властям - примечание Ленты.Ру)", - заявил премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган. Добавив, что Турция "никогда не бросит азербайджанских братьев". Если руководствоваться приведенными обещаниями Абрамяна и Саргсяна, получается, что до конца 2009 года Армения "сдаст" Карабах Азербайджану. Или все-таки не "сдаст"? Чтобы прояснить этот вопрос, хорошо бы узнать, что конкретно содержится в "дорожной карте", какие конкретно обязательства взял или собирается взять на себя Ереван. Между тем в МИДе Армении, куда журналисты обратились за комментариями, сказали только, что согласована "программа предпринимаемых шагов".
"Ловушка турецкой дипломатии"
"Принципы, лежащие в основе переговоров, могут содержать в себе угрозы, которые будут определять дальнейшие пути развития страны, - отмечает секретарь оппозиционной партии "Наследие", депутат парламента Лариса Алавердян. - Но общественность остается в неведении". "Переговоры с турецкой стороной продолжаются уже два года, но ввиду исключительной конфиденциальности, проявляемой властями, информации лишен даже парламент", - говорит она. "Завеса тайны в этом вопросе настораживает", - соглашается член оппозиционного Армянского общенационального движения (АОД), бывший глава парламентской комиссии по внешним связям Ованес Игитян.
Представители оппозиции и политологи отмечают, что власти Армении ввязались в дипломатическую игру, не обладая при этом сильными козырями. И в этой игре, по мнению оппозиционеров, Армения уже проигрывает. Турция, например, фактически получила статус одной из сторон в карабахском конфликте (выдвинув условия об "освобождении оккупированных территорий" в обмен на открытие границы), а значит и возможность давить на Ереван вместе с Азербайджаном (и другими заинтересованными сторонами, которые ради политических дивидендов готовы пожертвовать интересами самого Карабаха). "Ловушкой" наблюдатели называют и возможное создание совместной комиссии историков, которая будет исследовать материалы о преследовании армян в Турции (чего добивается Анкара). Появление такой комиссии может означать, что факт геноцида армян, отрицаемый Турцией, официальный Ереван уже поставил под сомнение.
По мнению депутата от партии "Наследие" Степана Сафаряна, армянские власти сделали крупный просчет, подписав совместное заявление с Турцией именно сейчас, за день до 24 апреля, когда отмечается день памяти жертв геноцида. В этот день с речью должен выступить президент США Барак Обама: предполагалось, что в своем выступлении он может прямо назвать события 1915 года и последующих лет "геноцидом". Это, в свою очередь, могло дать импульс для признания геноцида армян во всем мире. Теперь же, по мнению Сафаряна, этого не произойдет. "Турции было нужно время, чтобы преодолеть рубеж 24 апреля, и армянская сторона его Турции подарила, - рассуждает депутат. - Вместо того, чтобы воспользоваться турецкими страхами по поводу обращения Обамы и добиться серьезных обещаний, наша дипломатия подписала заявление без всяких условий". Анкара, по его мнению, получила основание не только для того, чтобы и впредь не признавать геноцид армян, но и для того, чтобы убедить другие страны этого не делать. Турция, как полагает оппозиционер, теперь будет напирать на то, что, дескать, идет серьезный процесс восстановления двусторонних отношений, и что "действия по признанию геноцида" ему, мол, будут только мешать.
"Ситуация начинает диктовать нам условия"
Что касается вопроса о Карабахе, то тут дело даже не в том, что нынешнее руководство Армении может попытаться, к примеру, "сдать" непризнанную республику. Крайне сложно представить, чтобы на это пошел президент Серж Саргсян, который сам является уроженцем Степанакерта и ветераном карабахской войны. Однако власти могут оказаться в такой ситуации, когда они, утратив позиции под давлением Турции и третьих стран, будут просто вынуждены принять решения, невыгодные как Армении, так и Карабаху. "Наша тактика должна быть очень осторожной, потому что мы вошли в такой процесс, когда ситуация начинает сама диктовать нам условия", - предупреждает член партии "Дашнакцутюн", глава парламентской комиссии по внешним связям Армен Рустамян. Собственно, оппозиция давно предостерегает власти страны о том, что они могут потерять Карабах: из-за неспособности противостоять внешнеполитическому давлению, равно как и неспособности занять активную позицию в урегулировании конфликта. Армения не добилась, например, того, чтобы сделать Нагорный Карабах полноценной стороной в процессе урегулирования. Угрозы Еревана признать независимость этого региона (в том случае если урегулирование зайдет в тупик) также не были реализованы. Этим, естественно, пользуется Азербайджан. Когда встает вопрос о признании Карабаха, в Баку заявляют: а что, мол, это за "независимое государство", если даже соплеменная Армения его не признала?
Кстати, "Дашнакцутюн" - одна из старейших армянских партий, которая входит в правящую коалицию - уже заявила, что в связи с последними контактами между Анкарой и Ереваном вполне может из коалиции выйти. Она подчеркивает, что "обменивать" открытие границы на уступки по вопросу геноцида или передачу карабахских земель ни в коем случае нельзя. "Мы считаем недопустимым совместное заявление МИДов, - говорится в заявлении пресс-службы партии. - Появление этого документа на фоне антиармянских высказываний турецких властей, их попытки диктовать условия бьет по интересам Армении и армянского народа". Следует отметить, что "Дашнакцутюн" подумывала о выходе из коалиции весной 2008 года, в трудное для армянских властей время, когда их имидж был подорван в связи с жестким разгоном протестных акций (и последующих беспорядков) в Ереване. Однако тогда до "развода" дело все-таки не дошло. Теперь же такой шаг "Дашнакцутюн" может стать существенным ударом по позициям руководства Армении: ее выход из коалиции продемонстрирует, что даже во власти сближение с Турцией при сомнительных условиях одобряют далеко не все. Что уж говорить об оппозиции.
Некоторые оппозиционеры уже назвали действия руководства Армении "изменой". Ветеран карабахской войны, член АОД Жерайр Сефилян охарактеризовал нынешние контакты с Турцией как "национальное предательство" и высказал мнение, что президент Армении Серж Саргсян фактически "вырыл себе политическую могилу". 23 апреля со специальным обращением выступило движение "Миацум" ("Воссоединение"), которое выступает за воссоединение Армении с Карабахом. В заявлении говорится, что власти страны проводят "пораженческую и предательскую политику", которая ведет к "капитуляции" в карабахском вопросе. "Миацум" потребовал "немедленно прекратить переговоры с Турцией", "проинформировать граждан Армении об уступках, сделанных в процессе переговоров", а главное, "не уступать ни дюйма территорий, завоеванных в карабахской освободительной войне".
Авторы заявления также призвали жителей страны "организоваться и начать борьбу за формирование власти, обладающей национальным самосознанием, власти, которая могла противостоять опасностям, угрожающим стране".
Вечером 23 апреля в Ереване прошло традиционное факельное шествие в память жертв геноцида армян, которое организует молодежное крыло партии "Дашнакцутюн". В нем приняли участие тысячи людей. По традиции, собравшиеся сожгли турецкий флаг, и от его пламени зажгли факелы. Незадолго до шествия, кстати, прошел слух, что на этот раз турецкий флаг пощадят. Издание Armenia Today сообщило, что в связи с "потеплением" отношений между Ереваном и Анкарой правящая верхушка запретила молодежи устраивать это мероприятие. Однако запрет, если он и имел место, собравшиеся проигнорировали, флаг был сожжен. Активист "Дашнакцутюн" заявил журналистам, что именно после того, как его соратники узнали о контактах армянских властей с Турцией, они решили, что традицию нарушать не будут.