Взяли за рога СКП понадобилось четыре месяца, чтобы заняться делом об отстреле алтайских баранов

Во вторник, 5 мая, стало известно, что Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело по факту браконьерства на Алтае, к которому причастны высокопоставленные чиновники. Очередная волна общественного внимания к нашумевшему январскому отстрелу исчезающего вида баранов поднялась после того, как в понедельник, 4 мая, к многократным просьбам экологов о возбуждении уголовного дела присоединился Росприроднадзор.

9 января 2009 года в горах Алтая пропал вертолет Ми-171 (модификация Ми-8), принадлежащий компании "Газпромавиа". Поисковая операция вызвала большой резонанс, поскольку вскоре стало известно о том, что на борту находились высокопоставленные чиновники федерального и регионального уровней. 11 января были обнаружены обломки вертолета и тела погибших. Из 11 человек, летевших на вертолете, погибли семь человек, в том числе полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин. Выжили второй пилот и трое пассажиров.

Однако еще больший резонанс вызвала информация, появившаяся спустя несколько дней, о том, что чиновники летели на браконьерскую охоту. На фотографиях с места авиакатастрофы, опубликованных многими российских СМИ, были запечатлены три туши застреленных алтайских горных баранов (аргали), охота на которых в России запрещена, поскольку вид занесен в "Красную книгу". По разным оценкам, на территории России осталось 200 или 300 особей.

Поначалу охотничий скандал развивался стремительно, поскольку ставшие достоянием общественности факты трудно было игнорировать. О том, что необходимо возбуждение второго уголовного дела по факту браконьерства (помимо расследования причин катастрофы) в январе заявляли многие представители экологических организаций. Например, внимание Генпрокуратуры к отстрелу баранов неоднократно пытался привлечь директор российского представительства Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин.

Как пишет "Коммерсант", в полученном в феврале ответе из Следственного комитета при прокуратуре РФ Честину сообщалось, что "доводы, приведенные в обращении, будут исследованы и проверены в процессе расследования уголовного дела номер 201/383007/-09, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта)".

В свою очередь, заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь (тогда еще не бывший) вскоре после аварии предложил вообще запретить охоту на диких животных на Алтае, ссылаясь на то, что в республике не налажена охотничья инфраструктура, что и позволяет заниматься браконьерством.

В начале февраля алтайские журналисты опубликовали официальную телеграмму Росавиации, из которой следовало, что вертолет Ми-171 разбился тогда, когда пассажиры пытались поднять на борт туши убитых животных. Цитата: "Вертолет снизился до недопустимо малой высоты бреющего полета, и начался поиск и отстрел с земли и с вертолета диких животных. При очередном заходе для взятия подстреленного животного вертолет столкнулся со склоном горы".

Впрочем, алтайское правительство не стало отрицать сам факт "охоты с воздуха", организованной для "випов". Было заявлено, что у охотников была лицензия на отстрел сибирского горного козла, и что они не нарушили сроков сезона охоты (до 15 января).

Но после того, как факт отстрела исчезающего вида баранов уже мало кто подвергал сомнению (маловероятно, что эксперты могли перепутать аргали с горными козлами), появились первые политические жертвы. В начале марта выживший в катастрофе вице-губернатор республики Анатолий Банных подал в отставку. Прессе он пояснил, почему. По словам Банных, он поступил так для того, чтобы не было повода дискредитировать власть в регионе. А власть в регионе, пожалуй, чувствовала себя не очень комфортно, поскольку в Горно-Алтайске проходили постоянные митинги экологов с требованием об отставке губернатора Александра Бердникова.

По данным "Интерфакса", в конце февраля Бердников обратился в республиканскую прокуратуру с просьбой направить в Генпрокуратуру РФ официальный запрос, чтобы установить степень его участия в этом деле. В обращении Бердникова говорилось о том, что он намерен опровергнуть "голословные обвинения в свой адрес в организации этой браконьерской охоты и коррупционности". Бердников заявил алтайским СМИ, что в отставку не собирается, поскольку "совесть его чиста".

Разбившийся на Алтае Ми-8. Фото "Алтапресс"

Разбившийся на Алтае Ми-8. Фото "Алтапресс"

Lenta.ru

В Генпрокуратуре просьбу губернатора не проигнорировали. В начале апреля Генпрокуратура России сообщила, что выявила многочисленные нарушения закона в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Республике Алтай.

7 апреля официальный представитель ведомства Марина Гриднева сообщила "Интерфаксу" о результатах проверки. По словам Гридневой, за 2008 год "в результате браконьерства снизилась численность многих объектов охоты и наиболее ценных видов рыб". Также по информации Генпрокуратуры республиканские органы власти "не принимают необходимые и своевременные меры к исправлению ситуации".

Что касается нашумевшей алтайской охоты на аргали, то, по данным "Коммерсанта", в Следственном комитете при прокуратуре РФ уголовное дело по статье 258 УК РФ (незаконная охота) было возбуждено 21 апреля 2009 года.

В связи с этим выглядит как минимум запоздалым заявление Росприроднадзора от 4 мая 2009 года, адресованное Генпрокуратуре с просьбой возбудить уголовное дело по факту "уничтожения трех особей алтайского горного барана". Ущерб, нанесенный окружающей среде, чиновники оценили в 900 тысяч рублей (по 300 тысяч рублей за каждую особь). Как отмечает газета "Время новостей", такая сумма прописана в расчетной методике, утвержденной Министерством природных ресурсов РФ.

Как объяснили изданию в Росприроднадзоре, обращение последовало с задержкой потому, что все это время в ведомстве ждали каких-либо конкретных действий от комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай. "Именно комитеты субъектов РФ еще в конце 2008 года были наделены полномочиями по расчету ущерба и инициации возбуждения уголовных дел. Однако в Республике Алтай комитет проявил бездействие", - заявили газете в пресс-службе ведомства.

Можно предположить, что затянувшееся бездействие комитета было вызвано тем, что при крушении Ми-171 погиб его председатель Виктор Каймин.

Как бы то ни было, уголовное дело возбуждено. Выживших в катастрофе четверо: уже упоминавшийся бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, московский бизнесмен Борис Белинский, главный эксперт объединенного экспертного совета комитета Госдумы РФ по экономической политике Николай Капранов и второй пилот Максим Колбин. Очевидно, что они будут основными фигурантами. Также можно предположить, что расследование не будет проведено "в кратчайшие сроки". Такой прогноз по срокам вполне уместен, поскольку на одно только возбуждение уголовного дела понадобилось четыре месяца и постоянные напоминания со стороны общественности.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше