Ирландец Майкл О'Лири, гендиректор крупнейшей низкобюджетной авиакомпании Европы Ryanair, в феврале 2009 года шокировал британцев неудачной шуткой. Он заявил, что Ryanair намерена взимать с пассажиров плату за посещение бортового туалета. Однако из уст гендиректора Ryanair, который заставляет своих сотрудников приносить на работу их собственные шариковые ручки, это заявление прозвучало совсем не шуточно. Дело в том, что к попыткам Ryanair заработать мелочевку на клиентах в Европе уже давно привыкли. Теперь Ryanair решила ввести плату за онлайн-регистрацию на свои рейсы. Обычные кассы авиакомпания решила закрыть.
Майкл О'Лири, выпускник иезуитского интерната, начинал свою карьеру аудитором в KPMG, откуда уволился ради того, чтобы открыть сеть кондитерских магазинов. Последние 15 лет занимается исключительно Ryanair, куда его заманил основатель авиаперевозчика Тони Райан.
Обычным топ-менеджером этого острого на язык ирландца не назовешь. Его компания ежегодно выпускает корпоративный календарь с обнаженными сотрудницами, приобрести который может любой посетитель сайта авиакомпании. О'Лири также большой умелец привлекать внимание прессы за счет своих громких высказываний. Так, премьер-министра Великобритании Гордона Брауна, заявившего, что власти тратят сборы в аэропортах на проекты по защите окружающей среды, О'Лири величает "лжецом", а в стране, по мнению шефа Ryanair, воцарились "обдолбанные" ("fuсked–up") надзорные органы. Про свою родную Ирландию он отзывается еще хлеще, а свиной грипп сравнивает с похмельем.
За О'Лири давно закрепилась репутация не только охальника, но и одного из самых умелых руководителей в отрасли. Именно он успешно внедрил идеальную для убыточной в 1990-х Ryanair бизнес-модель, в которой забота компании о клиенте принимается в расчет в последнюю очередь. Стратегия Ryanair проста - зарабатывать во время спадов в экономике, которых, по словам О'Лири, авиакомпания прожила уже четыре, непрестанно расширяясь и увеличивая свое влияние в Европе.
Спад в глобальной экономике также на руку Ryanair, поскольку пассажиры переходят на потребление более дешевых услуг, которые такие гранды, как British Airways (ВА), предоставить попросту не в состоянии. При этом гендиректора О'Лири считают неустанным изобретателем новых способов заработать на клиентах. Именно поэтому его высказывание, к примеру, о платных туалетах было автоматически принято на веру.
В феврале глава Ryanair Майкл О'Лири заявил, что намерен поставить при входе в бортовые туалеты самолетов Ryanair аппараты по приему монет и взимать с пассажиров плату в один фунт стерлингов за посещение уборных. При этом О'Лири отметил, что плата впоследствии может понизиться до одного пенса. "Сомневаюсь, что хоть кто-то из наших клиентов за последние годы поднимался на борт самолета, не имея в кармане хотя бы одного фунта наличными", - заметил он, уверяя журналистов, что никакой проблемы для пассажиров введение платной услуги не создаст.
Заявление О'Лири было воспринято вполне серьезно. Решение ввести плату за пользование туалетами вызвало резкое недовольство потребительских ассоциаций Ирландии и Великобритании, которые были возмущены таким попранием прав клиентов Ryanair. Однако местные регуляторы авиаперевозок заявили, что формально идея главы Ryanair вполне законна: законодательство Великобритании и Ирландии вообще не регламентирует установку туалетов в пассажирских самолетах, поэтому и претензий к их платному статусу предъявить надзорные органы не смогут.
О'Лири поверили и его собственные сотрудники, в частности, пилоты, у которых заявление шефа вызвало недоумение. Летный состав всерьез интересовался, сколько жетонов они будут получать в день, чтобы иметь возможность посетить туалет. Когда возмущение потребителей достигло предела, пресс-служба Ryanair заявила, что гендиректор дискаунтера шутил, когда заявил о платных туалетах.
Скандалы постоянно преследуют Ryanair. В конце 2008 года авиаперевозчик, к примеру, не сумев договориться со сторонними сайтами, неожиданно отказался обслуживать пассажиров в Испании, купивших билеты не на официальном сайте Ryanair. Это возмутило испанские власти, которые пообещали провести тщательное расследование инцидента.
Известно также, что Ryanair, билеты на рейсы которой могут стоить копейки, часто пытается увеличить прибыль при помощи многочисленных дополнительных платежей. В частности, компания берет 15 фунтов за каждый килограмм багажа сверх предусмотренной нормы, 60 фунтов за прием на хранение спортивного или музыкального оборудования, а также 100 фунтов за смену имени на билете. Ручная кладь также оплачивается по отдельному тарифу, а чашка кофе, купленная пассажиром на борту, стоит 2,5 фунта.
В Евросоюзе, например, неоднократно пытались заставить Ryanair указывать в стоимости так называемых "бесплатных" билетов все налоги и сборы, которые увеличивают затраты пассажиров. Например, перевозчик прибавляет к цене билета 10 фунтов или больше в случае, если проездной документ оплачивается с помощью кредитной карты, что практически не позволяет избежать этого сбора.
В марте Ryanair заявила, что закроет все свои кассы, а ее клиентам предстоит научиться пользоваться онлайн-регистрацией. В мае стало известно, что плата за онлайн-регистрацию на рейсы Ryanair составит пять фунтов. Поскольку касс в скором времени у перевозчика не будет, то плата за регистрацию автоматически станет обязательной для всех, кто попытается воспользоваться услугами авиакомпании.
Более того, посадочный талон на рейс пассажиры Ryanair должны будут распечатать самостоятельно. Это также обязательное условие. Если клиентам не удалось найти принтер, то, когда они прибудут в аэропорт без указанного документа, им придется выложить еще 40 фунтов. При этом пассажиры не смогут заказать билеты более чем за 15 дней до поездки.
В начале июля Ryanair опубликует финансовые результаты за 2008-09 год, который у компании заканчивается 31 марта. Предполагается, что перевозчик сумеет заработать за прошедший год 50-80 миллионов евро. Скромной сумму, которая составляет лишь четверть от обычного заработка Ryanair, впрочем, не назовешь. Перевозчик терял прибыль в 2008 году из-за резкого роста цен на авиакеросин, что и подвигло О'Лири на новые меры по снижению издержек. Ryanair, к примеру, сократила парк самолетов на 10 процентов и значительно уменьшила количество рейсов зимой 2008 года. Урезая расходы, компания постепенно вводила для клиентов новые скрытые тарифы и комиссии. Платные туалеты, к примеру, были бы новым словом в искусстве зарабатывать, которым О'Лири безусловно овладел в совершенстве.