Черный машинист и эскалатор-убийца Глава московского метро опроверг существование подземных привидений

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев на пресс-конференции 13 мая посмеялся над распространенными слухами о призраках, проживающих в подземных тоннелях. Руководитель подземки назвал все эти истории "модными страшилками" и заявил, что за 18 лет работы в метрополитене ни разу не сталкивался с паранормальными явлениями.

"Метрополитен - очень скучная организация. Привидений здесь нет, еще чего-то такого - нет, призраков - тоже нет... Ищу по ночам, кричу: "Где ты, родной?". Никого найти не удается", - пошутил Гаев.

Впрочем, если Дмитрий Гаев не видел в московском метро привидений, это еще не значит, что их там нет. По крайней мере, напрасно он считает рассказы о потусторонних существах в подземке "модными" - эти слухи старше самого метрополитена, отметившего в 2005 году 70-летие. Первые проекты строительства в Москве метро относились еще к последнему десятилетию XIX века. Но тогда прогрессивному транспортному нововведению воспротивились извозчики, которые не хотели приобретать сильного конкурента, а потом их поддержали владельцы конок и трамваев, а также представители духовенства. Священники говорили, что блуждания живых людей под землей ничем хорошим закончиться не могут. Так что метро удалось построить лишь при Советском Союзе.

Рассказывают, что во время строительства станций и туннелей Сокольнической (тогда она была Кировско-Фрунзенской), а потом и Арбатско-Покровской и Замоскворецкой линий обнаруженные в местах древних захоронений человеческие останки попросту заново закапывали. Якобы из-за этого потревоженные строителями души не дают покоя пассажирам и сотрудникам метрополитена: ставят подножки идущим по эскалатору, стучат в стекла вагонов, сталкивают людей в давке на пути и даже подстрекают живых к самоубийствам. Правда, справедливости ради стоит отметить, что в последние годы все найденные при строительстве метро и других объектов человеческие останки хоронят с отпеванием. В советское время этого не делали, да и в дореволюционную пору к захоронениям зачастую относились неуважительно, и к метрополитену это не имело ни малейшего отношения.

К тому же многим странным явлениям, которые списывают на проделки призраков и нечистой силы, находятся вполне логичные объяснения. Так, среди историй, которые прислали москвичи на сайт проекта Артемия Лебедева "Московское метро", есть рассказ о стучавшей в стекло руке. Как выяснилось, это развлекались машинист с помощником, которые надели на палку резиновую перчатку и высунули ее в окно. За правдивость этой истории ручаться не приходится, но она не менее правдоподобна, чем "мистические" рассказы.

Одна из самых распространенных "страшилок" - история о поезде с душами погибших во время строительства Кольцевой линии заключенных. Рассказывают, что один раз в месяц ночью по ветке проходит поезд, который останавливается на каждой станции, но очень редко открывает двери. В кабине машиниста якобы сидит всего один человек в форме старого образца, а вагоны по одной версии пусты, а по другой - забиты истощенными мужчинами в серой одежде. Со временем легенда обросла красочными подробностями. Так, говорят, что заключенных за провинности замуровывали в стены туннелей и сбрасывали в вентиляционные шахты. Тех, кому доведется увидеть этот поезд на Кольцевой, предупреждают ни в коем случае не приближаться к составу и не заходить в двери, если они откроются.

Другая классическая страшная история про метро – легенда о Черном машинисте. Согласно этому преданию, много лет назад машинист аварийного состава обгорел, спасая пассажиров. Потом он умер в больнице, а руководство метрополитена обвинило его в случившемся. С тех пор его призрак ходит по туннелям, а поздно вечером его можно встретить и на станциях. Правда, почти такую же историю многим доводилось слышать и про путевого обходчика. Оба привидения абсолютно безвредны и ищут лишь справедливости.

Наиболее пугающая история связана, пожалуй, с аварией эскалатора на станции Авиамоторная, произошедшей в 1982 году. Тогда погибли восемь человек, и еще 30 получили травмы. Причиной аварии стали неправильно настроенные аварийные тормоза и конструктивные недоработки эскалатора. Несмотря на то, что все погибшие задохнулись под тяжестью падавших на них тел (на эскалаторе во время аварии находились сто человек), по Москве разошлись слухи о том, что людей затянуло в подвижные части механизма и разрезало на куски. И уже почти три десятилетия рассказывают об окровавленных призраках без рук, которые иногда появляются на Авиамоторной.

Кстати, по невыясненным причинам "эскалатором-убийцей" иногда называют и заброшенный наземный эскалатор возле южного выхода со станции Воробьевы горы. Между тем, никаких несчастных случаев там не происходило: этот эскалатор просто не использовался с момента закрытия станции Ленинские горы, а демонтировать его не стали.

Сравнительно недавней считается история о студентке, к которой вечером на станции привязались нетрезвые мужчины. По легенде, девушка пыталась убежать от нежелательных попутчиков, спрыгнула на пути и скрылась в туннеле. С тех пор иногда между станциями видят тоненькую фигуру в светлом платье.

Наконец, в интернете можно найти немыслимое количество абсолютно серьезных рассказов о том, как пассажиры метро сталкивались с обитателями иного времени: москвичами пятидесятых годов XX века, солдатами Гражданской и Великой Отечественной войны, метростроевцами и даже конными всадниками. Впрочем, сотрудникам редакции "Ленты.ру" приходилось в канун Дня Всех Святых встречаться в метрополитене с совсем уж невообразимыми существами. Если бы Дмитрий Гаев их увидел, он бы обязательно поверил в потусторонний мир.

Юлия Савицкая

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше