Газета Wall Street Journal 23 мая опубликовала статью о том, что российский фонд Digital Sky Technologies намерен инвестировать в крупнейшую западную социальную сеть, Facebook, 200 миллионов долларов. В обмен DST хочет получить два процента компании в привилегированных акциях.
Предложение оценивает все привилегированные акции Facebook в 10 миллиардов долларов. Кроме того, DST готова вложить от 100 до 150 миллионов долларов в обыкновенные акции Facebook. Их фонд оценивает в 6,5 миллиарда долларов.
Владельцы фонда хорошо известны в Рунете. Контрольный пакет DST находится у бизнесменов Юрия Мильнера и Григория Фингера. Миллиардеру Алишеру Усманову принадлежит 30 процентов Digital Sky Technologies. Среди активов DST - доли в крупнейшем российском портале Mail.ru, в социальных сетях "Одноклассники" и "Вконтакте", а также целом ряде других компаний.
Привилегированные акции Facebook позволят Digital Sky Technologies получать фиксированные дивиденды в приоритетном порядке. Они не дают права голосовать на собрании акционеров. Таким образом, основная часть сделки касается исключительно участия российского бизнеса в прибыли Facebook. Дополнительная же скупка обыкновенных акций сделает DST владельцем менее 2,5 процента голосующих акций.
Инициативы российских инвесторов в западном сегменте Сети не пользуются популярностью. К статье WSJ оставлено всего пять комментариев, однако три отзыва - резко отрицательные, а два оставили рунетчики, отстаивающие честь отечественного интернет-бизнеса.
Самой соцсети есть, над чем задуматься. Российский DST оценил стоимость Facebook гораздо выше, чем западные фонды, с которыми сеть вела переговоры. В конце апреля газета New York Post указала на разницу в три миллиарда долларов в оценке Facebook администрацией сервиса и потенциальными инвесторами. Первые считали справедливой суммой пять-шесть миллиардов долларов, вторые же - два-три.
Эту оценку западные инвесторы, напуганные кризисом, взяли не с потолка. В середине февраля аналитики подсчитали, что стоимость Facebook составляет 3,7 миллиарда долларов. Основой для расчетов стала стоимость акций, распространенных среди сотрудников Facebook. Более того, в декабре 2008 года аналогичные вычисления показали цену Facebook на уровне всего двух миллиардов долларов.
Но сколько бы ни стоила социальная сеть, аудитория которой уже превышает 200 миллионов человек, вряд ли в ближайшее время Facebook получит предложение, превышающее российское. Такую удачную сумму сети предлагали лишь однажды, когда Microsoft оценила Facebook в 15 миллиардов долларов и купила эксклюзив на продажу рекламы вместе с 1,6 процента компании за 240 миллионов долларов.
Гендиректор Facebook на днях недвусмысленно заявил Reuters: "Если в нас захотят инвестировать на хороших условиях, мы обсудим предложение хотя бы для того, чтобы иметь запас средств для задела на будущее". Facebook в 2008 году заработал на рекламе меньше, чем планировал. Очевидно, что он готовится к масштабным экспериментам.
Деньги очень нужны Facebook. Недавно социальная сеть уволила своего финансового директора. Теперь она ищет менеджера с опытом вывода компаний на биржу. Из этого аналитики делают вывод - Facebook собирается на IPO.
С одной стороны, это неплохо, так как кризисные IT-размещения можно по пальцам пересчитать. С другой стороны, на биржу компании, бывает, выходят в том случае, когда средства нужны, а инвесторы их уже не дают.
Не очень понятно, зачем Facebook такому фонду, как DST. Ожидать взрывного роста доходов от рекламы в социальной сети в ближайшее время сложно. Вкладывать 350 миллионов долларов в чуждый рынок на пике кризиса - рискованно. Остается только предположить, что обыкновенные акции при выходе на IPO будут моментально проданы, и тем самым россияне "отобьют" вложения, оставив у себя "привилегированную" ренту.