В майском выпуске Лента.Ру оценивает новый альбом ветеранов глэм-рока New York Dolls, второй сольник экс-лидера Pulp Джарвиса Кокера, свежие диски американской певицы Тори Эймос и украинской группы Lюk, а также пятую пластинку уфимского коллектива Lumen.
New York Dolls – Cause I Sez So
История группы New York Dolls достойна отдельного места в рок-энциклопедиях. Коллектив, основанный еще в 1971 году, как явствует из названия, в Нью-Йорке, формально всю свою жизнь занимался глэмом, но фактически может считаться одним из провозвестников панка. Вместе с MC5, Игги Попом и The Stooges "куклы" играли настоящий "протопанк", который во второй половине 1970-х годов вдохновил целое поколение музыкантов. Самым преданным поклонником New York Dolls был и остается Стивен Патрик Моррисси: бывший вокалист The Smiths даже возглавлял один из фан-клубов коллектива. Кроме него в любви к группе признавались многие другие исполнители, однако ж массовой славой New York Dolls остались явно обделенными. В 1977 году, выпустив всего две пластинки, команда распалась.
Неожиданное второе дыхание у доживших до седин участников группы открылось в 2004 году. Опять же не обошлось без Моррисси, который уговорил свою любимую группу выступить на курируемом им фестивале Meltdown в Лондоне. До реюниона дожили только трое из оригинального состава: вокалист Дэвид Йохансен, гитарист Сильвиан Сильвиан и басист Артур Кейн. Последний вскоре после концерта скончался, а двое остальных отправились в студию писать новый альбом.
Похоже, что главная веха в истории New York Dolls только тогда и началась. В 2006 году коллектив выдал отличный диск "One Day It Will Please Us to Remember Even This"; спустя три года музыканты вновь положили всех на лопатки пластинкой "Cause I Sez So". В дюжину новых боевиков затесались кавер на самих себя с налетом регги ("Trash"), а также своеобразный привет Анастасии Приходько ("Drowning"), в припеве которого также надрывно поется "Мамо".
На "Cause I Sez So" Йохансен и Сильвиан, даром, что каждому под 60, выдали настоящий, первородный рок-н-ролл, который по статусу положено играть, например, The Rolling Stones, но который нынешним Джаггеру и Ричардсу уже только во снах снится.
Неужели время над ними не властно?!
Jarvis Cocker – Further Complications
Неутомимый эксцентрик Джарвис Кокер, бывший фронтмен культовой брит-поп конторы Pulp, испытывает "дальнейшие осложнения" своей гениальности: читает на концертах лекции о стихосложении, пишет музыку для детских фильмов, превращает себя в выставку в парижской галерее и, наконец, неожиданно мнит себя панком.
Последнее относится к свежему, второму сольному альбому Кокера "Further Complications", сотворенному совместно с таким же немного тронутым (читай: гениальным) продюсером Стивом Альбини. Променяв образ потрепанного интеллигента на замашки рок-героя, Джарвис отвернул от себя некоторых ретроградных поклонников и озадаченных критиков, но явил новую грань своего таланта, что куда важнее и ценнее.
Музыкант с завидной легкостью выдает то что-то из Pixies, то из Курта Кобейна (Альбини здесь, конечно, сыграл не последнюю роль, ведь именно он продюсировал классические "Surfer Rosa" Pixies и "In Utero" Nirvana), то вообще из Rage Against the Machine ("Fuckingsong"). Но игра в псевдо-грандж – это только вершина айсберга. На "Further Complications" можно расслышать массу иных вещей: и баллады, и глэм-рок, и задор раннего Дэвида Боуи, и простоту и минимализм Лу Рида с The Velvet Underground. А эпилогом "осложнений" выступает и вовсе девятиминутное "диско" "You're In My Eyes". Просто праздник какой-то!
Lюk – Мамина юность
Харьковский квинтет Lюк во главе с солисткой Олей Герасимовой впорхнул в российский шоу-бизнес на волне массового успеха своих земляков из 5'nizza. Вокалист последних Андрей "Sun" Запорожец, начинавший творческую деятельность именно с Lюk, в 2004-м поучаствовал в записи их альбома "Lemon", что обеспечило необходимое и заслуженное внимание к коллективу. В конечном итоге 5'nizza канула в Лету, распавшись на два проекта, а Lюk остался и продолжает культивировать свою странную, но очаровательную смесь из easy listening и поп-рока, спетую на украинском, русском и французском языках.
Четвертая пластинка группы не сворачивает с проторенной колеи, разве что крен в сторону поп-рока стал чуть сильнее. Это неплохо; шлягеров стало даже больше чем обычно: сходу можно выделить такие треки, как "Нафта", "Олени", "Дама из Праги", "Друг", "Время внутри" (последняя неуловимо чем-то напоминает Coldplay).
Главное же, чем примечательна "Мамина юность", это очередным сотрудничеством, на этот раз с Антоном Слепаковым, лидером "…и Друг Мой Грузовик", лучшей современной группы Украины на вкус вашего автора. При участии Антона родился главный хит диска – "Митхун Чакраборти", шуточное, но трогательное посвящение культовому болливудскому актеру.
Ведущие московские радиостанции уже проигнорировали "Митхуна", не взяв песню в ротацию, и таким образом лишили Lюk доступа к широким массам и обрекли группу прозябать на клубном уровне. Что ж, это даже к лучшему: именно в клубах все самое интересное в современной музыке и происходит.
Tori Amos – Abnormally Attracted to Sin
Самая эмоциональная пианистка современного альтернативного рока Тори Эймос на двадцатом году своей музыкальной карьеры стала независимой артисткой и пустилась в исследование природы греха. Эта тема не на шутку вдохновила певицу: на десятый студийный альбом Тори Эймос, в заглавии которого она признается в нездоровом влечении к предмету разговора, попали аж 17 новых композиций; еще чуть-чуть и диск пришлось бы делать двойным.
Вдохновение вдохновением, но следует признать, что Тори несколько увлеклась своими экспериментами над грехом – не каждый способен выдержать 72 минуты этих трелей, в основном прекрасных, но временами приторных. Для нетерпеливых выделим обязательные пункты программы: "Welcome to England" (первый сингл с альбома), "Maybe California", "Police Me", "That Guy" и "500 Miles". Впрочем, каждый обязательно найдет на диске еще что-нибудь по вкусу.
Самое приятное, что в музыкальном плане в противовес своим последним работам на "Abnormally Attracted to Sin" Тори Эймос в общем и целом возвращается к корням. Откровенно говоря, в случае с Тори никаких экспериментов не хочется: пусть так и остается верна выбранному амплуа "женщины, которая поет и подыгрывает себе на фортепиано".
Lumen – Мир
Если вы еще ничего не слышали об уфимской группе Lumen, то лучше бы вам быть в курсе: группа семимильными шагами метит на роль голоса нового поколения россиян, и неровен час, вы обнаружите их песни в плеерах ваших домашних, что помладше.
Выстрелив в 2002 году на "Нашем Радио" хитом о басисте Sex Pistols и его подружке "Сид и Нэнси", Lumen без особой медийной поддержки последовательно и методично брали площадку за площадкой, город за городом (аналогичным образом к широким массам прорвались "Король и шут" и Amatory), пока не добрались до святая святых русского рока (а именно по этому ведомству в конечном счете можно проводить коллектив, если отбросить налет тяжелых стилей) ДК Горбунова в Москве. Там с аншлагом и был презентован новый, пятый альбом земляков ДДТ и Земфиры "Мир".
Секрет успеха Lumen довольно прост: разговор с молодежью на волнующие ее проблемы (любовь, протест против старшего поколения, жестокость и несправедливость современного общества, неудовлетворенность окружающим миром и своим местом в нем) ведется доступным для нее языком. Жаль, что художественные средства весьма однообразны: структура песен "Мира" редко выбивается из формулы "спокойный куплет – шумный припев", а тексты зачастую грешат графоманством. Хочется надеяться, что наша молодежь заслуживает большего.