Петербургский международный экономический форум 2009 года получился безрадостным. Например, президент Дмитрий Медведев большую часть форума занимался самобичеванием. Он признал, что сырьевую экономику России не удалось перевести на инновационное развитие, как не удалось провести и ряд прочих реформ. Новых реформ президент, впрочем, не обещал. Другие чиновники осторожно радовались росту цен на нефть и мечтали о заветных 100 долларах за баррель. Впрочем, основным событием форума, стало, как ни странно, действо, развернувшееся в 300 километрах от Санкт-Петербурга. Речь идет о визите премьер-министра России в городок Пикалево в Ленинградской области, сольное выступление которого, без сомнения, стало тревожным сигналом для участников форума, а для россиян - демонстрацией того, кто в доме хозяин.
Форум изначально не предполагал значительных откровений со стороны российских чиновников, которых президент ранее попросил "поумерить языки" и не болтать лишнего о сумрачных перспективах российской экономики. Сконцентрироваться участникам российские власти предложили на международной тематике. Тем не менее, правительство России, президиум которого посетил форум почти в полном составе, сделало на форуме несколько важных заявлений. В результате международный форум превратился в междусобойчик, на котором чиновники "порадовали" сограждан очередной порцией противоречивых макроэкономических прогнозов. Президент Дмитрий Медведев, который говорил на форуме о ситуации в мировой экономике, звучал совсем неинтересно.
Мечты о дорогой нефти
В первый же день форума министр финансов Алексей Кудрин напомнил, что нефтяной резервный фонд, благодаря которому Россия смогла покрывать дефицит бюджета в 2009 году, закончится уже в 2010 году. Сам бюджетный дефицит уже в текущем году может достичь 10 процентов ВВП (в бюджете заложен показатель в 7,4 процента), в следующем - превысить запланированные 5 процентов. С 2011 года Россия будет занимать на внешних рынках ежегодно более 10 миллиардов долларов, чего не делала с 2000 года.
Кудрин, один из самых ярых пессимистов в российском правительстве, исходит из среднегодовой стоимости нефти в 50-53 доллара за баррель. В случае превышения фактической цены на сырье над прогнозной дополнительные доходы будут направляться в национальные фонды, а затем использоваться на текущие расходы, в частности, покрытие дефицита федерального бюджета. Другие чиновники на форуме делали более оптимистичные прогнозы. Так, замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач заявил, что наиболее вероятный прогноз на 2010 год по среднегодовой цене на нефть - 60 долларов за баррель. Этот прогноз, в сравнении с минфиновским, означает более высокие доходы и меньший дефицит бюджета.
Президент России Дмитрий Медведев в интервью газете "Коммерсант", которое он дал накануне открытия официальной части Петербургского международного экономического форума, заявил, что мировая экономика будет выходить из кризиса по одной из трех моделей, которые можно сравнить с буквами V, W и L. По словам президента, V-модель заключается в том, что мир будет выходить из кризиса резко, так же, как в него попал. W-модель предполагает после периода восстановления еще один спад. Если же экономика будет развиваться по L-модели, то тогда выход из кризиса займет много времени и будет постепенным.
Однако и 60 долларов для сырьевой России - мало. Вице-премьер России Игорь Сечин, который курирует в правительстве ТЭК, заявил, что текущие цены на нефть на мировом рынке являются некомфортными, так как России нужно, чтобы нефть стоила не менее 75 долларов за баррель. Сейчас европейская Brent на мировом рынке стоит более 68 долларов за баррель, а российская Urals - на несколько долларов меньше. Цена на нефть, по мнению Сечина, сейчас во многом определяется спекулятивными факторами, поэтому Сечин предпочел сделать прогноз на будущее. По его мнению, через два-три года стоимость барреля может достичь и 150 долларов. Вторили Сечину председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер (100 долларов за баррель в 2010 году) и глава британской ВР Тони Хейворд (150 долларов в "ближайшее десятилетие").
В Минэкономразвития, однако, полагают, что цена на нефть не сможет подняться до 100 за баррель. Это одна из причин, по которым министерство не ждет быстрого восстановления экономического роста в России. В 2010 году, по мнению чиновников, рост ВВП России может составить от нуля до 1,3 процента, а "рост экономики на 4-5 процентов в год мы вряд ли увидим в ближайшее десятилетие". "Нас ждет стагнация либо медленный рост", - заявил, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Андрей Клепач. Похоже, мечты Владимира Путина об удвоении ВВП экономисты министерства похоронили окончательно.
Высокие цены на нефть и то, что Банк России вновь начал наращивать порастаявшие в период плавной девальвации резервы, позволили первому вице-премьеру Игорю Шувалову заявить, что правительству хватит резервов пережить вторую волну банковского кризиса, если она случится. Речь идет о прогнозе Кудрина, который еще в марте заявил, что российскую финансовую систему ждет вторая волна банковского кризиса. По оценке главы Минфина, она будет связана с резким увеличением невозвратов банковских кредитов предприятиями, что, в свою очередь, резко увеличит просрочку в кредитном портфеле российских банков и негативно отразится на их финансовых показателях.
На форуме Кудрин пообещал дать средства банкам, которым, по его прогнозам, все же не избежать проблем из-за "плохих долгов". Другие чиновники, в частности, глава ФСФР Владимир Миловидов, призвали министра финансов не пугать "себя и других волнами кризиса".
Палладиевый рубль Грызлова и оторванные ноги Костина
Цена на нефть, рост ВВП, дефицит бюджета и просрочка в кредитном портфеле российских банков - вот пожалуй и все значительные темы, которые обсуждались на форуме. О реформах российской экономики, как и о ее посткризисном развитии, участники форума практически не говорили. "Я ждал какой-нибудь "морковки", но пока не получил" - так ответил Reuters совладелец "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили на вопрос, удалось ли ему составить на форуме представление о том, что намерены делать российские власти для выхода из кризиса. "Я пока ничего не услышал. Буду еще спрашивать, может быть, кто-нибудь услышал", - сказал Якобашвили.
Другие бизнесмены, принимавшие участие в форуме, также не сделали особенно громких заявлений, поддавшись общему унынию. Впрочем, назвать Петербургский форум-2009 скучным язык не поворачивается. Разнообразие в рутину происходящего, к примеру, внес председатель Госдумы России Борис Грызлов. Он предложил разработать и ввести в обращение российский рубль из палладия. "Это была бы очень устойчивая валюта", - отметил Грызлов, почему-то решивший, что такой рубль будет пользоваться популярностью.
Заявление Грызлова вызвало недоумение не только у экспертов, но и у чиновников. Так, министр финансов Кудрин заявил, что считает невозможным возврат к монетарной системе, в которой выпускаемые центробанками деньги были бы обеспечены каким-либо металлом. "Сегодня ввести товарное обеспечение валюты - это значит, что вы хотите с последней марки (автомобиля - прим. "Лента.ру") пересесть на телегу и соревноваться с "Мерседесом". Это значит вернуться в другой век развития", - пристыдил Грызлова глава Минфина. Тема палладиевого рубля на форуме больше не всплывала.
По данным министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной, на форуме было заключено сделок на несколько миллиардов долларов. Конкретной цифры она не назвала, пообещав опубликовать их на сайте форума. В прошлом году на форуме в Петербурге было заключено сделок на 14,6 миллиарда долларов, а в 2007 году - на 13,5 миллиарда долларов.
Еще один занимательный случай произошел на форуме с зампредом Банка России Алексеем Улюкаевым, который довольно эмоционально высказался в адрес президента госбанка ВТБ Андрея Костина. Последний 5 июня в интервью агентству Reuters заявил, что Центробанк уже провел стресс-тесты российских банков, однако не хочет публиковать результаты, опасаясь "негатива". Эти тесты необходимы регулятору, чтобы получить более полную информацию о ситуации в банковском секторе страны. Улюкаев заявил, что регулятор не делал стресс-тестов и "не имеет негативной информации", после чего предложил "оторвать ноги" главе ВТБ.
На защиту ног Костина неожиданно встали Кудрин и первый вице-премьер Шувалов, заявив, что Банк России уже провел стресс-тестирование российских банков, которое позволит повысит прочность банковской системы страны. По словам Шувалова, тесты показали, что "все не так плохо". На это Улюкаев вновь заявил, что ЦБ не делал стресс-тестов отдельных банков, ограничившись стресс-тестами банковской системы в целом. Словесная перепалка чиновников и представителя ЦБ стала, пожалуй, самым "значительным" событием последнего дня форума.
Где-то под Санкт-Петербургом
Первый же день форума запомнился благодаря главе правительства России, хотя тот и не присутствовал в Санкт-Петербурге. Российский премьер Владимир Путин не поехал на форум, который традиционно считается "президентским". Однако позже выяснилось, что в Ленинградскую область Путин все же выбрался, хотя и не по своей воле.
В прошлом году на форуме в Санкт-Петербурге солировал Игорь Шувалов, который предложил государству уйти из отраслей, где оно уже выполнило свои задачи. Это было расценено, как намерение государства либерализовать экономику России, но тут случился кризис и уход государства из стратегически важных отраслей отложили до лучших времен. В 2009 году первую скрипку на форуме (а вернее, где-то около форума) играл Путин.
Премьер вступился за права жителей города Пикалево , которые несколькими днями ранее перекрыли одну из федеральных трасс. Под раздачу тумаков, которую провел в Пикалево премьер, попали миллиардер Олег Дерипаска и местные власти. Путин заставил Дерипаску, владельца одного из трех заводов в Пикалево, подписать контракт, который позволит возобновить работу предприятий города.
После выездного совещания в Пикалево, на котором премьер решил проблемы Пикалево в свойственной ему жесткой манере, на ум невольно полезли нехорошие ассоциации с прошлогодним выпадом премьера в адрес владельца "Мечела" Игоря Зюзина. Тогда с обещания Путина "прислать доктора" к Зюзину начался обвал российского рынка акций, усугубившийся войной в Грузии и мировым кризисом. Сейчас российский рынок на такие выпады внимания уже не обращает, а вот зарубежные инвесторы – обратят обязательно. Визиту Путина в Пикалево нашлось место на полосах всех крупнейших западных экономических газет.
Шувалов, вслед за патроном, уже пообещал, что правительство заставит нерадивых собственников предприятий решать вопросы занятости на их предприятиях. В том числе и с помощью прокуратуры. Предложение Медведева "не кошмарить бизнес", похоже, отложили до лучших времен, когда премьеру не надо будет в ручном режиме отлаживать засбоивший механизм.
За последний год российская экономика изменилась до неузнаваемости – на смену экономическому росту пришел глубокий спад, а бюджет страны впервые за десятилетие оказался сверстан с дефицитом. Островок стабильности в океане кризиса – это уже давно не про Россию. Ситуация с Пикалево в декорациях международного экономического форума в Петербурге – не самый лучший сигнал инвесторам и мировому сообществу. Реформы в России застопорились, социальная напряженность будет расти и дальше, а высокие цены на нефть, похоже, единственное, на что надеются чиновники.