Новый российский самолет Sukhoi Superjet 100 прилетел в Париж 10 июня для участия в авиасалоне в Ле Бурже. Событие это само по себе новостью не стало - Россия еще в 2008 году объявила о намерении представить миру свое новое творение. Зато стало сюрпризом то, что SSJ-100 будет единственным "живым" российским экспонатом на выставке. Остальные компании представят лишь макеты своей продукции - они получили указание не рассеивать внимание публики.
Международный авиасалон в парижском пригороде Ле Бурже стартует 15 июня 2009 года и завершится 21 июня. Мероприятие, которому в этом году исполняется 100 лет, традиционно предоставляло российским компаниям возможность заключать многомиллиардные договоры на покупку или продажу техники. Например, в 2007 году на авиасалоне в Ле Бурже "Аэрофлот" купил 22 самолета Airbus A350 общей стоимостью 3,5 миллиарда долларов, а S7 (бывшая "Сибирь") договорилась о покупке 25 Airbus A320 за 1,6 миллиарда долларов.
Ле Бурже 2009 года для России будет важным с точки зрения премьеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), который был сконструирован и построен не в СССР, но скромным с точки зрения бизнеса. Так, от поездки на авиасалон отказались компании "Аэрофлот", S7, "Трансаэро" и "Ютэйр". Это означает, что никаких контрактов в Ле Бурже они заключать не будут.
Летная программа российских компаний также будет скромной - SSJ-100 станет единственным российским самолетом, который посетители выставки смогут увидеть в небе. Компании "Сухой" (ее "дочка" - "Гражданские самолеты Сухого" - занимается разработкой SSJ-100), "МиГ" и "Иркут" привезут в Ле Бурже лишь настольные макеты своей продукции, которые, к тому же, скорее всего будут тщательно "замаскированы", чтобы не рассеивать внимание публики.
К слову, российские производители авиатехники не только не станут "красоваться" в Ле Бурже, но также будут в основном помалкивать. Из публичных выступлений запланированы только пресс-конференции генерального директора "Сухого" и "МиГа" Михаила Погосяна, а также руководства "Иркута". Рассказывать они, видимо, будут все о том же SSJ-100, разработку которого, к слову, отчасти финансировало государство.
Как ожидается, в Ле Бурже будет объявлено о заключении контракта на 20 самолетов SSJ-100. Кто именно выступит покупателем новой российской машины, пока неизвестно. Исходя из каталожной стоимости SSJ-100 в 23,4-28,9 миллиона долларов в зависимости от модификации, стоимость контракта может достигнуть 600 миллионов долларов. Правда, "Сухой" не уточняет, был ли контракт уже заключен или его только планируют заключить в торжественной обстановке в Ле Бурже.
Россия начала разрабатывать SSJ-100 в 2001 году. В 2006 году к проекту присоединилась итальянская компания Alenia Aeronautica, которая купила блокпакет ГСС. Общая стоимость проекта оценивается в 1,4 миллиарда долларов, а около 30 процентов стоимости работ финансирует государство. SSJ-100 сможет перевозить от 78 до 98 пассажиров на расстояние до 3120 километров. Как ожидается, в ноябре 2009 года SSJ-100 получит российский сертификат. На 2010 год намечено прохождение сертификации по нормам Европейского агентства по авиационной безопасности. ГСС планирует выпускать до 70 SSJ-100 ежегодно к 2013 году, а сборку одного самолета осуществлять за 4,5 дня.
Сейчас в портфеле "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС) находятся заказы на 98 самолетов. В разное время их разместили "Аэрофлот", армянская "Армавиа", итальянская Itali и некоторые другие компании.
Впрочем, в связи с кризисом треть заказов на 31 самолет оказалась под вопросом, пишет газета "Ведомости". Эти машины должны были купить обанкротившиеся AiRUnion, "Дальавиа", а также допустившая недавно дефолт по еврооблигациям "Финансовая лизинговая компания". По данным ГСС, контракты пока не были аннулированы, но компании уже перестали перечислять по ним платежи. В ГСС надеются, что контракты компаний-банкротов будут переоформлены на создаваемый "Ростехнологиями" и правительством Москвы авиаперевозчик "Росавиа".
Несмотря на все возлагаемые Россией надежды на громкую премьеру, удерживать внимание зрителей на протяжении всего авиасалона SSJ-100 вряд ли сможет. Дело в том, что региональный пассажирский лайнер является достижением для самой России, но не для мира, где подобных самолетов существует по меньшей мере 20 видов.
В пример можно привести самолеты CS100 канадской компании Bombardier, E-Jet E-170 бразильской Embraer, A318 европейской Airbus или ARJ21 китайской ACAC. При этом следует учесть, что подавляющее большинство региональных лайнеров в мире уже прошли все испытания и были апробированы в многочисленных полетах. У SSJ-100 за спиной пока лишь первый полет, состоявшийся 19 мая 2008 года, первый длительный перелет из Новосибирска в подмосковный Жуковский, да перелет во Францию, в Ле Бурже.
Заключения большого числа контрактов на поставки SSJ-100 в этом году также пока не следует ожидать, даже несмотря на то, что, по оценке "Сухого", потребность мирового рынка в этом лайнере оценивается в тысячу машин. Дело в том, что большинство мировых авиакомпаний в условиях кризиса и значительного падения объемов авиаперевозок начали воздерживаться от приобретения новой авиатехники. Поэтому, если кто и решится выложить деньги за новые машины, то скорее всего отдаст предпочтение проверенным вариантам.
Проверенных вариантов в Ле Бурже в 2009 году будет достаточно. Свои самолеты, вертолеты и другую воздушную технику представят более 40 компаний. В общей сложности, на авиасалоне будут выставлены экспонаты 1996 компаний из 48 стран мира. Выставку посетят более 400 тысяч человек, причем, по оценке организаторов Ле Бурже, 153 тысячи из них являются потенциальными покупателями. Возможно, кто-нибудь из них даже согласится приобрести несколько SSJ-100.