Американка Джэмми Томас должна возместить Звукозаписывающей отраслевой ассоциации США ущерб в размере 1,92 миллиона долларов. Так сказали присяжные, а Томас только выдохнула и взглянула на зал суда круглыми глазами. Она лишь поделилась несколькими треками в файлообменнике.
Несколько лет назад, по мнению истцов, Томас сделала доступными для скачивания членами файлообменной сети Kazaa свыше 1700 музыкальных треков. Когда звукозаписывающая ассоциация США (RIAA) составляла иск, она потребовала компенсации за всего 24 песни. Похоже, она такой компенсации добилась, а присяжные оценили каждую песню в 80 тысяч долларов.
Сумма компенсации настолько несоразмерна содеянному (у Минюста США, впрочем, противоположное мнение), что борцы с RIAA немедленно вспомнили всю грустную историю Джэмми Томас. Последняя провела в судах уже два года.
Противостояние RIAA и пользователей файлообменников длится довольно давно, однако в конце 2007 года ситуация накалилась до предела. RIAA подала 26 тысяч исков против пользователей, которые, как считала ассоциация, нарушают права на интеллектуальную собственность.
Как эти пользователи вычислялись экспертами ассоциации, до конца не ясно, однако весь расчет строился на том, чтобы уладить конфликт во внесудебном порядке. На это согласились сотни пользователей, добровольно расставшись с несколькими тысячами долларов.
Если у RIAA есть доказательства незаконных действий каждого из ответчиков, то суд становится просто-напросто невыгодным для пользователя. Дело в том, что сумма штрафа за каждое нарушение законодательства об интеллектуальной собственности по закону составляет от 750 до 150 тысяч долларов. Несколькими тысячами при масштабах современного файлообмена тут не обойдешься.
Джэмми, мать-одиночка, воспитывающая двух детей, стала первой американкой, выбравшей формальное разбирательство. Ее мотивы до конца не ясны - известно лишь, что RIAA потребовала прекратить незаконную раздачу музыки, а Томас отказалась и в обмен получила иск. Октябрь 2007 года она встретила в суде.
На разбирательство понадобилось всего несколько дней. Вердикт всколыхнул всех, кто хоть как-то соприкасался с копирайтом. Томас обязали возместить ассоциации ущерб в 222 тысячи долларов, то есть запросили по 9250 долларов за трек.
Для Томас пользователи Сети искали адвоката, ради Томас они писали письма тем музыкантам, песни которых упоминались в исках: Guns N Roses, Джанет Джексон, Aerosmith, Linkin Park, Брайану Адамсу, No Doubt и многим другим.
Первые признаки надежды на перелом ситуации появились в сентябре 2008 года, когда федеральный судья Майкл Дэвис, который председательствовал и в памятном октябре 2007 года, неожиданно отправил дело на повторное рассмотрение. Он обнаружил, что с доказательствами не все гладко - так, суммы выплат опиралась на расчеты истца, а последний даже не смог указать точно пути распространения файлов.
В какой-то момент к судьям в очередной раз обратилась и сама Томас, которая напомнила, что красная цена этим песням - 70 центов за штуку. Она получила косвенную поддержку в конце декабря, когда присяжные заявили, что американка, запустив программу Kazaa, действовала, как и многие другие пользователи. В общем, как все.
Это, к сожалению, не помешало при очередном рассмотрении присудить почти двухмиллионную компенсацию ассоциации. Если Джэмми Томас не будет оспаривать вердикт (это вряд ли), то RIAA может попытаться использовать свою победу в качестве аргумента во всех других подобных разбирательствах.
В RIAA, кстати, все еще предлагают "уладить" дело, но что под этим понимается, не вполне ясно, тем более что совсем недавно ассоциация пообещала не преследовать мелких нарушителей. Вместо этого функции контроля за ними переложат на плечи интернет-провайдеров.
Тем временем в суды уже поступили обратные иски. Пользователи обвиняют RIAA в незаконной деятельности, а именно проведении нелегальных расследований и запугивания граждан. Кое-кто из истцов получил требования RIAA, но вообще не умеет пользоваться компьютером. А кое-кто просто еще несовершеннолетний.
Если таких исков станет много, ассоциация недолго еще будет отбивать охоту к музыке внесудебными разбирательствами.