Не убедил Шеф Пентагона проиграл противостояние с оборонными корпорациями

Минувшая неделя стала апогеем многомесячного противостояния между руководством военного ведомства США и американскими оборонными корпорациями по поводу дальнейшей судьбы истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Министр обороны США Роберт Гейтс, успевший прослыть самым радикальным военным реформатором последних лет, настаивал на прекращении закупок этих самолетов, однако производители во главе с корпорацией с Lockheed Martin постарались сделать все возможное, чтобы доказать нецелесообразность этого решения. И, судя по всему, на этот раз американские военные, кичащиеся своей непобедимостью, будут вынуждены капитулировать.

Роберт Гейтс стал единственным членом администрации Джорджа Буша-младшего, вошедшим в команду нового хозяина Белого дома Барака Обамы. Взгляды двух президентов на оборонную политику США, что вовсе не секрет, расходятся довольно радикально, однако Гейтс, к удивлению многих, практически моментально перестроился на новый лад, еще в конце 2008 года обнародовав свои взгляды на будущее американской армии.

В своей статье, опубликованной в журнале The Foreign Affairs, глава Пентагона в довольно жесткой форме раскритиковал политику закупки вооружений для американской армии. Он призвал сосредоточиться не на футуристических и сверхмощных технологиях, а на более приземленных, которые необходимы военным в текущих военных конфликтах. Речь шла, в первую очередь, об иррегулярных войнах, в которых не находилось места ядерному оружию, новейшим многоцелевым истребителям и прочим новинкам, считавшимся гордостью американской оборонки.

Заявления главы Пентагона уже тогда насторожили американских промышленников. Но окончательно сомнения по поводу реальности этих планов были развеяны в начале апреля, когда Роберт Гейтс обнародовал свои предложения по сокращению бюджета военного ведомства на 2010 год, заявив о намерении урезать многие дорогостоящие оборонные программы. Жертвой новой политики Пентагона стал, в том числе, и единственный в мире стоящий на вооружении истребитель-невидимка пятого поколения F-22 Raptor, снискавший славу не только самого совершенного, но и самого дорогостоящего.

F-22 Raptor. Фото с сайта www.milnet.com

F-22 Raptor. Фото с сайта www.milnet.com

Lenta.ru

Судьба F-22 стала поводом для самой настоящей пропагандистской войны между двумя заинтересованными сторонами. Гейтс и его сторонники настаивали на том, что закупки самолетов для американской армии необходимо прекратить, а поскольку экспорт F-22 запрещен из-за опасений утечки технологий, это фактически означало остановку производства. На другой стороне баррикад оказались некоторые высокопоставленные генералы ВВС США, утверждавшие, что для обеспечения превосходства в воздухе им необходимы сотни самолетов.

Но еще большую активность проявили компании авиационной отрасли США, вовлеченные в производство F-22. Они ссылались, в большей степени, на социальные и экономические факторы. Как американская, так и мировая пресса в последнее время была наводнена публикациями о том, что случае остановки производства F-22 тот или иной штат потеряет десятки, а то и тысячи рабочих мест, а само производство даже выгодно Вашингтону, поскольку приносит прибыль. Понятно, что о колоссальных затратах, в которые выливаются Америке массовые закупки недешевой авиационной техники, авторы предпочитали умалчивать.

Шеф Пентагона, в чем уж точно надо отдать ему должное, также не сидел, сложа руки. За последнее время он объехал немало воинских частей, где, в том числе, пообщался со своими подчиненными "по душам", ответив на самые злободневные для них вопросы. Несложно догадаться, что среди них были и касающиеся дальнейших закупок F-22.

В начале июня, выступая перед военнослужащими авиабазы Элмендорф на Аляске, Гейтс также не избежал подобного вопроса, и в очередной раз поспешил успокоить подчиненных. К 2020 году, по его словам, на вооружении американской армии будет находиться около 1200 боевых самолетов пятого поколения, включая F-22 Raptor и F-35 Lightning II (за счет последних глава Пентагона и намеревался заполнить брешь в парке новой авиационной техники). "Я уверен, что наша страна защищена, и мы способны одержать победу", - констатировал он.

Противникам политики Гейтса все же удалось добиться главного - убедить значительную часть американских сенаторов в том, что остановка производства будет вредна для конкретных регионов США, которые они представляют. И откровенно грубая политика лоббирования своих интересов дала результат.

17 июня во время обсуждения военного бюджета на 2010 год комитет по делам вооруженных сил Сената США принял решение выделить 369 миллионов долларов на производство еще 12 истребителей. При этом общая стоимость этой партии составит около 2,8 миллиардов долларов, что, собственно, и помешало законодателям оплатить все и сразу, поскольку в таком случае они вышли бы за рамки запланированных расходов. Тем не менее, деньги на "аванс" также пришлось изыскать за счет другой статьи расходов - зачистки территорий, где ранее находилось ядерное оружие.

Роберт Гейтс на авиабазе Элмендорф. Фото ВВС США.

Роберт Гейтс на авиабазе Элмендорф. Фото ВВС США.

Lenta.ru

Победу противников Гейтса нельзя назвать безоговорочной. По сообщениям американских СМИ, новый бюджет был принят после горячих 16-часовых дебатов, а отстоять продолжение производства F-22 удалось минимальным количеством голосов - 31 против 30 человек. Тем не менее, сути дела это не меняет.

Для самого Роберта Гейтса решение сенаторов стало шоком. 18 июня министр-реформатор заявил о наличии "большой проблемы" с намерениями Конгресса профинансировать дальнейшее производство истребителей, и назвал "нонсенсом" заявления конгрессменов по поводу того, что прекращение выпуска F-22 угрожает национальной безопасности США. Впрочем, повернуть дело вспять теперь уже будет куда сложнее, и можно с точностью заявить, что новая политика перевооружения Пентагона получила первый сокрушительный удар.

Справедливости ради стоит сказать, что предложения Роберта Гейтса выглядят более чем здравыми. Тот же суперсовременный истребитель F-22 на данный момент в боевых действиях американцами не применялся, тогда как контингент в Ираке и Афганистане несколько лет назад был вынужден буквально выпрашивать у своего министерства бронемашины с повышенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств, поскольку хваленые армейские "Хаммеры" оказались для них слишком уязвимыми.

Дело сдвинулось с мертвой точки именно благодаря новому министру Гейтсу, который послал туда тысячи новых машин. Во многом благодаря ему же американцы стали повсеместно использовать в Ираке и Афганистане беспилотные летательные аппараты, которые оказались не только дешевле, но в некоторой степени и эффективнее обычных боевых самолетов. Вероятно, эти, а также многие другие факторы подтолкнули шефа Пентагона к столь кардинальным решениям.

В том же, что новая политика пока не всегда успешно прокладывает себе дорогу, виноват вовсе не Гейтс. Даже самым трезвым мыслям порой непросто пробить себе дорогу в непролазных дебрях американской демократии, которая легко подвержена влиянию сильных мира сего. Но с чем уж точно нельзя не согласиться, так это с тем, что выбирать себе оружие должен не сенатор и не производитель этого самого оружия, а солдат, которому им же и воевать.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше