Американская база в Киргизии, которую власти республики вроде бы пытались выгнать в течение нескольких месяцев, никуда не уйдет. Как и предполагалось, Вашингтон в итоге договорился с Бишкеком о сохранении базы "Манас", при условии, что будет изменен ее статус. Теперь она будет именоваться "Центром транзитных перевозок". Статус у ее работников теперь будет пониже, за аренду американцы будут платить больше. В целом же США сохранят на территории Киргизии транспортный узел для снабжения войск в Афганистане (которым они пользовались около девяти лет). Киргизия, со своей стороны, сохранит стабильный источник дохода.
Выгнать американскую базу власти Киргизии, вдохновленные российскими кредитами, решились в начале февраля. Формально процесс продвигался довольно быстро. Парламент утвердил все необходимые документы (что, в общем, неудивительно: большинство мандатов имеет пропрезидентская партия "Ак жол" / "Светлый путь". Американцам была объявлена дата, по достижении которой база должна быть свернута (18 августа 2009 года). Начался процесс вывоза имущества: в середине июня новый командующий базой Блейн Холт сообщил, что часть оборудования уже вывезли на нескольких самолетах.
Между тем все это время в прессе циркулировали упорные слухи о переговорах, которые ведут по поводу базы власти США и Киргизии (по другой версии, власти США и России, в интересах которой, собственно, и было принято решение о ликвидации этого военного объекта). Официальный Бишкек эти слухи отчаянно опровергал, не исключая, впрочем, что еще может договориться с американцами о предоставлении своей территории для транзита невоенных грузов. То есть последовать примеру соседей, которые свое согласие на это уже дали.
Последнее обстоятельство, кстати, усилило позиции США на переговорах о сохранении базы (которые, как оказалось, все-таки велись). После того, как согласие на транзит невоенных грузов США дали Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркмения и даже Россия, у "Манаса" появилось несколько "конкурентов". С марта 2009 года, к примеру, для доставки грузов в Афганистан используется состав Baltic Transit, который идет по территории Латвии, России, Казахстана и Узбекистана. Маршрут, правда, не очень удобный. Россия, к примеру, может этот путь перекрыть (в период очередного обострения отношений с США). Да и конец цепочки не слишком надежен: неоднократно сообщалось, что грузы застревают на границе Узбекистана с Афганистаном (из-за бюрократических процедур или недостаточно развитой инфраструктуры).
Тем не менее, новые возможности делали для американской стороны предстоящий уход из Киргизии гораздо менее болезненным. А вот сама республика могла оказаться не в лучшем положении, оставшись в стороне от транзита и тех выгод, которые он может принести. "Я думаю, что Бакиев (президент Киргизии Курманбек Бакиев - примечание Ленты.Ру) - человек трезвый, он понимает, что сегодня, когда новая американская администрация Барака Обамы поставила решение афганской проблемы в качестве основного пункта своей внешнеполитической доктрины, отказ Киргизии фактически быть членом антитеррористической коалиции выглядит просто нелепо", - рассуждал международный обозреватель "Времени новостей" Аркадий Дубнов.
Представители США между тем продолжали объяснять Киргизии, чем ей придется расплачиваться за закрытие базы. В середине июня бывший командующий "Манаса" Кристофер Бенс, выступая перед журналистами, отметил, что с уходом базы будет прекращен ряд программ киргизско-американского сотрудничества (например, "Партнерство во имя мира"). Около 600 местных жителей, по его словам, лишатся работы, которую давал им этот объект. А Киргизия лишится десятков миллионов долларов. "В 2009 году мы вложили в экономику Киргизии 60 миллионов долларов и готовы вложить еще 50 миллионов", - отметил Бенс.
Помимо прочего бывший командующий базой дал понять, что свертывать ее можно хоть сейчас. "Несколько стран предложили свои услуги по ее размещению", - заявил он. Учитывая, что он не назвал эти страны (ходили слухи, что база из Киргизии может переехать, к примеру, в Узбекистан), сложно сказать, имелись ли в виду конкретные договоренности или же Киргизии просто лишний раз дали понять, что незаменимым партнером для США она отнюдь не является.
Впрочем, это уже не играло существенной роли. После выступления Бенса руководству Киргизии понадобилась всего неделя, чтобы решить, что выгонять американскую базу совсем не обязательно.
Под новой вывеской
В соответствии с соглашением, которое 22 июня подписали Киргизия и США, на территории международного аэропорта "Манас" теперь будет размещаться "Центр транзитных перевозок" для снабжения американских и союзнических войск в Афганистане. Центр будет сформирован на основе базы и, как заявил РИА Новости источник в киргизском парламенте, получит всю ее инфраструктуру.
Утверждается, что "Центр транзитных перевозок" будет использоваться для транзита невоенных грузов. В то же время контролировать, что конкретно возят в Афганистан, киргизской стороне, похоже, не дадут. Одно из положений двустороннего соглашения, как отмечает агентство "24.kg", гласит, что воздушные суда, принадлежащие Вооруженным силам США или используемые ими, "не подлежат проверке". "Персонал центра может ввозить и вывозить личную собственность, оборудование, предметы снабжения, материалы, технологии, - говорится в документе, - не подвергаясь инспекциям и лицензированию, без уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, налагаемых на территории Киргизии".
Авиабаза "Манас" используется Соединенными Штатами с 2001 года для поддержки военных операций в Афганистане. База, расположенная на территории международного аэропорта "Манас" (в нескольких десятках километров от Бишкека), играет роль транспортного узла для снабжения войск. Кроме того, оттуда посылались топливозаправщики для заправки самолетов в небе над Афганистаном. В Киргизии время от времени поднимался вопрос о закрытии базы: ее противники заявляют, что военный объект наносит ущерб экологии (в частности, из-за несанкционированных сбросов топлива над киргизской территорией) и представляет опасность для жителей страны
Соглашение с США уже одобрили профильные парламентские комитеты. Дата окончательной ратификации неизвестна, но за этим, очевидно, дело не станет. В дальнейшем, как заявил глава МИДа Киргизии Кадырбек Сарбаев, аналогичные договоры могут быть заключены и с другими странами. Напомним, что прежнее соглашение по "Манасу" с Киргизией заключили также 11 союзников США, которые вместе с американцами участвуют в операциях в Афганистане. После того, как киргизские власти решили выгнать с базы американцев, они, соответственно, денонсировали соглашения и с их союзниками. А теперь, похоже, готовы отыграть назад.
Договор о создании "Центра транзитных перевозок" пока подписан только на год (впрочем, США, как сообщается, получают право в течение следующих пяти лет ежегодно возобновлять соглашение "без пересмотра его условий или подлежащей выплате суммы"). За год работы этого объекта американцы должны будут заплатить 60 миллионов долларов, а также профинансировать строительство стоянки для самолетов и складирования грузов (на сумму в 36,6 миллиона долларов). Это значительно больше того, что республика получила за базу "Манас" в 2008 году: всего, по словам министра иностранных дел страны Кадырбека Сарбаева, было выплачено 38 миллионов долларов (включая собственно плату за пребывание базы, плату за аренду земельных участков, а также за пользование услугами аэропорта).
Кстати, представляя депутатам соглашение 23 июня, министр обратил внимание и на другие выгоды от дальнейшего сотрудничества с США. До конца 2009 года, например, республика получит 20 миллионов долларов для создания совместного фонда экономического развития, кроме того, США, по словам Сарбаева, выделяют 21,5 миллиона долларов на борьбу с наркобизнесом и еще 10 миллионов долларов на борьбу с терроризмом. Ранее в прессе высказывались мнения, что выгода Киргизии от сохранения базы "Манас" будет исчисляться даже не десятками, а сотнями миллионов долларов. Ходили слухи, что республике обещали инвестиции на миллиард долларов (об этом заявил, в частности, один из кандидатов на пост президента страны Женишбек Назаралиев).
Остается еще вопрос статуса сотрудников базы-центра. Для руководства Киргизии он получил принципиальное значение после убийства одного из жителей республики американским военнослужащим в 2006 году. Убийца так и не был наказан, он беспрепятственно улетел домой, воспользовавшись неприкосновенностью (в соответствии с прежним соглашением по базе, ее сотрудники имели такой же статус, как и дипломатические работники посольства). Представители киргизского руководства тогда некоторое время грозились выгнать базу, однако дело в итоге ограничилось сотрясанием воздуха.
Позднее, в феврале 2009 года, пытаясь объяснить причину закрытия базы, власти республики ссылались в том числе и на этот инцидент. Объяснения, впрочем, выглядели неубедительно. Преступление было совершено три года назад, как ни крути, получалось, что из-за убийства, которое вызвало в стране большой резонанс, официальный Бишкек ссориться с Вашингтоном не решился. А вспомнил о своих угрозах только три года спустя, как раз тогда, когда Россия пообещала денег.
В нынешней ситуации понижение статуса сотрудников базы "Манас" (если раньше они имели тот же статус, что и дипломаты, то теперь их понизили до уровня технических работников посольства) позволяет киргизским властям продемонстрировать, что они готовы защищать интересы своих граждан. Демонстрация отнюдь не лишняя, если учесть, что в стране скоро пройдут президентские выборы. Однако лишить американцев (очевидно, тех же самых военнослужащих, которые работали на военной базе, а теперь будут работать в "невоенном центре") неприкосновенности, похоже, так и не получилось.
В статье 8 нового соглашения, как отмечает агентство "24.kg", говорится: "Правительство Киргизии признает особое значение контроля со стороны военных властей США над персоналом, поэтому разрешает правительству США осуществлять уголовную юрисдикцию над ним. Правительства двух стран подтверждают, что такой персонал не может быть выдан или передан для содержания под стражей какому-либо другому государству или какой-либо другой организации без согласия на то правительства США". А статья 10 гласит, что стороны отказываются от любых взаимных исков "за ущерб и уничтожение собственности какой-либо из сторон, равно как и за смерть или нанесение телесных повреждений любому члену персонала вооруженных сил любой из сторон" в результате деятельности американских военнослужащих на территории Киргизии.
P.S.
Несколько месяцев назад, комментируя решение Киргизии избавиться от американской военной базы, обозреватель "Времени новостей" Аркадий Дубнов высказал мнение, что выгода России от такого шага окажется сравнительно небольшой. "Это имиджевый выигрыш со стороны Москвы. Ничего по существу в усилении российских позиций в Центральной Азии это не решает, - отметил он. - Думаю, что даже ухудшает эти позиции. Потому что если вывод базы будет доведен до конца, в регионе начнется еще более сильная грызня - большие державы будут мериться, у кого там чего больше".
Если руководствоваться этой точкой зрения, то от сохранения базы (пусть и в ином качестве), Россия почти ничего не потеряла. Просто все осталось так же, как было раньше. "Все вернется к прежнему положению, когда в "Манасе" находилась авиабаза США, другим будет только словесное оформление и более высокая плата за военное присутствие", - считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
"Если даже мы проиграем схватку за "Манас", никакой большой трагедии не произойдет", - резюмирует бывший министр обороны РФ Игорь Родионов в комментарии "Правде.ru", - После всего того, что мы сдали в большой политике американцам, это ерунда". Россия, по его словам, получила очередную возможность убедиться, к чему приводят попытки "хвататься за любого правителя, пытаясь сделать из него союзника, даже если он просто хочет извлечь выгоду".