24 июня официально стало известно имя человека, которого Кремль выбрал на замену покидающему пост посла России на Украине Виктору Черномырдину. Им стал Михаил Зурабов - 55-летний политик из Ленинграда, начинавший карьеру еще при Ельцине и "прославившийся" крайне непопулярными социальными реформами. Это решение вызвало недоумение как в России, так и на Украине - в одной стране его практически не знают, а в другой знают слишком хорошо.
С момента отставки Виктора Черномырдина СМИ начали наперебой гадать, кто же заменит "отца русской дипломатии". Идей было множество - от безумных до разумных. Возможными преемниками Черномырдина называли, например, губернатора Московской области Бориса Громова, губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, главу Росатома Сергея Кириенко, заместителя главы администрации президента РФ Алексея Громова и даже сопредседателя движения "Солидарность" Бориса Немцова.
Однако были и более удачные кандидаты - например, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин и бывший министр энергетики РФ, действующий спецпредставитель президента по международному энергетическому сотрудничеству Игорь Юсуфов. Карасин - опытный дипломат, в последние годы курирующий взаимоотношения с Украиной. Юсуфов тоже не чужд дипломатической работе - он имеет ранг посла МИД РФ по особым поручениям.
Масла в огонь подлил и сам Черномырдин, намекнув журналистам, что новым послом станет "нормальный, молодой, симпатичный, чернявый бывший министр". Вскоре после этого в СМИ просочилась информация о том, что Виктор Степанович считает нормальным и симпатичным бывшего министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. Окончательно это подтвердилось после того, как на рассмотрение в профильный комитет Госдумы был внесен вопрос о назначении Зурабова новым послом на Украине. Кандидатура будет рассмотрена 25 июня.
Дипломаты и политики расценили это решение Кремля как весьма неожиданное. "Назначение посла на Украине, конечно, не в нашей сфере. Но Зурабов - это странно", - приводит "Коммерсант" слова своего источника в МИД. "С приходом Зурабова исчезнут иллюзии того, что у нас есть хоть какая-то политика в отношении Киева", - сказал изданию, в свою очередь, один из членов комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Позже, впрочем, профильный комитет занял более привычную позицию: его глава Алексей Островский в беседе с "Интерфаксом" расхвалил мудрый выбор руководства страны и выразил уверенность, что члены комитета дадут свое согласие на назначение Зурабова. По словам Островского, Зурабов обладает теми качествами, которые сегодня нужны в отношениях между двумя странами - практичность и жесткость.
"Весьма важно, что господин Зурабов был советником и Владимира Путина в бытность его президентом, и президента Дмитрия Медведева, что говорит о возможности его прямых телефонных контактов с теми лицами, кто определяет внешнюю политику страны", - подчеркнул глава комитета. Островский прав - постоянный контакт посла с руководством страны особенно пригодится в период президентских выборов, неумолимо надвигающихся на Украину. Однако при всем при этом личность Зурабова слишком одиозна для столь деликатного поста.
В начале 1990-х Михаил Зурабов активно занимался бизнесом - возглавлял "Конверсбанк" и страховую компанию "МАКС". Затем он попал в правительство Сергея Кириенко, став в 1998 году первым заместителем министра здравоохранения. Со сменой премьер-министра Зурабов был отправлен в отставку и назначен на пост советника президента Бориса Ельцина по социальным вопросам. СМИ обращали внимание на близость Зурабова с "семьей" (которую он, по некоторым данным, сохраняет до сих пор). Так, в 1999 году он смог удержать свой пост советника президента в то время как четверо других были уволены. К слову, кроме него увольнения избежала лишь дочь Ельцина Татьяна Дьяченко, что говорит об особом отношении к Зурабову.
Эта чуткость со стороны Кремля сохранилась и с приходом к власти Владимира Путина, назначившего Зурабова главой Пенсионного фонда РФ. За новый фронт работы Зурабов принялся активно. Подготовив за год проект пенсионной реформы, новый глава ПФР взялся за ее масштабную реализацию в 2003 году. О непродуманности этой реформы и незаинтересованности в ней граждан уже тогда были исписаны тысячи статей, однако ее последствия россияне расхлебывают до сих пор. Тем не менее, руководством страны работа Зурабова была признана успешной, что подтвердило его скорое назначение на пост министра здравоохранения и социального развития.
Здесь любовь Зурабова к реформам проявилась в еще больших масштабах. Он решил полностью поменять систему здравоохранения в России, взяв за пример США, где все основано на страховых принципах. Министру было намекали - мол, не достигли россияне еще того уровня благосостояния, чтобы полностью перейти на платную медицину. Но это Зурабова не остановило, и он задумал еще более непопулярный проект, названный монетизацией льгот. По идее министра, тем россиянам, которые не пользуются положенными ими натуральными льготами, было бы выгоднее получать за них денежные компенсации.
Как это часто бывает в России, здравая мысль была исполнена отвратительно. В связи с этим в начале 2005 года по стране прокатилась волна акций протеста, как организованных, так и стихийных. Зурабов превратился в самого ненавидимого министра, что только усугубляли его новые предложения, как то: брать деньги с пациентов больниц, заменить врачей-специалистов на семейных докторов общей практики, а также перекроить пенсионную реформу, фактически выкинув из нее подавляющее число россиян.
Как ни странно, об отставке Зурабова, которую просили даже депутаты Госдумы, в "верхах" долгое время не хотели ничего слышать. Его уволили тихо и незаметно - при смене премьер-министра Михаила Фрадкова на Виктора Зубкова перед выборами президентом Дмитрия Медведева. После этого Зурабов стал незаметным советником сначала Путина, а затем его преемника. На какое-то время о Зурабове забыли.
И вот лицо крайне непопулярного министра вновь появилось на экранах телевизоров, теперь в связи с будущим назначением послом на Украине. В Киеве, кстати, пока не знают как реагировать на это решение Москвы - главным образом потому, что там о нем практически ничего не знают. Единственный значимый этап в биографии Зурабова, связанный с Украиной (помимо неподтвержденных сообщений о связях с украинским бизнесом), является его работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Украинские политики пока скупы на комментарии. К примеру, член комитета по иностранным делам Верховной Рады, бютовец Андрей Шкиль рассказал "Интерфаксу", что ему пришлось воспользоваться услугами интернета для того, чтобы узнать кто такой Зурабов. "Это соответствующий уровень отношения одного государства к другому", - сказал Шкиль. В Блоке Литвина агентству вообще отказались комментировать возможное назначение Зурабова, заявив, что об этом политике ничего не знают.
Регионалы были более разговорчивы и даже выдвигали интересные версии назначения Зурабова. Депутат Вадим Колесниченко, например, высказал предположение, что Зурабова сделают послом лишь на период предвыборной кампании на Украине с надеждой заменить его более ярким дипломатом с приходом нового президента.
Кто знает, может быть Колесниченко и прав. Вместе с тем, учитывая то, что в Москве уже несколько месяцев назад знали о решении Черномырдина покинуть пост посла на Украине, времени на вдумчивый поиск его сменщика было много. Остается надеяться, что Кремль знает о Зурабове что-то такое, чего не знают обычные люди.