Выпал из системы Бывшему главному следователю СКП РФ вынесли обвинительный вердикт

Коллегия присяжных Мосгорсуда в среду, 24 июня, вынесла вердикт по делу бывшего руководителя Главного следственного управления (ГСУ) Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Дмитрия Довгия. Присяжные признали его виновным в получении взятки от подследственного предпринимателя.

Дмитрий Довгий, уволенный из СКП РФ в апреле 2008 года после служебной проверки, был арестован в августе того же года. По версии следствия, он получил взятку в размере 750 тысяч евро от предпринимателя Руслана Валитова (первоначально СМИ называли его Рафиком Валиевым), который проходил обвиняемым по делу о хищении нефти в компании "Томскнефть".

Как следует из показаний Валитова, за эту сумму Довгий обещал избавить его от уголовного преследования (первоначально сообщалось, что следователь должен был лишь освободить предпринимателя из СИЗО).

Через несколько дней после ареста бывшему руководителю ГСУ предъявили обвинение по статье 286 (превышение должностных полномочий) и части 4 статьи 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере).

Вместе с Довгием был арестован Андрей Сагура, бывший начальник Следственного управления Главной военной прокуратуры РФ (уволился из прокуратуры в 2001 году), обвиненный в пособничестве в получении взятки. По версии следствия, именно он должен был передать деньги Валитова Довгию.

Как пишет газета "Коммерсант", присяжные, рассматривавшие дело Довгия и Сагуры, должны были ответить на десять вопросов. В первую очередь, они должны были решить, имело ли место само преступление, и если да, определить степень вины каждого из подсудимых.

Посовещавшись, присяжные постановили, что Довгий действительно получил взятку в 750 тысяч евро, после чего начал давить на следователя по делу "Томскнефти" Сергея Чернышева, требуя, чтобы тот исключил из числа подозреваемых Руслана Валитова. Таким образом, Довгия признали виновным в получении взятки, превышении служебных полномочий, а также в том, что он являлся организатором вымогательства взятки.

С последним пунктом, как отмечает "Коммерсант", вышла заминка. Поначалу присяжные решили, что в организации вымогательства Довгий не виновен, хотя и получил ее. Судья увидел в этой формулировке противоречие и потребовал устранить его, что и было сделано. При этом присяжные решили, что Довгий заслуживает снисхождения по эпизоду о взятке (в отличии от посредника Сагуры).

Андрей Сагура был признан виновным в пособничестве, а также хранении трех патронов, которые у него нашли во время обыска.

Известно, что присяжные вынесли обвинительный вердикт после голосования, однако как именно распределились их голоса, судья не сказал.

Отметим также, что Довгий и Сагура не согласились с вынесенным вердиктом и заявили, что будут его обжаловать.

Дмитрий Довгий не признавал своей вины с самого начала и говорил суду, что не брал взяток никогда в жизни. Уголовное же преследование он объяснил местью своего бывшего руководства.

Следует отметить, что незадолго до ареста Довгий рассказал в интервью, что его "могут посадить" из-за иска, который он подал к СКП РФ, требуя восстановить его на службе (Мосгорсуд рассмотрел этот иск и отказал в его удовлетворении на следующий день после ареста бывшего следователя).

Кроме того, в ходе суда и следствия Довгий рассказал, что был уволен из СКП РФ после того, как у него возник конфликт с председателем этого ведомства Александром Бастрыкиным. По словам следователя, начальник постоянно вмешивался в его работу, давил, указывал, какие дела возбуждать, а какие – нет.

Дошло до того, что Довгий обвинил Бастрыкина в фальсификации ряда уголовных дел, в том числе таких громких, как дело генерала ФСКН Александра Бульбова и дело заместителя министра финансов РФ Сергея Сторчака (к слову, сам Довгий и курировал расследования по этим делам).

Отметим, что обвинения против Довгия базируются на показаниях Валитова. Основным доказательством вины, предоставленным прокуратурой, стала аудиозапись разговоров Довгия, Сагуры и Валитова. Во время этих разговоров Валитов заводил речь о судьбе своих денег, однако, как писала газета "Время новостей", его собеседники на эти намеки не отвечали.

К слову, это обстоятельство невольно заставляет вспомнить слова Довгия, опять же сказанные незадолго до ареста: "Единственным же доказательством будут выбитые из кого-либо свидетельские показания на меня".

Собственно, каким образом были получены показания Валитова, нам не известно. Известно лишь вот что. Согласно версии обвинения, в январе 2008 года, после того, как Довгий получил взятку, СКП РФ отказался возбуждать уголовное дело против Валитова. Как пишет "Время новостей", 10 апреля того же года дело все-таки завели, и бизнесмена арестовали. Находясь под стражей, Валитов и рассказал о взятке, которую дал в свое время Довгию.

После этого предпринимателя отпустили и оправили встречаться с Довгием и Сагурой, чтобы он попытался поговорить о заплаченных им деньгах. Записи этих разговоров, о которых упоминалось выше, и легли в основу обвинения. Валитову оформили явку с повинной и он стал свидетелем обвинения.

Судьба 750 тысяч евро, переданных Сагуре для Довгия, остается неизвестной. По некоторым данным, Валитов рассказал, что, по словам Довгия, эти деньги должны были не остаться у него, а пойти выше – председателю СКП РФ Бастрыкину и генпрокурору Юрию Чайке.

Защита подсудимых, в свою очередь, настаивала на том, что они не только не виновны в инкриминируемых им преступлениях, но и что никакого преступления не было в принципе и никакой взятки от Валитова не существовало.

Адвокаты рассказали журналистам, что во время суда над их подзащитными происходило много "странностей". Например, когда на отбор были приглашены 45 кандидатов в присяжные, пришли абсолютно все, что случается крайне редко. Более того, все 45 человек хором заявили, что никогда и ничего не слышали про Дмитрия Довгия. Отобранные присяжные, по словам адвокатов, вообще действовали на удивление согласованно.

Последняя "странность", к слову, произошла с коллегией непосредственно в день вынесения вердикта. Одна из присяжных – Нелли Жаркова - опоздала на заседание, и ее исключили из коллегии, заменив на другого человека.

Позднее выяснилось, что по дороге в суд женщину остановили сотрудники ГИБДД и не отпускали 40 минут. По данным "Коммерсанта", милиционеры проверяли, не находится ли машина Жарковой в угоне. "Время новостей" пишет, ссылаясь на слова самой присяжной, что остановили ее безо всяких объяснений и так же, без объяснений, отпустили.

Адвокат Довгия Юрий Бараев, комментируя произошедшее, заявил, что не верит в подобные совпадения и что Жаркову "убрали" намерено. По словам защитников, эта присяжная склонялась к тому, что подсудимые невиновны.

Вообще, из слов адвокатов следует, что положение их подзащитных было практически безнадежным и что их осудили бы "любой ценой". Защитники утверждают, что суд отказался приобщить к делу важнейшие доказательства невиновности Довгия и Сагуры.

Адвокат Сагуры Роберт Зиновьев отметил также, что сильнейшее впечатление на присяжных произвело появление в суде бывшего начальника Довгия, председателя СКП РФ Александра Бастрыкина. "Это все равно что Берию допросили бы в советском суде", - пояснил Зиновьев.

Собственно, в том, что Довгия признают виновным, особых сомнений не было ни у кого (в этом не сомневались, как мы видим, даже адвокаты). Для СКП РФ, как отмечает "Время Новостей", было делом чести доказать, что ведомство способно бороться с коррупцией в своих рядах.

Понятна и позиция самого Довгия, который ждал расправы за то, что публично выступил против своего – весьма могущественного – руководства. Вопрос лишь в том, почему глава ГСУ, весьма высокопоставленный сотрудник, вдруг решил выступить против системы, частью которой был многие годы (свою карьеру Довгий начал в 22 года в военной прокуратуре).

Внешне все выглядит так, словно неприятности руководителя ГСУ начались со злополучного интервью, которое он дал газете "Известия" в самом начале апреля 2008 года. Там Довгий заявил, что следствие считает заказчиком убийства журналистки Анны Политковской не кого-нибудь, а Бориса Березовского (отметим, что, согласно официальной версии следствия, как тогда, так и теперь, заказчики этого убийства считаются неустановленными).

После публикации этого заявления разразился большой скандал, а вскоре в отношении Довгия провели служебную проверку, по результатам которой и уволили. Впрочем, есть ли между этими событиями причинно-следственная связь или они просто совпали по времени, не известно. Официальным поводом для проверки деятельности Довгия стали жалобы его подчиненных – несколько следователей СКП обвинили начальника в давлении на них и коррупции (ровно в том же Довгий потом обвинил Бастрыкина).

Не стоит также забывать, что между Довгием и Бастрыкиным, которые долго работали вместе еще до создания СКП РФ, не могли не сложиться и какие-то человеческие отношения; некоторые СМИ и вовсе называли их друзьями.

Словом, что там на самом деле произошло между самым, наверное, высокопоставленным следователем страны и его весьма и весьма могущественным начальником, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Нам сообщат лишь приговор, который суд огласит в ближайшие дни.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше