В июне крупнейшие госкомпании России провели собрания акционеров. Уже собрали владельцев акций "Газпром", "Роснефть", Сбербанк и "Интер РАО". Второй по величине госбанк ВТБ проведет встречу с акционерами 29 июня. Больше всего в кризисный год миноритариев волновали размер дивидендов и выплат членам советов директоров компаний.
Несмотря на то, что контрольными пакетами акций всех упомянутых компаний владеет государство, миноритариев у этих гигантов отечественной экономики достаточно. Вот только повлиять они на менеджмент компании не могут. Ситуация из года в год не меняется.
Все меньше и меньше
Первой с акционерами встречалась "Роснефть", которая является крупнейшей нефтяной компанией в России. Больше 80 процентов ее акций принадлежит государству, а миноритарный пакет был продан в ходе "народного IPO" в 2006 году. Сейчас ценные бумаги "Роснефти" торгуются ниже цены размещения три года назад.
На собрание акционеров компании 19 июня, по подсчетам газеты "Коммерсант", пришло на 15 процентов меньше посетителей, чем в прошлый год - всего 740 человек. Это было ожидаемо, ведь снижается и общее количество инвесторов, вложивших свои деньги в акции компании. С 2007 года, когда состоялось первое собрание акционеров после IPO, у компании стало уже на 10 процентов меньше миноритариев.
В составе акционеров Сбербанка 273 тысячи акционеров – физических лиц, у "Роснефти" - 138 тысяч, а у ВТБ – более 120 тысяч. В результате реформы РАО "ЕЭС России" у "Интер РАО" в составе акционеров появилось 287 тысяч человек.
С 2006 года, когда "Роснефть" провела размещение акций на бирже (IPO), эти собрания проводились довольно открыто. Акционеры задавали вопросы из зала, причем вопросы не всегда были приятны заседавшим в президиуме собрания чиновникам. В 2009 году от этой практики было решено отказаться. Газета Ведомости отмечала, что компания впервые принимала вопросы только в письменном виде. По словам председателя совета директоров компании Игоря Сечина, вице-премьера правительства России, это было сделано, чтобы не превращать собрание в митинг, каким, видимо, показались ему встречи прошлых лет.
Акционеры меж тем были недовольны. К примеру, тем, что компания платит низкие дивиденды, хотя они и получат в этом году на 20 процентов больше - 20,35 миллиарда рублей, или 1,92 рубля на акцию. "Профессиональный" миноритарий "Роснефти" Алексей Навальный подсчитал у себя в блоге, что "в пересчете на доходность это означает 1,07 процента годовых. В рублях".
Недовольство у миноритариев вызвало и то, что совет директоров "Роснефти" заблокировал решение независимых директоров "Роснефти" отказаться от вознаграждения за 2008 год. Сечин заявил акционерам, что такой отказ повредил бы имиджу компании.
Сейчас в совет директоров "Роснефти" входят девять человек, из них трое - вице-президент РАН Александр Некипелов, президент ВТБ Андрей Костин и руководитель банка Barclays Capital Ханс Йорг Рудлофф - являются независимыми директорами. В качестве бонусов за 2008 год "Роснефть" выплатит им по 33614 акций каждому. Это примерно по 200 тысяч долларов на человека. Впрочем, им рекомендовано не продавать бумаги в течение года с даты собрания.
С 2009 года "Роснефти" придется платить еще двум новым независимым директорам, которые сменят в совете компании чиновников. Это президент "Транснефти" Николай Токарев и гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов. Почему Богданов вообще оказался в совете директоров компании, возглавляя при этом конкурирующую с "Роснефтью" компанию, миноритариям не пояснили. Сечин расписывал им финансовую мощь "Сургутнефтегаза", лишний раз подогрев слухи о возможном слиянии двух нефтяных фирм. Кроме того, по словам чиновника, конкурентом "Роснефти" "Сургутнефтегаз" не является, хотя компании не раз боролись за одни и те же активы. Сам Богданов с акционерами "Роснефти" не общался.
Несмотря на недовольство миноритариев, акционеры "Роснефти" на годовом собрании утвердили все рекомендации совета директоров.
В первый раз
В отличие от "Роснефти" энергетическая компания "Интер РАО ЕЭС" провела в июне первое публичное годовое собрание акционеров. Вел собрание компании, которую государство планирует превратить в крупнейший энергетический холдинг страны, все тот же Игорь Сечин - на этот раз как председатель совета директоров компании. Митинга небольшой горстке акционеров, как и в случае с "Роснефтью", провести не дали. Они задавали вопросы письменно, как и акционеры "Роснефти".
Ныне почивший в бозе российский деловой еженедельник Smart Money, анализируя в начале 2009 года деятельность "Роснефти", отмечал, что "в долгосрочной перспективе менеджмент, конечно, нацелен на рост стоимости бизнеса. В краткосрочной же выигрыш миноритариев минимален: активные заимствования и обширная инвестпрограмма не позволяют заметно увеличить дивидендные выплаты". Про "Интер РАО ЕЭС" аналитики говорили, что "действия менеджмента не всегда выглядят рационально и совпадают с интересами миноритариев, поскольку направлены на решение стратегических задач государства как основного акционера".
Новоиспеченных владельцев "Интер РАО", получивших акции в прошлом году (каждый акционер РАО "ЕЭС России", получил в обмен на свои акции бумаги всех без исключения выделенных энергокомпаний – прим "Лента.Ру"), ждал неприятный сюрприз. Им вообще не досталось дивидендов. Почти вся прибыль компании пойдет на погашение прошлых убытков.
Менеджмент утешал акционеров, напоминая им, к примеру, что с момента выхода на рынок в конце июля 2008 года капитализация "Интер РАО" выросла на 14,5 процента. По мнению председателя правления "Интер РАО" Евгения Додо, компания и сейчас недооценена "минимум в 4 раза". Кроме того, им обещали международную экспансию, которая, как ожидает руководство, приведет к росту капитализации "Интер РАО". Ну а дивиденды будут. Позже.
Акционеры "Интер РАО", как и "Роснефти", также не хотели платить независимым членам совета директоров компании бонусы за 2008 год. Их имеют право получать семеро из 11 членов совета директоров. Каждому из них полагается по 1,4 миллиона рублей. Сечин, который возглавил совет директоров компании в конце 2008 года, не преминул напомнить, что "рост количества акционеров требует от менеджмента компании оправдать доверие наших граждан". Акционеры, поразмыслив, заплатили.
Позорно мало
Сбербанк, напротив, порадовал акционеров дивидендами. Годовое собрание акционеры банка провели в относительно спокойной обстановке. Банк, как и планировал, заплатит дивиденды по итогам 2008 года в размере 10 процентов чистой прибыли, которая составила 109,9 миллиарда рублей. По итогам 2007 года банк также выделил на дивиденды 10 процентов чистой прибыли, направив на них 11,66 миллиарда рублей.
То, что размер дивидендов снизился, позволило некоторым участникам собрания обвинить руководство Сбербанка в "позорно малых" дивидендах. На это президент кредитной организации Герман Греф отреагировал довольно кратко. "Это много", - констатировал он.
В свою очередь акционеры выразили надежду, что в 2010 году собрание будет обсуждать более высокую прибыль Сбербанка. Их надеждам не суждено было умирать последними. "Не надейтесь, больших прибылей не будет. Мы живем в кризисное время. Если закончим без убытка, это будет большое достижение" - безапелляционно заявил им Греф.
Reuters отмечает, что один из акционеров вяло пытался ругать руководство Сбербанка за красочный буклет, в который оформлен годовой отчет кредитной организации за 2008 год. "Скромность в оценке наших перспектив не уместна", - отвечал ему Греф.
Пожалуй, самым интересным на собрании стало то, что акционеры решили выплатить вознаграждение независимому директору Сбербанка Раджату Кумару Гупте почти 430 тысяч евро, что в 20 раз превышает бонусы для остальных членов наблюдательного совета банка. Гупта также был выдвинут в наблюдательный совет банка на следующий год. Ранее компания RiskMetrics Group, консультирующая миноритариев Сбербанка, рекомендовала им голосовать против кандидатуры Гупты, сочтя назначенную ему компенсацию "необъяснимо высокой".
Мечты сбываются
В один день со Сбербанком собрание акционеров проводил и "Газпром". Миноритарии "национального достояния" получат совсем немного, ведь дивиденды монополии снижены в семь раз по сравнению с прошлым годом. Зато акционеры одобрили выплату самых больших вознаграждений в отрасли для совета директоров "Газпрома" - по 15,1 миллиона рублей на человека. Зампред совета и председатель правления концерна Алексей Миллер вообще получит 17,48 миллиона рублей.RiskMetrics консультирует миноритариев 38 тысяч компаний по всему миру, а размер активов под управлением ее клиентов превышает 30 триллионов долларов. На рекомендации RiskMetrics ориентируются многие миноритарии-нерезиденты, особенно иностранные фонды, не присутствующие в России. Среди российских акционеров компания не так популярна.
Воспользоваться высокими доходами члены совета не смогут, поскольку эти деньги было решено направить на благотворительность. Об этом заявил глава совета директоров компании первый вице-премьер Виктор Зубков, отметив, что "у нас есть инвалиды и много социальных проблем". Позже Миллер, к примеру, уточнил, что часть бонуса он планирует направить Санкт-Петербургской православной духовной академии.
Уже упомянутая RiskMetrics вообще рекомендовала акционерам "Газпрома" голосовать против выплаты вознаграждений, посчитав их завышенными. Но в итоге "за" вознаграждения проголосовали владельцы более 70 процентов акций "Газпрома", отмечает газета "Ведомости".
Доходы менеджеров "Газпрома" все-таки существенно уменьшатся. Его дочерняя "Газпром нефть" стала единственной в России крупной нефтекомпанией, которая отказалась от вознаграждений директорам. Традиционно же ее бонусы были гораздо выше, чем в самом "Газпроме". Алексей Миллер, как председатель совета директоров компании, за 2008 год должен был получить почти 70 миллионов рублей. Отказался от выплат своим директорам и Газпромбанк, в совет директоров которого также входят топ-менеджеры "Газпрома" во главе с Миллером.
Само собрание "Газпрома" было, судя по комментарию раздраженного миноритария Алексея Навального, проведено так, что никакой дискуссии в зале не получилось, а всю "повестку дня из девяти вопросов прошли за два часа".
Навальный также отмечает, что "по вопросу об избрании совета директоров ни доклада, ни обсуждения не было в принципе". Между тем, тут и было принято одно из важных для концерна решений. Акционеры избрали независимым директором в совет "Газпрома" заведующего кафедрой юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Валерия Мусина - преподавателя президента страны Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Теперь это единственный независимый директор в газовой монополии.
PS
Давно известно, что действия менеджмента российских госкомпаний не всегда совпадают с интересами миноритариев, поскольку направлены на решение задач государства как основного акционера. Прекрасный пример тому - кредит Сбербанка на 245 миллионов долларов бизнес-школе "Сколково", попечительский совет которой возглавляет президент России. На вопрос об условиях выдачи кредита руководство крупнейшего банка страны отвечать наотрез отказывается.
Появление многочисленных миноритариев в составе акционеров госкомпаний идет им на пользу. Мало кто из аналитиков не отметил, что "Роснефть" после народного IPO стала гораздо привлекательнее для инвесторов. Госкомпании, по мере возможностей, пытаются сблизиться со своими владельцами. К примеру, через создание консультационных советов из миноритарных акционеров.
В частности, такой совет решил сформировать госбанк ВТБ. Из 186 заявок для списка кандидатов в члены консультационного совета акционеров было отобрано 30 человек, из которых акционеры голосованием выберут 10 представителей. Аналогичный совет миноритариев есть в Сбербанке. В комитете по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка числятся шесть членов, включая одного сотрудника самого банка. Игорь Сечин на собрании акционеров "Роснефти" говорил, что аналогичный совет может быть создан и нефтяной компанией.
Другой вопрос - поможет ли это установить действенный канал связи с миноритарными акционерами, о которых в госкомпаниях обычно вспоминают лишь раз в год.