Вперед в прошлое Российский рынок сотовых телефонов скатился к уровню 2003-2004 года

В начале июля несколько компаний, в том числе ведущий российский продавец сотовых телефонов "Евросеть", поделились данными о состоянии рынка мобильников в стране в первом полугодии 2009 года. Выяснилось, что в январе-июне россияне резко сократили покупки сотовых телефонов. По мнению некоторых экспертов, рынок мобильников в России откатился почти на шесть лет назад.

В первом полугодии продажи сотовых телефонов уменьшились на 36 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 10,49 миллиона трубок. Такие данные приводит "Евросеть", контролирующая более пяти тысяч мобильных салонов в России и СНГ, на отчет которой ссылается газета "Ведомости". В январе-июне 2008 года аналогичный показатель составлял 16,4 миллиона телефонов.

Если говорить о денежном эквиваленте, то сокращение рынка составило 32,1 процента. Объем продаж мобильников снизился с 86,6 миллиарда рублей в январе-июне прошлого года до 58,9 миллиарда рублей в первой половине текущего. При этом во втором квартале 2009 года впервые за четыре года было продано сотовых телефонов меньше, чем в первом квартале. В апреле-июне продажи составили 5,03 миллиона трубок, а в январе-марте - 5,46 миллиона.

В "Евросети" отметили, что пик падения продаж мобильников пришелся на апрель. В целом во втором квартале как продажи, так и выручка сотовых ритейлеров сократились больше, чем в первом квартале. С апреля по июнь продажи упали на 42,2 процента к аналогичному периоду 2008 года, а выручка - на 34,3 процента. С января по март аналогичные показатели снизились на 29 и 29,8 процента соответственно.

Преподаватель программы "МВА-маркетинг" Академии народного хозяйства Владимир Богданов, ранее занимавший пост вице-президента "Евросети", считает, что рынок сотовых телефонов в России оказался отброшен почти на шесть лет назад, если судить по объемам продаж. В начале 2009 года они оказались меньше, чем в первом полугодии 2004 года - 10,75 миллиона трубок против 12,8 миллиона соответственно.

Наиболее популярными мобильными телефонами среди россиян оказались Nokia. По данным MRG, доля рынка финской компании составляет 39 процентов. На втором месте оказались трубки Samsung (33 процента рынка), на третьем - Sony Ericsson (доля рынка - чуть менее 10 процентов).

Впрочем, если говорить о продажах мобильников в денежном выражении, то, по данным Богданова, в январе-июне текущего года по сравнению с 2004 годом они даже выросли - объем рынка составил 54,6 миллиарда рублей против 51,9 миллиарда в первом полугодии 2004 года. Вместе с тем, если сравнивать заработанные в 2009 году ритейлерами средства с показателями прошлого года, разрыв будет существенный. Сокращение рынка составило 35 процентов: в январе-июне 2008 года уровень продаж достиг 83,4 миллиарда.

В компании Mobile Research Group (МRG), на отчет которой ссылается газета "РБК Daily", подсчитали, что всего за первое полугодие в России было продано около 12,2 миллиона мобильных трубок. При этом во втором квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение продаж составило 44 процента. Впрочем, отмечают в МRG, по сравнению с январем-мартом текущего года в апреле-июне было продано всего на 17 процентов меньше сотовых телефонов, что существенно ниже прогнозов аналитиков и может свидетельствовать об оживлении рынка.

Согласно данным аналитической компании AC&M Consulting, в мае 2009 года число пользователей сотовой связи в России превысило 195 миллионов абонентов. При этом за месяц число россиян, пользующихся мобильниками, увеличилось на 1,9 миллиона.

В течение нескольких последних лет рынок сотовой связи в России рос, однако из-за кризиса, вызвавшего спад спроса на многие товары и услуги, начал сокращаться. В первом квартале 2009 года продажи мобильных в стране снизились до пятилетнего минимума - на 29 процентов до 5,48 миллиона трубок.

При этом негативное влияние кризиса сказалось не только на российском рынке, но и на мировом. Согласно данным исследовательской компании Strategy Analytics, в первом квартале текущего года продажи мобильных упали на рекордную за последние восемь лет величину - на 13 процентов до 245 миллионов штук.

Стоит отметить, что совокупные обороты розничной торговли в России также уменьшаются. По данным Министерства промышленности и торговли, данный показатель в мае текущего года снизился на 5,6 процента по сравнению с маем 2008 года. Всего за первые пять месяцев текущего года объемы розничной торговли сократились на 2,2 процента.

Кроме того, в условиях кризиса, то есть снижения зарплат и попыток экономить на всем, россияне все чаще откладывают покупку нового телефона и готовы чинить сломанные мобильники, вместо того чтобы приобретать новые. Согласно майским данным компании "Ромир", опубликованным газетой "Известия", трое из пяти жителей России в случае поломки телефона готовы отдать его в ремонт, а не покупать замену.

Тем не менее, несмотря на падение продаж и выручки, как считают в "Евросети", рынок сотовых телефонов в России начнет восстанавливаться во втором полугодии. При этом в целом по году сокращение продаж все же произойдет и оценивается ритейлером примерно в 39 процентов. Однако всего россияне, как ожидает "Евросеть", купят за год 22,8 миллиона трубок. В МRG оценивают данный показатель в 25 миллионов трубок, а в случае, если не случится "второй волны" кризиса - в 29-30 миллионов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше