Не успели утихнуть в очередной раз не подтвердившиеся слухи о гибели президента самопровозглашенной чеченской республики Ичкерия Доку Умарова, как в СМИ появились столь же стандартные слухи о том, что глава правительства Ичкерии Ахмед Закаев якобы ведет с чеченскими властями переговоры о возвращении на родину.
В начале июля пресса сообщила, что проживающий в Лондоне Ахмед Закаев якобы встречался на территории Норвегии со спикером парламента Чечни Дуквахой Абдурахмановым. Спикер вскоре опроверг эту информацию. Однако 7 июля президент Чечни Рамзан Кадыров заявил в интервью газете "Известия", что ведет переговоры с Закаевым лично. "Если сейчас ему скажут, что я жду звонка, он мне позвонит. Он скажет, что он готов приехать. У нас с ним вот такие хорошие отношения", - пояснил президент.
В последний раз перед этим тема возвращения Закаева на родину всерьез поднималась в феврале 2009 года. Тогда Кадыров заявил в интервью "Российской газете", что "Закаев однажды сам вышел на меня с предложением, что хочет вернуться". Глава правительства Ичкерии вскоре после этого пояснил: "Рамзан Кадыров не первый раз делает такого рода заявления. Никаких обещаний с моей стороны или условий моего возвращения я с ним никогда не обсуждал".
Два главных лица самопровозглашенной республики Ичкерия, Ахмед Закаев и Доку Умаров, на данный момент являются, пожалуй, последними широко известными и авторитетными лидерами чеченских сепаратистов.
В октябре 2002 года Закаев был арестован по запросу РФ в Дании во время Всемирного чеченского конгресса.
В декабре 2002 года суд Дании отклонил просьбу РФ об экстрадиции и освободил Закаева из-под стражи.
Вернувшись в Великобританию в декабре 2002 года, Закаев был арестован британскими властями по запросу РФ. Вскоре его освободили под залог в 50000 фунтов стерлингов.
В ноябре 2003 года британский суд вторично отказался экстрадировать Закаева, и вскоре ему было предоставлено политическое убежище.
При этом ичкерийский президент и премьер находятся между собой далеко не в лучших отношениях. Живут они также совершенно по-разному. Умаров воюет с правоохранительными органами на территории Чечни, скрываясь от властей в лесах и горах. Закаев же с 2002 года проживает в Лондоне, где он в 2003 году получил политическое убежище. Россия, подозревающая Закаева в организации незаконных вооруженных формирований, мятеже и причастности к захвату заложников в театральном центре на Дубровке, не раз пыталась добиться у Великобритании его экстрадиции. Успехом эти усилия не увенчались. Неудачей окончилась и попытка РФ экстрадировать Закаева из Дании, куда он приезжал в 2002 году ради выступления на Всемирном чеченском конгрессе.
Отношение официальных чеченских властей к Умарову и Закаеву также существенно разнится. Наилучшей иллюстрацией этого различия можно назвать стандартные слухи, о которых упоминалось выше. Умарова власти Чеченской республики надеются убить. Когда в начале июля выяснилось, что в мае президент Ичкерии был не уничтожен, как предполагали СМИ, а всего лишь ранен, Рамзан Кадыров обнадежил журналистов: "Его ждет только смерть. Аллах его наказывает за то, что он убивал, мучил мусульман".
Закаева же Кадыров регулярно зовет вернуться в Чечню, обещая походатайствовать за него перед правоохранительными органами. По всей вероятности, это не пустые обещания: в прошлом стараниями Кадырова были амнистированы и даже заняли высокие посты многие бывшие боевики. Случалось властям Чечни заступаться перед ФСБ и за самого Закаева.
Почему Кадыров желает смерти Умарова, вполне понятно. Ситуация с возвращением Закаева менее ясна. Зачем главе Чеченской республики нужен этот политик? Почему он назвал его "единственным человеком со стороны Ичкерии, которого я хотел привезти домой"?
Проживая в Лондоне, Закаев неоднократно заявлял через СМИ о необходимости "изгнать русских из Чечни", "выбросить русских", а также упоминал "бесчеловечные методы русских агрессоров". В связи с этим в 2006 году Генпрокуратура РФ возбудила против него дело о возбуждении национальной розни.
Ранее Кадыров отмечал, что самопровозглашенный премьер мог бы, работая по своей основной профессии актера, способствовать возрождению чеченской культуры. Однако в своем последнем интервью "Известиям" глава республики, пожалуй, озвучил свои мотивы с большей серьезностью. "У нас сегодня в Европе живут десятки тысяч людей, и каждый год там рождаются 5-10 тысяч наших детей", - заметил президент Чечни. Он выразил опасение, что, проживая за границей, чеченцы отрываются от родной культуры и становятся обычными европейцами. Закаев же, по мнению Кадырова, способен вернуть многих чеченцев на родину. "Если его посадят или убьют, от этого результата не будет. Результат будет, если он приедет домой и привезет с собой людей, которые во все времена приносили вред нашему народу. Сегодня у них есть возможность быть полезными для своей республики", - заявил чеченский президент.
Согласится ли Закаев вернуться, будет ли убит Доку Умаров - неизвестно. Известно лишь, что власти Чечни, в апреле добившиеся отмены введенного в республике в 1999 году режима контртеррористической операции, в последнее время регулярно и недвусмысленно выражают намерение покончить с сепаратистским наследием как можно быстрее.
10 июня Кадыров запретил своим подчиненным уходить в отпуска до окончательной победы над бандитами, 17 июня потребовал от силовиков добиться существенных успехов в борьбе с бандподпольем в двухнедельный срок. В конце июня 2009 года чеченский президент в интервью телеканалу "Россия" заявил, что последние главари бандитских группировок, находящиеся на территории Чечни, должны быть уничтожены в течение месяца. Что же касается Закаева, то Кадыров отметил: "Если он не использует тот момент, который мы ему дали, то я тоже закрою свои двери и не буду ходатайствовать за него".