Российские антимонопольщики озаботились ценами на авиаперевозки в России. По их мнению, цены неоправданно завышены. Высокая стоимость билетов сохраняется в 2009 году несмотря на то, что цены на топливо по сравнению с прошлым годом значительно упали. По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, в этой сфере "пора навести порядок".
Прошлый год стал поистине "черным" для российских авиакомпаний. Сверхвысокие цены на керосин, вызванные, в свою очередь, дорогой нефтью, привели к задолженности перед поставщиками топлива и массовым отменам рейсов, из-за которых были сорваны планы тысяч пассажиров по всей России. В конечном итоге рухнул авиационный альянс AiRUnion, и входящие в него авиакомпании начали банкротиться. Компании покрупнее также стали испытывать трудности. "Аэрофлот", к примеру, из-за сентябрьской авиакатастрофы в Перми настоял на том, чтобы его "дочки" отказались от бренда головной компании.
Наступил новый год, а с ним и новые трудности. Несмотря на четырехкратное падение цены на нефть, стоимость авиационного топлива сократилась не более чем на 30-40 процентов, так как нефтеперерабатывающие заводы отнюдь не спешили снижать расценки на свою продукцию. Перевозчикам было нелегко, однако "крайними" опять оказались пассажиры. Цены на авиабилеты практически не изменились, тогда как доходы граждан из-за рецессии в стране сокращаются. В России, таким образом, устанавливается рукотворная "нелетная погода".
Наверное, можно было бы понять авиаперевозчиков, обслуживающих международные рейсы - их подкосила девальвация национальной валюты. Так, цены на билеты для российских авиакомпаний, перевозящих пассажиров за рубеж, выросли на несколько сотен рублей. Однако после того как рубль вновь начал набирать вес, обратного снижения не последовало.
Антимонопольная служба считает, что прежде всего цены на авиабилеты должны устанавливаться в зависимости от стоимости авиатоплива. В ближайшее время ФАС собирается проанализировать тарифную политику авиакомпаний в период, когда цена на нефть падала ниже 40 долларов за баррель. По информации ведомства, она не слишком изменилась в этот момент.
8 июля антимонопольщики уже развернули кампанию против "авиаспекулянтов". Красноярское управление ведомства признало "Аэрофлот" виновным в завышении тарифов на авиаперевозки по маршруту Красноярск - Норильск - Красноярск. По данным ФАС, "Аэрофлот" поднял цену на билеты до 36 тысяч рублей, тогда как предельный тариф (максимальная ставка, установленная местными властями) составляет всего 8 тысяч рублей на рейс в один конец. Таким образом, "Аэрофлот" завысил цены более чем вдвое. Минтранс Красноярского края несколько раз писал письма о том, чтобы тарифы были снижены, но перевозчик этим призывам не внял, и тогда в бой вступила "тяжелая артиллерия" федеральных ведомств.
За последние 11 лет выросла доля тех, кто ни разу не летал на самолетах, о чем свидетельствуют данные исследования, проведенного аналитиками "Левада-Центра". Так, в если июне 1998 года хоть раз в жизни летали самолетом 74 процента населения страны, в июне 2009 года таких осталось 56 процентов. Лишь 36 процентов составляет число тех авиапассажиров, чей возраст не превышает 24 года. Остальная молодежь видела самолеты только по телевидению.
Штраф, взятый с "Аэрофлота", установившего слишком высокие цены, должен пойти в федеральный бюджет. Антимонопольщики параллельно рассматривают вопрос о возбуждении в отношении "Аэрофлота" дела об административном правонарушении. Будет ли крупнейшая отечественная авиакомпания обжаловать решение ФАС, пока не известно.
В ближайшее время следует ожидать аналогичных мер в отношении других авиакомпаний по всей России. Как это скажется на их работе, пока неясно. Вряд ли принудительное снижение цен заставит их обслуживать пассажиров более эффективно. С другой стороны, отчетность того же "Аэрофлота" показывает, что даже в 2008 году он работал с прибылью. Высокие цены на топливо помешали ему увеличить заработки, но и в минус компания не вышла.
Сейчас, когда топливо заметно дешевле, а других причин роста издержек на первый взгляд не наблюдается, "Аэрофлоту" по силам понизить цены. Очевидно, такой точки зрения придерживается ФАС и намерена на своем настоять.
Между тем, пассажиропоток в России в 2009 году неуклонно снижается. Возьмем, к примеру, данные "Росавиации" за май 2009 года. В этот месяц авиация страны наработала 8,8 миллиарда пассажирокилометров. Год назад эта цифра составляла 10,3 миллиарда. Перевозки пассажиров сократились с 4,3 до 3,6 миллиона человек. Частично в этом виноват экономический кризис, но и ситуацию в авиационной отрасли как фактор недооценивать не стоит.
"Аэрофлот" на все эти обвинения был вынужден отреагировать. 8 июля замгендиректора компании по финансам и инвестициям Михаил Полубояринов заявил, что "Аэрофлот" планирует пересмотреть сетку тарифов в сторону их снижения для увеличения загрузки. Кризис в индустрии пассажироперевозок он подтвердил и цифрами: по итогам первого полугодия занятость пассажирских кресел по группе "Аэрофлот" составляет 64,2 процента, что ниже аналогичного уровня прошлого года на 4,5 процента.
Остается лишь надеяться, что российские авиакомпании научатся снижать издержки без повышения цен, и самолет перестанет быть роскошью, вновь став средством передвижения. Советские авиаперевозки были дотируемыми и убыточными, но даже с учетом этого многократное превосходство по пассажиропотоку над российской авиацией наших дней слишком уж бросается в глаза. В стране с такими огромными расстояниями доступный рядовому гражданину авиатранспорт - не прихоть, а жизненная необходимость.