Роберт Джон Берк уже десяток лет является живой достопримечательностью нью-йоркской Таймс-Сквер. В любую погоду он играет на гитаре, поет и фотографируется с туристами в своем фирменном наряде: ковбойских сапогах, стенсонской шляпе и белых трусах. В среду, 22 июля, Голый ковбой - именно под этим прозвищем наиболее известен Берк - официально объявил о своем выдвижении на пост мэра Нью-Йорка.
История Голого ковбоя (Naked Cowboy) началась в 1998 году, и, как рассказал сам Берк (Robert John Burck) в предвыборном ролике, произошло это случайно. В ту пору он снимался для порнографического женского журнала Playgirl, и частью его "репертуара" был образ певца кантри. Чтобы вжиться в роль, молодой человек - Берку тогда было 28 лет - отправился в полной ковбойской экипировке на лос-анджелесский пляж Венис-Бич, где принялся наигрывать на гитаре. Поначалу публика не проявляла интереса, но все переменилось, когда Роберт последовал совету знакомого фотографа и радикально минимизировал свой наряд. Так родился образ, впоследствии ставший торговой маркой Берка: голый - точнее, почти голый - ковбой в трусах, "стратегически" спрятанных за гитарной декой.
Признание пришло уже на Венис-Бич, и Берк в первый же день напал на золотую жилу, которую методично разрабатывает до сих пор: к вечеру в гитарном кофре накопилась сотня долларов. Так началась история успеха, и, как утверждает новоявленный кандидат, "никто не добился большего, имея столь малые средства". Сейчас Роберт зарабатывает на Таймс-Сквер уже по тысяче долларов в день, но поле его деятельности знаменитой нью-йоркской площадью не ограничено. Во-первых, он регулярно выступает в других городах: на карнавале Марди-Гра в Новом Орлеане, а по национальным праздникам - в родном Цинциннати, штат Огайо. Во-вторых, Берк застолбил себе место на самых разных рынках.
Голый ковбой записал два альбом с песнями, снимается в рекламных роликах, музыкальных клипах и документальных фильмах, его образ используют в комиксах и даже при производстве спортивных пищевых добавок: Берк хорошо развит физически, и недавно компания Divinely Naked выпустила под маркой Голого ковбоя линию сывороточных протеинов. За право на торговую марку и фирменный облик, которые Берк официально зарегистрировал, порой приходится бороться. В 2008 году Роберт подал иск против компании Mars Incorporated, которая поместила на Таймс-Сквер рекламу с изображением синей конфеты M&M's с гитарой и в знакомом наряде - шляпа, трусы, сапоги. До суда дело не дошло, и иск урегулировали полюбовно - на неизвестных общественности условиях.
Еще одно достижение Голого ковбоя, о котором до последнего времени вспоминали редко, это диплом бакалавра политологии - не бесполезная вещь для претендента на пост мэра. Берк подчеркивает, что знаком с политической жизнью не только по университетским учебникам, но пристально следит за новостями и "держит руку на пульсе". Недавно, в ходе президентской кампании - 2008, он получил опыт политической борьбы, агитируя за республиканского кандидата Джона Маккейна, а осенью приветствовал решение нью-йоркского мэра Майкла Блумберга добиваться переизбрания. Блумберг, некогда бывший демократом, потом перешедший к республиканцам и наконец ставший независимым, добился от городских властей права избираться в третий раз подряд. Нашлось немало критиков, но Голый ковбой тогда "дал добро": видимо, вступить в борьбу надумал уже позже.
Берк баллотируется как независимый "вписной" кандидат. Это значит, что он избежит большинства формальностей, но его имя в избирательных бюллетенях значиться не будет: желающим придется вписать имя голого избранника от руки. Конкуренции со стороны Блумберга, одного из богатейших людей Америки, и демократического кандидата Билла Томпсона (Bill Thompson), Голый ковбой не боится. "Я уже мэр Нью-Йорка в глазах всего мира, и теперь просто надо этот статус формально закрепить", - без ложной скромности объявил Берк. В среду Голый ковбой в привычном своем облике предстал перед прессой и зрителями на Таймс-Сквер и изложил, местами - напевая под гитару, свою предвыборную программу.
Ключевой лозунг Берка - вывести "прозрачность" нью-йоркского правительства на принципиально новый уровень, а предложенные нововведения касаются самых разных областей. В частности, кандидат-ковбой намерен помочь своим собратьям-предпринимателям и хочет стимулировать малый бизнес с помощью налоговых каникул. Богатым собственникам, напротив, предстоит платить в казну много - Берк советует им "прекратить ныть" и раскошеливаться. Кроме того, Голый ковбой предлагает развивать туризм, систему общественной безопасности и транспорт. А также - легализовать однополые браки. Между прочим, Берк - не только уличный музыкант, предприниматель, "человек-бренд" и кандидат в мэры, но еще и рукоположенный христианский священнослужитель. Он имеет официальную лицензию на заключение браков и венчает желающих - пока только гетеросексуальных - прямо на Таймс-Сквер. Пока это стоит всего 499 долларов, но в ближайшее время цена может вырасти: выдвижение в мэры стало для Голого ковбоя великолепной рекламой.