В Молдавии снова - уже второй раз за год - прошли парламентские выборы. И снова их выиграли находящиеся у власти коммунисты. Их результат, правда, оказался немного хуже, чем в прошлый раз (за счет того, что в парламент прошли не четыре, а пять партий, так что победителям пришлось потесниться). Зато среди фаворитов оказалась политическая сила, с которой коммунисты весьма успешно работали в прошлом. И которая, весьма вероятно, вновь поможет им сохранить контроль над парламентом, правительством, ну и конечно, президентским креслом.
Речь идет о Демократической партии Молдавии (ДПМ), возглавляемой бывшим коммунистическим функционером Марианом Лупу. Лупу до недавних пор состоял в рядах правящей Партии коммунистов республики Молдова (ПКРМ), занимал пост спикера парламента и был верным соратником вождя коммунистов и президента страны Владимира Воронина. Но незадолго до выборов он вдруг отмежевался от вчерашних союзников, заявил о переходе в оппозицию и подался к демократам.
Комментируя его поведение, наблюдатели полагали, что речь идет о предвыборном проекте ПКРМ: создать партию-сателлита, усилив ее довольно популярным молодым политиком и обеспечив ее попадание в парламент (так в итоге и вышло: в отличие от апрельских выборов, на которых ДПМ не смогла преодолеть шестипроцентный барьер, в этот раз она, по официальным данным, набрала более десяти процентов голосов). Поддержки именно такой партии и дополнительных голосов, которые она могла бы предоставить, коммунистам как раз и не хватило в прошлый раз для того, чтобы закрепить свою победу - утвердить своего кандидата в президенты.
Политическая система Молдавии, напомним, такова, что простой победы на парламентских выборах и получения большинства депутатских мандатов недостаточно. Новоизбранный парламент должен еще утвердить кандидатуру президента, а для этого требуется более трех пятых от числа депутатских голосов (как минимум 61 из 101). После выборов в апреле 2009 года коммунисты получили всего на один голос меньше, чем нужно.
Многие тогда полагали, что с поиском одного-единственного "предателя" в рядах оппозиции сложностей не будет (прецедентов в политической истории Молдавии было более чем достаточно). По слухам, за "золотой голос" предлагали пять миллионов евро. Но три оппозиционных либеральных партии, которые прошли в парламент наряду с ПКРМ, проявили принципиальность. Ни один из депутатов от оппозиции за кандидата от партии власти (протежируемую коммунистами главу правительства Зинаиду Гречаную) не голосовал. После того как голосование провалилось дважды, был запущен конституционный механизм роспуска парламента и проведения новых выборов (оппозиция как раз этого и добивалась, утверждая, что прежние выборы были фальсифицированы коммунистами).
После июльских выборов места в парламенте, по предварительным данным, распределились так: 48 мест у коммунистов и 13 мест у Демократической партии. Остальные мандаты поделила между собой либеральная оппозиция: 17 досталось Либерально-демократической партии (ЛДПМ), 15 - Либеральной (ЛПМ), 8 - Альянсу "Наша Молдова" (АНМ). Увидев, что у некоммунистических партий в целом оказалось больше мандатов, чем у партии Воронина, некоторые уже заговорили о "победе оппозиции". Лидеры либеральных партий, выступая в ночь после выборов по ТВ, усердно поддерживали оптимистический настрой и строили планы о "демократической коалиции" с участием ДПМ. Один из лидеров Либеральной партии, мэр Кишинева Дорин Киртоакэ высказал мнение, что такой альянс уже "вырисовывается", и добавил, что коммунистам даже "выгодно" будет уйти в оппозицию.
Прозвучало это не слишком убедительно. Ну, создали бы эти четыре партии коалицию, получили бы чуть больше половины мест в парламенте, а дальше? Разве что спикера смогли бы выбрать (для этого достаточно простого большинства голосов). Правительство в обход президента оппозиция, даже располагая поддержкой простого большинства в парламенте, назначить не сможет (по конституции, депутаты, конечно, принимают участие в формировании кабинета министров, однако именно президент выдвигает кандидатуру премьера и назначает членов правительства).
И конечно, "демократическая коалиция" из четырех партий оказалась бы в том же тупике, из которого после апрельских выборов не смогли выбраться коммунисты. При голосовании по кандидатуре президента тот факт, что у оппозиции будет, к примеру, 53 голоса, а не 41, не имеет никакого значения. Количество мандатов, меньшее чем 61, в любом случае означает провал. Теоретически оппозиция может переманить на свою сторону часть фракции коммунистов (чтобы добрать недостающие голоса). Однако такой сценарий представляется совсем уж маловероятным.
И примкнувший к ним Лупу?
Скорее произойдет обратное. Коммунистам отойдут "золотые голоса" Демократической партии Молдавии (и, возможно, ее нового лидера Мариана Лупу). После выборов 2005 года произошло именно это: ДПМ тогда попала в парламент в составе оппозиционного Блока "Молдова демократэ" (БМД), но когда дело дошло до утверждения кандидатуры президента (коммунистам для победы их лидера Владимира Воронина, как и теперь, не хватало некоторого количества голосов), проголосовала за вождя ПКРМ. Лидер ДПМ Дмитрий Дьяков тогда, оправдываясь, заявил, что, мол, хотел "спасти страну от хаоса" и поэтому помог коммунистам. Бывшие союзники, в свою очередь, прозвали его предателем. Оппозиционный блок, лишившись шансов получить власть, быстро развалился, а за аббревиатурой БМД закрепилось название "Братская Могила Демократов".
Когда спустя несколько лет к демократам подался вдруг расставшийся с коммунистами Мариан Лупу, многие в искренность и добрые намерения бывшего спикера не поверили. Вспомнив, хотя бы, о чем он говорил совсем недавно. Как гласил один из комментариев, "предатель ушел в партию предателей". Еще менее лестно о ДПМ и переходе в нее некоторых представителей левых партий высказался бывший премьер Молдавии Василий Тарлев (который теперь руководит Центристским союзом Молдавии). "Этот пылесос вытягивает из партий всех подлецов", - заявил он.
Сам Лупу, который вскоре занял пост председателя ДПМ, пытался разубедить скептиков, заявляя, что в коммунистах он разочаровался и больше "не собирается участвовать в их грязных играх". Своего нового союзника, как мог, защищал и Дмитрий Дьяков, который быстро уступил более популярному Лупу пост председателя партии (на выборы ДПМ шла уже под лозунгом "Лупу в президенты!"). "Этот проект - не сателлит коммунистов, а необычный проект двух людей - Мариана Лупу и Дмитрия Дьякова", - уверял он. ДПМ даже выпустила специальное заявление под названием "Пять мифов о Мариане Лупу", где все обвинения в предательстве и корыстных побуждениях вчерашнего коммуниста старательно развенчивались.
Помимо прочего, демократы заявляли, что после перехода в их партию Лупу стал мишенью негативной коммунистической пропаганды (как и другие оппозиционеры). И это, мол, подтверждает, что никакой он не "сателлит Воронина", а самый что ни на есть оппозиционер. После выхода Лупу из ПКРМ бывшие товарищи по партии (включая президента Воронина), равно как и коммунистическая пресса, действительно стали отзываться о нем плохо. Однако этому может быть и другое объяснение: как предположил молдавский политолог Богдан Цырдя, "коммунисты, с одной стороны, заигрывают с ДПМ, а с другой, делают все возможное, чтобы партия не смогла набрать больше, чем надо".
На выборах демократы (по крайней мере, по предварительным данным) получили ровно столько мандатов, столько недостает коммунистам для утверждения кандидата в президенты (13+48=61). А вот для того, чтобы вести свою игру и создать полноценную коалицию с либеральной оппозицией, голосов партии Лупу не хватит.
Впрочем, не так уж и враждовали коммунисты с демократами. В начале июля, к примеру, как писали "Молдавские ведомости", на встрече с избирателями депутат от ПКРМ Владимир Еремчук прямо предложил людям поддержать несколько "конструктивных партий". "Я бы призвал вас отдавать голоса за те партии, которые стоят за независимость нашей республики, - сказал он. - Есть партии, с которыми можно было бы делать коалицию, с которыми можно дальше строить нашу республику. Это та же самая Демократическая партия, та же ХДНП (ХДНП - националистическая партия Юрия Рошки, которая в 2005 году перешла на сторону коммунистов; ее депутаты наряду с представителями ДПМ голосовали за кандидатуру Владимира Воронина - примечание Ленты.Ру)".
Что касается Мариана Лупу, то на словах он вроде бы категорически против коалиции с коммунистами. Однако есть оговорки, которые могут оказаться решающими. Во-первых, собственно в коалиции коммунисты и не нуждаются: им нужно лишь, чтобы в день голосования за президента нужное количество депутатов от "конструктивной оппозиции" проголосовали "за". Оправдание для тех, кто пойдет на сделку, давно готово: хотели спасти страну от политического кризиса и ради этого, мол, наступили на горло собственным амбициям.
Лупу утверждает, что демократы "не будут голосовать за президента-коммуниста". Но коммунисты ведь могут выставить и беспартийного кандидата. Именно так было в прошлый раз: премьер Зинаида Гречаная, которую продвигала ПКРМ, является беспартийной. Разумеется, беспартийный премьер будет находиться под влиянием партии власти, если не сказать больше. Воронин недавно, разоткровенничавшись, признался, что в прежние времена, когда правительство возглавлял Василий Тарлев, он (Воронин) "все семь лет параллельно был и премьер-министром". В общем, почти как в Туркмении, где президент официально занимает и пост премьера (и еще много других должностей). Но если отбросить все эти нюансы, то Лупу, например, может проголосовать за ту же Гречаную и своего обещания при этом не нарушить: коммунисткой она не является.
Другой сценарий заключается в том, что ДПМ может выдвинуть в президенты самого Лупу. Собственно, с таким лозунгом она и шла на выборы. Поддержка коммунистов в этом случае (а без их поддержки ничего не выйдет) подтвердит версию о том, что перебежчик был на самом деле "троянским конем", который прошел в парламент под флагом оппозиционера, а затем воссоединился со старыми товарищами. Здесь тоже есть оговорки. Лупу, выступая в начале июля на встрече с блогерами, заявил, что "стать президентом любой ценой" не стремится. "Если (sic!) у Партии коммунистов будет большинство в парламенте, то я не соглашусь даже баллотироваться на пост президента, - сказал он. - Не вижу в этом смысла, так как формировать правительство в таком случае будет парламентское большинство".
Оговорка оказалась весьма существенной. Коммунисты в итоге получили в парламенте меньшинство голосов. Значит, Лупу в президенты баллотироваться может (опять-таки, не нарушая своих обещаний). А если ДПМ выставит своего кандидата и компартия обеспечит ему президентство, то в дальнейшем обе политические силы будут просто обречены на сотрудничество. Да и решения в Демократической партии, в конце концов, принимает не только Лупу. Воронин, выступая на пресс-конференции после выборов, намекнул, что рассчитывает на своего бывшего союзника Дмитрия Дьякова (который несколько лет назад в похожей ситуации помог ему остаться президентом). "На самом деле, вы недооцениваете Дьякова. Он еще себя покажет, увидите. Давайте подождем, посмотрим", - сказал Воронин.
P.S.
Большинству жителей Молдавии от политических игр в новом парламенте, скорее всего, не будет ни холодно, ни жарко. Это им с подкупающей искренностью объяснил Владимир Воронин в день голосования. "Сегодня единственный день, когда власть принадлежит народу", - сказал он. Что ж, выборы прошли, и власть у народа снова отобрали. Побаловался и хватит…