Пустая труба "Газпром" загрузит перспективный газопровод на Дальнем Востоке за счет американцев

"Газпром" с одобрения премьер-министра Владимира Путина начал строительство газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", который обеспечит газом население Дальнего Востока. Основная сложность проекта, который обойдется российской монополии в 11 миллиардов долларов, - отсутствие ресурсной базы. Собственное топливо для заполнения газопровода появится у концерна не раньше 2014 года. Трубу же достроят в 2011 году.

В "Газпроме" уже нашли выход. В "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" закачают газ с нефтегазового проекта "Сахалин-1", которым управляет американская нефтяная компания ExxonMobil. Но чтобы получить необходимое для загрузки трубы топливо, российскому концерну, по признанию его топ-менеджеров, придется "плотно поработать" с американцами. Ранее российские власти уже "отработали" для концерна энергетический проект "Сахалин-2" у голландской Royal Dutch Shell, так что ExxonMobil придется не сладко.

Решение "Газпрома" начать строительство газопровода, несмотря на отсутствие сырья для него, - во многом политическое. Москва уделяет много внимания Дальнему Востоку, где в 2012 году во Владивостоке будет проведен саммит АТЭС. "Мы даем старт масштабной крупной работе. Он (газопровод - прим. "Лента.ру") призван открыть новую страницу в развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока и вдохнуть энергию в подъем этих регионов", - заявил премьер-министр Владимир Путин на церемонии сварки первого стыка газовой магистрали в Хабаровском крае.

Вторил Путину и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Он нахваливал новую газовую стройку, которая дает старт Восточной газовой программе правительства. "Этот проект по мощности даже не сравним с БАМом. Он более впечатляющий и емкий", - радовался Ишаев.

По оценке министра энергетики Сергея Шматко, стоимость всего проекта "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" составит 11 миллиардов долларов. В "Газпроме" называют гораздо более скромную цифру - 210 миллиардов рублей.

Чиновник также поделился с журналистами и другими политико-экономическими соображениями Москвы по поводу новой трубы. "Западный рынок являлся монополистом, он немного избалован, поэтому у России должен появиться второй рынок", - сказал Ишаев.

Трубопровод протяженностью 1350 километров свяжет оффшорные месторождения в районе острова Сахалин с тихоокеанским портом Владивосток, где "Газпром" планирует построить завод по производству сжиженного природного газа для продажи его в Азию. Первоначальная пропускная способность трубы составит 6 миллиардов кубометров в год, но в будущем может быть увеличена до 30 миллиардов.

Запасы проекта "Сахалин-1", разрабатывающегося с 1996 года, оцениваются в 485 миллиардов кубометров газа и 2,3 миллиарда баррелей нефти. Участниками проекта являются Exxon Neftegas Limited и японская Sodeco, владеющие по 30 процентов акций каждая, а также "Роснефть" и индийская ONGC - им принадлежит по 20 процентов. Общие затраты на работы в рамках проекта составили 7,1 миллиарда долларов. Летом 2008 года "Сахалин-1" начал приносить чистую прибыль.

Но "второй рынок", о котором говорил Ишаев, еще долгое время будет чисто российским. "Хотел бы подчеркнуть, что приоритетом для газа Восточной Сибири и Дальнего Востока послужит прежде всего внутренний рынок", - заявил Путин в Хабаровском крае (цитата по "Интерфаксу"). "Газпром", у которого для газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" собственного топлива все равно нет, с позицией премьера дипломатично согласился.

Потребность Дальнего Востока в газе, по разным оценкам, составляет от 4 до 15 миллиардов кубометров в год, отмечает Reuters. Таким образом, "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" будет первоначально поставлять газ исключительно на внутренний рынок по регулируемым ценам, которые пока значительно ниже экспортных. С 2011 года, по плану правительства, внутренние цены на газ должны вырасти до уровня равной доходности с экспортными. Однако этот план вряд ли осуществим.

Владимир Путин в Хабаровске заявил, что нельзя допускать резкого повышения цен на газ. Регулируемые же внутренние цены на газ в 2012 году, как ожидается, будут ниже экспортных в 2,5-3 раза.

"Сахалин-3" - перспективный нефтегазовый проект на побережье острова Сахалин. Запасы оцениваются в 700 миллионов тонн нефти и 1,3 триллиона кубометров природного газа. Лицензия на разработку "Сахалина-3" принадлежит "Газпрому".

"Газпрому", который получает основную часть выручки с экспорта, терять деньги на поставки по газопроводу "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" не придется. В своем сообщении российский концерн заявил, что намерен сделать ресурсной основой нового газопровода проект "Сахалин-3", газовые запасы которого оцениваются в 1,3 триллиона кубометров. Однако поставки с "Сахалина-3" должны начаться только в 2014 году - через три года после планируемого старта новой трубы. Держать же трубопровод пустым в "Газпроме" не намерены.

Сейчас газовая монополия рассматривает проект "Сахалин-1", оператором которого является американская ExxonMobil, как один из источников ресурсов для этого маршрута. Однако у американцев на этот газ другие планы, поэтому стороны уже несколько лет не могут прийти к устраивающему их соглашению. "Нам придется плотно поработать с ExxonMobil, чтобы получить эти восемь - десять миллиардов кубометров газа с "Сахалина-1"", - признался зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков Путину после церемонии сварки первого шва на газопроводе.

"Газпром" изначально намеревался выкупать весь добываемый на "Сахалине-1" газ. По информации Reuters, концерн требовал от американцев, чтобы те продавали газ по внутрироссийским ценам. ExxonMobil такой вариант не устроил. Американская компания хочет организовать поставки в Китай, обещающие более высокий доход, чем продажи топлива на внутрироссийском рынке.

Соглашение о разделе прибыли (СРП) предполагает, что после того, как участники проекта возместят свои убытки, они должны будут перечислять определенную долю прибыли в федеральный бюджет России. С начала реализации проекта "Сахалин-1" в бюджет России поступило 920 миллионов долларов. За весь срок реализации проекта Россия получит более 50 миллиардов долларов.

Еще в 2006 году компания Exxon Neftegas, оператор проекта "Сахалин-1", объявила о подписании соглашения о поставках газа в рамках совместного проекта с китайской компанией CNPC. В Москве излишнюю самостоятельность американцев заметили, после чего Путин заявил о нежелательности обсуждения ExxonMobil самостоятельных поставок газа в Китай. Исход переговоров Exxon Neftegas и CNPC был предрешен.

Российский закон "Об экспорте газа" запрещает поставки топлива за рубеж в обход экспортного канала "Газпрома". Однако соглашения о разделе продукции (СРП), к которым относится и "Сахалин-1", под действие этого закона не подпадают. ExxonMobil даже планировала построить собственный газопровод в Китай для экспорта газа с "Сахалина-1", но российские власти заблокировали этот проект.

Теперь, скорее всего, американцам придется пойти на уступки "Газпрому". Ананенков предположил в Хабаровске, что переговоры с ExxonMobil будут завершены до конца года. "И продавец, и покупатель должны понимать, что поставка будет на российский рынок", - отрезал топ-менеджер газовой монополии.

Если ExxonMobil заартачится, то "Газпрому" в переговорах с американцами, можно не сомневаться, помогут российские власти. Два года назад российский концерн уже получил контроль над соседним нефтегазовым проектом "Сахалин-2", который ему уступила Shell после длительного давления со стороны Росприроднадзора.

"Мы сейчас ужесточаем контроль за работой операторов СРП. Будем договариваться об освобождении дополнительного газа для внутреннего рынка России. Думаю, что переговоры должны проходить конструктивно", - сообщил Путину в Хабаровске министр энергетики Сергей Шматко. Для ExxonMobil это плохой знак.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше