В августе 2009 года военное ведомство Австралии обнародовало доклад, посвященный самой громкой катастрофе в истории Военно-морских сил страны - гибели крейсера "Сидней", гордости флота времен Второй мировой войны. Причина, по которой корабль вместе с экипажем из 645 человек в ноябре 1941 года проиграл сражение уступавшему по всем параметрам немецкому рейдеру "Корморан", долгое время не давала покоя не только австралийцам, но и всем, кто интересовался военно-морской тематикой. Ответ на этот вопрос попытался дать комиссар министерства обороны Теренс Коул (Terence Cole), начавший свое расследование в марте 2008 года, когда в ста милях от австралийского побережья были обнаружены остовы обоих кораблей.
Достоверно известно, что пропажу "Сиднея" австралийское военно-морское руководство обнаружило 21 ноября 1941 года, когда активных боевых действий в регионе еще не велось. За десять дней до этого он вышел из порта в западноавстралийском городе Фримантл для сопровождения транспорта с грузом. Благополучно прибыв в назначенный район Индийского океана, "Сидней" сдал подопечного под охрану другого корабля и лег на обратный курс. Домой крейсер ждали 20 ноября, однако во Фримантл он так и не вернулся. С "Сиднеем" пытались связаться с помощью самых мощных радиостанций, посылали на его поиски самолеты, но это не принесло результатов.
Лишь спустя несколько дней военные узнали, что на побережье Шарк Бэй в Западной Австралии стали высаживаться немцы, которые без сопротивления сдавались в плен. Некоторых из них подобрали сторожевые корабли у побережья. Вскоре выяснилось, что это были члены экипажа рейдера "Корморан", затонувшего в ходе вооруженного столкновения с "Сиднеем". От пленных же стало известно, что австралийский крейсер тоже погиб. С немецкого корабля спаслись 317 человек из 397, а вот из экипажа "Сиднея" в 645 человек выжить не удалось никому.
До сих пор подробности этого морского боя, состоявшегося 19 ноября 1941 года, были известны только со слов пленных немцев. Особых причин не доверять им не было, хотя австралийских офицеров, проводивших допросы, в то время больше интересовало не то, как погиб "Сидней", а какова тактика действий немецких рейдеров вообще и какие меры следует предпринять, чтобы пресечь их дальнейшие вылазки. Тем не менее спрашивали они и о случившемся с крейсером.
Спасшиеся немецкие моряки попадали в руки австралийцев разрозненными группами, и допрашивали их так же порознь. Показания разных групп не противоречили друг другу, и при этом все пленные утверждали, что перед тем, как покинуть тонущий "Корморан", они не успели получить от его капитана Теодора Детмерса (также попавшего в плен) никаких инструкций относительно единой версии, которой следовало бы придерживаться на допросах.
Детмерс и его подчиненные рассказали, что, заметив "Сидней" и оценив его мощь, они решили немедленно покинуть этот район и сделали все, чтобы избежать встречи с крейсером. Немецкий рейдер, расставлявший мины в австралийской береговой зоне, был закамуфлирован под голландское торговое судно "Страат Малакка" и решался охотиться исключительно на торговые же суда союзников, с которыми мог легко расправиться. Вступать в открытый бой с кораблем противника, значительно превосходившим его в классе и вооружении, "Корморан" не желал.
Однако, по словам немцев, "Сидней" пустился за ними в погоню и, используя преимущество в ходе, через час догнал. С австралийского крейсера постоянно запрашивали мнимого голландца, добиваясь, чтобы он идентифицировал себя. Детмерс тянул, сколько мог, но получив требование сообщить свой секретный код, которого он, разумеется, не знал, понял, что оттягивать неизбежное бесполезно. Немецкий экипаж получил приказ откинуть камуфляжные щиты, скрывавшие артиллерийские установки, и сменить голландский флаг на флаг ВМС Германии. Через несколько секунд грянул первый залп.
Официально главной причиной гибели "Сиднея" считается то, что, затянув с безуспешными переговорами, крейсер сблизился с замаскированным немецким рейдером на критически близкое расстояние - около километра - и подставил ему борт, двигаясь параллельным курсом. Это свело на нет все преимущества "Сиднея": после первых же немецких выстрелов и торпедных атак крейсер получил критические повреждения (а его капитан, видимо, был убит), и хотя австралийские моряки успели обстрелять "Корморан", поразив его машинное отделение и вызвав на корабле противника сильный пожар, их судьба была решена.
Тем не менее, на протяжении десятилетий австралийская общественность не могла удовлетвориться этой версией. На это были две главные причины. Во-первых, все, что было известно о гибели "Сиднея", было известно со слов противника. Во-вторых, если события развивались именно так, как сообщили на допросах Детмерс и его подчиненные, это означало, что капитан "Сиднея" Джозеф Бернет (Joseph Burnett) то ли проявил недопустимую беспечность, то ли совершил непоправимую глупость, но в любом случае повел себя не так, как требовала его репутация опытного и надежного офицера.
За годы, прошедшие с ноября 1941 года, накопилось множество версий, которые пытались объяснить гибель "Сиднея" иначе, чем гласило официальное заключение. Они не были подкреплены ничем, кроме домыслов, но отчасти снимали ответственность с Бернета и представляли случившееся результатом вражеского коварства и нарушения правил ведения морской войны. Вот некоторые из них: "Корморан" шел под норвежским флагом; капитан "Корморана" понял, что опознан как противник, и, прежде чем открыть огонь, выкинул белый флаг; с "Корморана" запросили срочную помощь - якобы в связи с технической поломкой или необходимостью доставить на борт врача; "Корморан" установил дымовую завесу, и "Сидней" двигался вслепую; на "Корморане" знали секретный код "Страат Малакка"; "Корморан" открыл огонь до того, как поднял немецкий флаг; и даже - в ход боя вмешалась японская подводная лодка, которая и потопила "Сидней".
Словом, австралийцы требовали правды, и в марте 2008 года в ходе выполнения специальной программы, утвержденной правительством страны, были найдены останки двух кораблей. После этого к работе приступила комиссия Теренса Коула, которая не только изучила множество архивных документов, но и встретилась с немецкими ветеранами, чтобы еще раз восстановить ход событий. Через полтора года комиссия представила отчет, в общей сложности занимающий полторы тысячи страниц. Однако выводы Коула и его коллег оказались неутешительны для ущемленной национальной гордости австралийцев.
В докладе Коула приводятся данные визуального осмотра корпусов "Сиднея" и "Корморана", проведенного после обнаружения их останков. В целом они соответствуют тому описанию боя, которое привели немецкие военнопленные. На корпусе "Сиднея" эксперты насчитали 86 пробоин от 150-миллиметровых орудий, которыми был вооружен "Корморан", а также обнаружили пробоину в носовой части от торпедной атаки. Кроме того, носовая часть "Сиднея", где располагались орудия главного калибра и взлетная площадка для самолета, была обстреляна из 37-миллиметровых пушек и 20-миллиметровых зенитных пулеметов немецкого рейдера. Уже после погружения крейсера под воду нос отделился от основного корпуса и лежит теперь на дне примерно в полукилометре от него. Надстройки и палуба "Сиднея", кроме того, пострадали от сильного пожара. Эксперты сделали вывод, что до 70 процентов экипажа австралийского корабля были убиты во время боя, а остальные задохнулись в дыму или утонули, потому что все средства для спасения были уничтожены немецким огнем.
Корпус "Корморана" был найден в 12 морских милях от останков "Сиднея". Передняя его часть почти не пострадала от артиллерийского огня, а причиной гибели рейдера, судя по всему, стал взрыв склада мин, вызванный пожаром в кормовой части, что соответствует описанию немцев.
Координаты, где были обнаружены останки кораблей, примерно соответствуют данным, которые в 1941 году сообщил капитан Детмерс. Характер пробоин от снарядов в корпусе "Сиднея" позволяет установить, что крейсер был поражен с близкого расстояния - не более 1000-1500 метров, что в терминах морского боя считается стрельбой прямой наводкой.
В своем докладе Коул пишет, что еще в июле 1941 года австралийский военный флот получил специальную инструкцию, каким образом нужно действовать, если замеченное в море торговое судно ведет себя необычно, как вражеский рейдер. Согласно этому документу, сначала экипаж должен был определить, выглядит ли судно "безвредным" или "подозрительным". В обоих случаях полагалось приблизиться к нему на такое расстояние, чтобы различить название. Если это был зарубежный, а не британский торговец, капитану также рекомендовалось выяснить порты его отправки и назначения.
Чтобы обменяться условным сигналами с помощью флагов или фонарей, военный корабль должен был подойти ближе к предполагаемому торговому судну. Если оно казалось "подозрительным", капитан должен был отдать приказ своему экипажу заступить на боевые посты, а также держаться не ближе чем в 7-8 морских милях от него. Такого расстояния было бы достаточно, чтобы держать предполагаемый рейдер под прицелом и одновременно находиться вне досягаемости его орудий.
По мнению комиссии Коула, главной ошибкой австралийского капитана стало то, что он изначально классифицировал "голландское судно" как "безвредное". Из-за этого крейсер подошел к рейдеру на недопустимо опасное расстояние, причем экипаж "Сиднея" в тот момент не был готов к бою.
Коул также отмечает, что Бернет располагал информацией, согласно которой в этом районе мог находиться немецкий рейдер. В то же время, он не получал данных о том, что поблизости могло проходить голландское торговое судно.
Почему же опытный капитан "Сиднея" проигнорировал эти и другие факты, допустив ошибку, которая привела к гибели крейсера и всего экипажа? Эксперт считает, что этого мы уже не узнаем никогда, но ошибка, тем не менее, налицо и отрицать этот факт австралийцам бессмысленно.
По данным Коула, после того как "Сидней" начал приближаться "Корморану", произошло еще несколько показательных событий, которые должны были усилить подозрения капитана Бернета.
В частности, в то время как экипаж австралийского крейсера пытался разглядеть условные сигналы, которые показывали ему с борта "голландского судна", оно развернулось против солнца таким образом, чтобы понять их было еще сложнее. Фактически немцы спровоцировали "Сидней" на то, чтобы тот подошел к ним как можно ближе.
Экипаж "Корморана" не мог вовремя и точно ответить на запрос об условном буквенном коде "Страат Малакка", который австралийские моряки подавали дневным сигнальным прожектором с расстояния около семи миль. "Корморан" также посылал радиосигнал на частоте, которую, по оценкам эксперта, точно должен был слышать "Сидней". И этот сигнал не совсем точно соответствовал правилам. Однако Бернет почему-то не придал этому значения.
Пока австралийский крейсер приближался к "голландцу", двигаясь на протяжении часа против солнца и как будто не замечая, что тот или игнорирует условные запросы или отвечает на них неправильно, капитан Бернет решил подготовить к вылету находившийся на борту самолет Walrus, но позже отказался от этого намерения. Немцы с борта своего корабля видели, как самолет начал прогревать мотор, но затем остановил его.
Почему это произошло - также непонятно. Но, считает Коул, подготовка самолета к разведывательному вылету свидетельствует о том, что у австралийского капитана все-таки возникли какие-то сомнения по поводу "безвредности" голландца.
Тем не менее, отмечается в докладе, очевидно, что "Корморан" действительно до последнего пытался избежать столкновения с "Сиднеем" и лишь вынужденно вступил в бой, который длился не более получаса. В итоге оба корабля оказались на дне моря, хотя большинству членов экипажа немецкого рейдера и удалось спастись.
Комиссия Теренса Коула также постаралась изучить накопившиеся со времен Второй мировой войны предположения о том, по какой причине экипаж "Сиднея" погиб весь до единого человека. Некоторые из этих версий, как утверждают исследователи, были специально сфабрикованы в тот или иной период разными людьми. Отдельная история связана с японскими подводными лодками, якобы участвовавшими в затоплении "Сиднея". В частности, утверждалось, что удалось найти японского подводника, который потопил австралийский корабль. Существовала версия, что выживших после сражения членов экипажа добила все та же субмарина. Наконец, утверждалось, что пережившие гибель "Сиднея" австралийские моряки попали в японский плен. Но ни для одной из этих и других "сенсационных" версий эксперты подтверждений так и не нашли.