Не знаю как вы, но я, когда вижу во френдленте или в топе "Яндекса" заголовок, начинающийся со слова "Срочно!", тут же, фигурально выражаясь, хватаюсь за маузер. Все эти "нужна помощь!", "просьба перепостить!", "в топ!" и потрясающе беспомощная как с практической, так и с филологической точки зрения фраза "нужно максимальное освещение этой информации в Сети" повторяются по всякому поводу, будь то сбор денег на помощь реальному и вымышленному больному ребенку, очередной пьяный мент за рулем на пешеходном переходе или свежая конспирологическая теория.
Пост в ЖЖ rukhakasia (ведет его вроде бы Михаил Афанасьев, главный редактор хакасского информационного сайта "Новый фокус"), ставший главным предметом обсуждения в русскоязычной блогосфере, появился в ночь с 18 на 19 августа по хакасскому времени (то есть ранним вечером 18-го по Москве). Это была трансляции жалоб и просьб родственников тех людей, которые работали на Саяно-Шушенской ГЭС и после аварии 17 августа числятся пропавшими без вести. В послании – три сообщения:
1) В затопленных помещениях Саяно-Шушенской ГЭС в "воздушных карманах" остаются живые люди, и спасателям слышно, как они стучат в стены.
2) Есть один-единственный способ их спасти.
3) Начальству этот способ не нравится (потому что затратный), на людей начальству наплевать, поэтому они обречены.
По блогосфере поплыл призрак подводной лодки "Курск".
Но начнем с конца – с тех, чьими именами подписан этот пост. Эти трое – известные люди в Саяногорске. Про Михаила Афанасьева уже сказано: главный редактор "Нового фокуса", активист оппозиционного движения Объединенный гражданский фронт, "депутат" оппозиционного "альтернативного парламента" – Национальной ассамблеи. Эрик Чернышев – адвокат-правозащитник, участник многочисленных разборок между местными жителями и местными властями. Григорий Назаренко – депутат хакасского парламента. Тоже, конечно, оппозиционер.
GZT.RU приводит дополнительные подробности касательно происхождения этого послания. Оказывается, родственники пропавших сотрудников ГЭС создали инициативную группу и теперь обивают пороги, добиваясь спасения своих близких. В частности, обратились к депутату Назаренко, а тот решил распространить информацию, для чего и передал ее в "Новый фокус".
С информацией с Саяно-Шушенской ГЭС, надо сказать, все не очень хорошо. Мало того что спасатели, чиновники и представители "РусГидро" (оператора этой и всех прочих российских гидроэлектростанций) время от времени делают противоречащие друг другу заявления, так еще и главный человек на месте событий Cергей Шойгу шикнул, чтоб при журналистах лишнего не болтали. В полном соответствии со всеми законами общественной жизни, в отсутствие вменяемых официальных данных недостаток информации стал восполняться слухами.
Но как бы там ни было, этой самой инициативной группы, похоже, никто, кроме Назаренко и, может быть, Чернышева с Афанасьевым, не видел. На "Би-Би-Си", которое, согласно тому самому посту, "пришло на помощь", ссылается на того же Назаренко.
Авторов послания, разумеется, тут же обвинили в отрабатывании очередного "антироссийского заказа", в провокационной деятельности в пользу Запада и так далее, и тому подобное. Одни называли их "грамотными умельцами" по части создания "информационных бомб", другие разоблачали их очевидные глупости ("Изобразите мне стук по бетону").
Впрочем, у наших блогеров первая реакция – всегда истерическая. Сначала перепостить – потом разобраться. И то правда: как же специалисты, которые хоть что-то понимают во всех этих бьефах и водосбросах, обо всем этом узнают, если информация не попадет в топ "Яндекса"?!
Короче, в утренний пик посещаемости первое место в сводном рейтинге постов "Яндекса" занимало очередное "Срочно! Нужна помощь! Просьба распространить!"
Специалисты не замедлили появиться. Кто-то когда-то учился в инженерно-строительном на гидротехнике, кто-то находится на месте событий, а кто-то просто привык критически относиться ко всему написанному.
С тем, что в первые минуты или даже часы после аварии кто-то мог выжить, спорил, вроде бы, только Тарлит (да и то как-то неохотно). Не это стало главным предметом обсуждения.
Стали разбираться с самим планом спасения людей, которые, допустим, действительно еще живы и, чем черт не шутит, действительно стучат. План такой: водосброс на Саяно-Шушенской ГЭС перекрывается, а на Майнской ГЭС, находящейся ниже по течению, полностью открывается. Собственно говоря, перекрывается течение Енисея, а все, что течет с Саянских гор, скапливается в Саяно-Шушенском водохранилище. А прямо под СШГЭС уровень Енисея за счет увеличенного водосброса на Майне понижается, и затопленные части СШГЭС проступают из-под воды. И оттуда можно всех спасать.
"Тот, кто написал это, - полный и законченый г**ноед, - прокомментировал эту идею ЖЖ-юзер vogluskr. - Майнское водохранилище, созданное Майнской ГЭС, НЕ ДОХОДИТ до плотины СШ ГЭС. Даже если взорвать нижнюю плотину, это не даст снижения на верхней до четырех метров". При этом ниже Майнской ГЭС, говорят, образуется неиллюзорное цунами. А там, ниже по течению, и тебе Саяногорск, и тебе Абакан, и Красноярск тоже, не говоря уж о множестве деревень. "Если закрыть водосброс СШ ГЭС, то в верхнем бьефе СШ ГЭС начнется переполнение, подтопление, и х**евознает, сколько она еще простоит, - добавляет ЖЖ-юзер ruffe (строитель ГЭС по первому образованию). - Вот тогда велика вероятность того, что уже существующие 10 жертв покажутся цветочками". Саяно-Шушенское водохранилище и так наполнено больше обычного, и если перекрыть водосброс, то вскорости оно попросту польется через край. В том числе и через Красноярский край.
Технические подробности того, могли ли в машинном зале СШ ГЭС образоваться "воздушные карманы", могли ли в них остаться люди, могли ли они до кого-нибудь достучаться, можно ли их спасти и надо ли для этого перекрывать Енисей, обсуждаются в блогах с небывалым энтузиазмом. Тут много чего наслоилось: и громкое имя Саяно-Шушенской ГЭС, и масштабы всего происходящего (истинно сибирские), и страсть блогеров к обличениям "власти, которой на нас наплевать" и к спасению "маленьких людей" от больших негодяев.
Утром 19 августа главный редактор "Эха Москвы" (одного из тех СМИ, которые подняли информационную волну по поводу стуков на ГЭС) Алексей Венедиктов в своем видеоблоге сообщил, что информация о стуках и обо всем остальном доведена до "верха" (чуть ли не до самого верха), и заверил взбудораженную сетевую общественность, что все, от кого что-либо зависит, делают все возможное для спасения людей, если только еще есть кого спасать.
И вот тут уже стало подкатывать бешенство. Почему общественность успокаивает Алексей Венедиктов, а не, скажем, Сергей Шойгу? Алексей Алексеевич, конечно, известный и уважаемый человек, но, извините, он-то тут при чем?! Почему пресс-служба МЧС начинает нервничать и кричать на журналистов, как только слышит по телефону слово "стук"? Почему разнятся официальный и неофициальный журналистско-блогерский списки погибших и пропавших людей?
Хакасский губернатор Виктор Зимин на вопрос о стуках сказал, что даже если они и были, их никто не мог слышать: "Как можно через такой бетон достучаться там?"
Пресс-секретарь главного управления МЧС по Хакасии Ирина Бутенко, к которой Лента.Ру обратилась за комментарием, была более эмоциональна и многословна:
"Скажите мне, вот кто их слышит? Кто их слышит? – Человек, который сидит за компьютером черт знает где, в каком городе? Он их слышит, эти звуки? У нас водолазы из воды не вылазят. Все, что они слышат, они все проверяют, они сами все простукивают, они обследуют каждый сантиметр площади, которая находится под водой. Как может человек, который близко не находится к станции, к месту работы, что-то слышать? Подумайте сами. Обсуждают между собой неизвестно что. Давайте не будем на это... пусть они и обсуждают. [...] Мы работаем непосредственно на месте аварии, нам почему-то не хотите верить, а тем, кто сидит за компьютером и пишет всякую хрень, вы вот с полуслова им верите".
А вообще говоря, все происходит примерно так, как должно происходить: блогеры паникуют, постят "хрень", спорят о том, в чем ни черта не смыслят, журналисты проверяют, специалисты комментируют. А власти – скрывают.