Палец в чернилах Выборы президента грозят Афганистану новым витком гражданской войны

За несколько дней до голосования главной интригой вторых в истории Афганистана президентских выборов стала не политическая борьба кандидатов, а невозможность обеспечения безопасности голосования и угроза его срыва во многих районах. Ни военные операции сил коалиции и правительственных войск, ни попытки договориться с талибами не дали никаких гарантий того, что выборы пройдут мирно. Более того, их результатом может стать новый виток гражданской войны.

Активность боевиков движения "Талибан" за последние недели выросла до беспрецедентных масштабов. Ее наиболее ярким символом стал взрыв автомобиля в самом центре Кабула 15 августа, когда погибло семь человек и более ста получили ранения. Талибы сумели доставить в особо охраняемую зону почти полтонны взрывчатки. Целью террористов было американское посольство, и только случайность заставила смертников подорвать машину у ворот базы НАТО.

За день до этого в городе Лашкаргах смертник на машине протаранил ворота британской военной базы. В результате взрыва два человека погибли, множество получили ранения. 18 августа в Кабуле талибы обстреляли то ли ракетами, то ли из минометов президентский дворец. Никто не погиб, но даже в центре афганской столицы ничто не помешало террористам произвести четыре выстрела.

В тот же день в пригороде Кабула смертник подорвал заминированный автомобиль у дороги, по которой проезжал патруль ISAF (Международные силы содействия безопасности). В результате теракта жертвы были как среди военнослужащих, так и среди мирного населения. В преддверии выборов талибы явно продемонстрировали, что на компромисс они не пойдут, а силы безопасности, как международные, так и афганские, не в состоянии контролировать даже территорию столицы.

Неэффективность чисто военных мер в борьбе с талибами понятна и руководству Афганистана. Действующий президент и фаворит предвыборной гонки Хамид Карзай предпринял несколько шагов для того, чтобы договориться с "Талибаном" путем переговоров. Он пообещал, что после победы на выборах пригласит лидеров талибов в Лойя джиргу - всеафганский совет старейшин.

Кроме того, на время выборов остановлены все операции армии Афганистана против боевиков. Впрочем, это произошло бы само собой и без специального приказа - солдаты нужны для охраны избирательных участков. Брат президента Ахмад Вали Карзай активно включился в поиск компромисса с талибами. По его словам, переговоры идут не на региональном, а на местном уровне.

Появились сообщения о том, что в ряде районов старейшинам удалось достичь соглашения с талибами по поводу перемирия на время голосования. Об этом, в частности, сообщил заместитель главы афганского избиркома Зекрия Баракзай. Однако поток обнадеживающих новостей прервали сами талибы.

Сначала на одном из интернет-сайтов движения, а потом и в бумажных листовках талибы назвали выборы "американской выдумкой" и призвали правоверных бойкотировать их. Но простыми призывами остановить афганских избирателей было бы невозможно, они проявили неподдельный интерес к голосованию. Согласно опросам около 90 процентов жителей страны собирались прийти на избирательные участки.

Гораздо более действенным инструментом могут оказаться угрозы. Талибы не только заявили, что избирательные участки станут объектами террористических атак, но и пригрозили расправами тем, кто осмелится на них явиться. Один из лидеров талибов пообещал отрубать пальцы тем, у кого они будут окрашены чернилами. Около 70 процентов афганцев не умеют читать и писать, поэтому голосуют оттиском пальца напротив символа того или иного кандидата. И это только один из вариантов угроз, поскольку на местах полевые командиры проявили буквально чудеса изобретательности.

Компромисс, как оказалось, невозможен. И власти стали готовиться к худшему. Сначала объявили, что не все из 26,5 тысячи избирательных участков откроются 20 августа. В районах, где опасность нападений особенно высока, голосование может и не начаться. А позже президент Карзай обратился к просьбой к афганским и иностранным СМИ не публиковать в день голосования информацию о терактах, чтобы не напугать избирателей и не снизить явку.

К акции подключилось местное МВД - репортеров попросили не приближаться к местам терактов, чтобы случайно не уничтожить улики и не помешать следствию. Мировые правозащитники выступили с резкой критикой этого решения, однако оно ясно показало, что у центрального правительства просто не осталось других средств влиять на ситуацию.

Виновниками сложившегося положения являются не только талибы. Они лишь пытаются использовать противоречия, накопившиеся в самой афганской политической элите. Главный соперник Хамида Карзая на выборах Абдулла Абдулла обвиняет президента в использовании административного ресурса и заранее называет выборы сфальсифицированными. Сообщения о разного рода злоупотреблениях, например, торговле избирательными карточками и изготовлении фальшивых бюллетеней, действительно регулярно поступают с разных концов страны.

Карзаю нужна победа в первом туре, а для этого ему необходимо набрать больше 50 процентов голосов. Исход второго тура неясен, поскольку против действующего президента могут сплотиться сторонники всех других кандидатов, которых на сегодняшний день насчитывается ровно 30. Абдулла же напрочь отвергает возможность честной победы Карзая в первом туре. Он заявил, что в этом случае страна получит иранский вариант протестов "только с "калашниковыми" в руках".

Рашид Дустум на встрече со своими сторонниками. Фото AFP

Рашид Дустум на встрече со своими сторонниками. Фото AFP

Lenta.ru

По сути - это угроза нового витка гражданской войны, что стало бы настоящим подарком теряющим популярность талибам, поскольку дезорганизовало бы единый фронт борьбы с ними. Положение осложняется тем, что Абдуллу поддерживают таджики, проживающие в относительно спокойных районах страны. Их явке на выборы ничего не угрожает. А вот Карзай представляет пуштунов, в районах проживания которых действует "Талибан". Именно против пуштунов направлены главные угрозы талибов. Так что вопрос явки избирателей для Карзая жизненно важен.

На избирателей-пуштунов рассчитывает еще один кандидат - Ашраф Гани. Его популярность ниже, чем у Карзая. Однако он не согласился войти в команду президента и остался самостоятельным игроком, а Карзай не может себе позволить терять даже небольшой процент голосов в первом туре.

За три дня до выборов президент пошел на нетривиальный ход - вернул на родину из вынужденной эмиграции генерала Абдула Рашида Дустума, которого обвиняют в военных преступлениях. Возвращение генерала было встречено резкими протестами Вашингтона, однако Карзай пообещал защитить Дустума, пусть даже силой оружия. Решимость афганского президента понятна - по оценкам аналитиков, союз с лидером афганских узбеков может принести Карзаю около пяти процентов голосов.

В и без того сложных условиях перед самыми выборами наметился раскол между афганским правительством и США, возглавляющими международные силы. Несомненно, этим обстоятельством попытаются воспользоваться талибы. Тем более что командование ISAF объявило о прекращении на время выборов военных операций против боевиков.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше