О его тяжелой болезни знали все. О том, что в любой момент может наступить драматическая развязка, догадывались многие. В то, что она наступит так скоро, не хотел верить никто. Не стало несостоявшегося курсанта Бронетанковой академии имени Сталина, выпускника МВТУ имени Баумана, опытного инженера-механика по котельным установкам Министерства энергетики СССР, актера Театра на Таганке и просто великого, грустного клоуна Семена Львовича Фарады.
Возможно, судьба юного Семена Фердмана могла сложиться иначе, если бы на вступительном экзамене в "бауманке" ретивые чиновники от образования, стремившиеся выполнить негласное правило - не принимать в ведущий технический вуз страны лиц "неправильной" национальности - сумели доказать, что его сочинение на тему "Сталин - это мир во всем мире" содержит недопустимое количество ошибок. Но матери будущего инженера, дошедшей до Министерства образования, удалось отстоять правоту своего сына. Он поступил и стал специалистом по котельным установкам, но все свое свободное время проводил в эстрадном студии-театре при МГУ.
Быть может, страна так и не услышала бы фамилию Фарада, если бы однажды другие чиновники, уже с таджикской киностудии, где снимался ныне никому неизвестный фильм "Вперед, гвардейцы", не дали понять актеру, что его "неправильная" фамилия не может появиться в титрах.
Вероятно, все вообще сложилось бы иначе, если бы в 1972 году Юрий Любимов не позвал артиста, уволенного из программы "АБВГДейка" из-за "неправильного" профиля, в свой Театр на Таганке.
Но, скорее всего, Семен Львович был просто обречен стать любимцем миллионов зрителей, его эпизодические появления в кадре просто обязаны были затмить многие главные роли его маститых партнеров, а произнесенные им с экрана реплики не могли не пойти в народ. Это была судьба.
И сейчас уже бессмысленно недоумевать: как случилось, что артист, без которого немыслим отечественный кинематограф 70-х и 80-х годов, доживал отпущенный ему срок фактически в нищете, забытый власть предержащими и большинством коллег. Лучше просто послушать его самого.
"Меня называют просто: Сема и на "ты", несмотря на возраст. На самом деле это неплохо, но иногда такое панибратство утомляет".
"Помню, я возглавлял в армии эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота, которая состояла из одного человека — меня самого".
"Я не профессиональный актер, хоть и проработал более четверти века в театре и кино. И никакой не самородок! Наоборот, в семье не без урода! Я собирался пойти по стопам отца. Он у меня военный".
"Известие о перемене моей деятельности маму первоначально шокировало. Но все претензии ко мне кончились, как только она увидела меня на сцене театра. Когда она услышала, как на меня реагируют зрители, она просто заплакала".
"Я иногда, бывает, смотрю на себя из зала и думаю: ну что же это за человек такой непутевый на экране. Но на самом деле я не такой. Не весельчак уж точно".
"Зритель не просто смеется над персонажем, который ты лепишь, но и соизмеряет судьбу персонажа со своей судьбой. В этом случае происходит супер-сцепление, тебя уважают, смеясь над твоим персонажем. А это дорогого стоит".
"В театре в общем-то и нет деления на комиков и трагиков. Сегодня ты играешь одну роль, а завтра - совершенно противоположную. А вот самым провальным в своей карьере фильмом я считаю именно комедию".
"Я мечтал сыграть женскую роль, прочитать женский монолог. Наверное, мне удавалось, но я не специализировался на этом. Поэтому подобного в моей театрально-эстрадной жизни мало".
"Когда нет ролей, я просто играю в футбол. А поскольку наша профессия является, так сказать, мыльной, то своей главной затеей свободного времени считаю русскую баньку с травяным чаем, минералкой или кваском".
"Я никогда не чувствовал себя звездой. Конечно, поклонники часто подходили за автографом, но поклонниц не было — я уже старый. Я придумал оригинальный автограф — рожица с усиками — и рисовал его всем желающим".
"Не устану повторять: не идеализируйте профессию артиста, на свете много других профессий".
"Я верю, что еще выйду на сцену! Мне бы очень этого хотелось!"
"Спасибо, что обо мне вы помните".
Мы помним. Человека "неправильной" национальности, с "неправильной" фамилией и "неправильным" профилем. Скромного и беззащитного. Настоящего народного. Грустного клоуна Семена Львовича Фараду. Которому была известна тайная формула любви.