Лазерная ПРО Удалось ли США продвинуться в создании футуристического оружия?

26 августа действительный академический советник Академии инженерных наук России Юрий Зайцев прокомментировал агентству "Интерфакс" сообщение о попытках американской корпорации Boeing создать авиационный лазер, способный перехватывать баллистические ракеты. Перспективы подобного оружия он оценил скептически, сославшись на многочисленные технические трудности, однако подчеркнул, что аналогичные работы проводятся сегодня и в России, а впервые добиться успехов на этом поприще удалось именно в СССР, где в 1972 году была испытана мощная лазерная установка. РФ, по словам Зайцева, не втягивается в новую гонку вооружений, но руководство страны не имеет права не замечать, что лазерное оружие уже "поднимается" над Землей.

В последнее время именно американцы, судя по регулярным сообщениям в СМИ, смогли добиться определенных результатов в разработке лазерного оружия. К примеру, в середине июня 2009 года, по информации ВВС США, военные совместно с корпорацией Boeing впервые применили в полете прототип боевого лазера воздушного базирования. Испытания проводились на ракетном полигоне Уайт Сэндс в штате Нью-Мексико и, как утверждают их участники, оснащенному лазером Advanced Tactical Laser (ATL) самолету NC-130H впервые удалось поразить с воздуха цель на земле.

Но еще более амбициозной можно назвать программу ABL (Airborne Laser), в рамках которой разрабатывается вооружение, способное, как надеются американцы, уничтожать баллистические ракеты на разгонном этапе полета. Работы над его созданием начались в 1996 году по инициативе ВВС США. Сначала Пентагон рассчитывал уложиться в сравнительно невысокую для такого проекта сумму - 2,5 миллиарда долларов. Однако впоследствии стоимость "летающего лазера", по различным оценкам, выросла до 7-13 миллиардов долларов, и работы над его созданием пока еще не закончены.

Последние удачные испытания ABL, по информации Агентства по противоракетной обороне США (U.S. Missile Defense Agency), были проведены 10 августа 2009 года. На полигоне у побережья центральной Калифорнии участникам удалось выполнить всю последовательность действий по обнаружению, захвату, сопровождению цели, а также компенсации атмосферных искажений и имитации ее поражения лазером большой мощности, установленном на самолете YAL-1 производства Boeing. В качестве учебной цели использовалась ракета Missile Alternative Range Target Instrument. По своим размерам она схожа с баллистической, но оснащена дополнительным оборудованием для оценки характеристик лазерного луча.

YAL-1 с боевым лазером. Фото Агентства по противоракетной обороне США.

YAL-1 с боевым лазером. Фото Агентства по противоракетной обороне США.

Lenta.ru

Двумя месяцами ранее, 6 и 13 июля 2009 года, лазер впервые испытали против ракеты Terrier-Lynx, хотя до этого подобные тесты проводились лишь с помощью имитаторов баллистических целей. В ближайшие месяцы создатели авиационного боевого лазера намерены продолжить его испытания, а их главным результатом должен стать перехват настоящей баллистической ракеты. По планам разработчиков и военных, это должно произойти до конца 2009 года.

"В ближайшие месяцы сложность воздушных испытаний будет нарастать, а кульминацией должна стать проверка боевых возможностей лазера при воздействии на баллистическую ракету на разгонном этапе полета", - считает российский эксперт Юрий Зайцев, прокомментировавший "Интерфаксу" ход американской программы. Целью воздействия лазера, по его словам, станет топливный бак ракеты. Если лазерный луч в доли секунды сможет разогреть его до высоких температур, то бак взорвется, а ракета разрушится. Тем не менее, по словам ученого, этого можно будет избежать с помощью специальных мер противодействия. Например, вращения ракеты во время полета или нанесения на корпус "зеркального" покрытия.

Зайцев также считает, что лазер сможет поражать только ракеты средней дальности, причем скорее всего, лишь оперативно-тактические ракеты. Во многом это связано с обнаруженными техническими затруднениями в работе этого устройства. Преодолеть их в ближайшем будущем, по мнению эксперта, вряд ли удастся. В частности, как отмечает Зайцев, при работе лазера происходит перегрев конструкции фюзеляжа самолета, что может привести к авиакатастрофе. Американцам также пока не удалось создать надежную оптическую систему фокусировки луча и решить проблему точности слежения за объектом атаки.

США занялись созданием боевых лазеров в начале 1970-х годов. Первым самолетом, оснащенным лазерной пушкой, стал NKC-135А производства Boeing, совершивший первый полет в 1973 году. В том же году с его помощью удалось поразить летящую на высоте 60 метров со скоростью 320 километров в час мишень. Испытания проводились с переменным успехом до 1983 года, после чего были прекращены. В ВВС США объяснили это тем, что летающая лазерная лаборатория предназначалась для экспериментов и не являлась опытным образцом оружия. Дальность действия бортового лазера NKC-135А не превышала 5 километров.

Зайцев также считает, что американские военные и сами хорошо понимают трудности, которые ожидают программу. Если изначально, по его словам, планировалось построить семь самолетов с лазерными комплексами на борту, то в 2008 году речь шла уже о двух образцах. Сегодня американцы решили ограничиться одним образцом для проведения испытаний.

Какую конечную цель преследуют российские ученые, работая над созданием лазерного оружия, в таком случае и вовсе сложно понять. Впрочем, что касается авиационных лазеров, то создавать их в СССР начали еще в 1970-х годах, хотя практических результатов этой работы по каким-то причинам не видно и по сей день.

Впервые летающая лаборатория для испытания лазерного оружия на базе самолета Ил-76МД, известная как А-60, поднялась в воздух 19 августа 1981 года. Но вскоре самолет сгорел дотла прямо на аэродроме. Как выяснилось, дорогостоящее вооружение погубили не диверсанты и не просчеты создателей лазерного луча, а техники, пытавшиеся слить спирт из самолета накануне испытаний.

Как отмечается на сайте авиационной энциклопедии "Уголок неба", с вечера самолет стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь, чтобы слить немного спирта. Но поскольку ряд систем находился под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Виновники происшествия выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, чтобы замести следы. Вскоре приехали пожарные, у которых не было допуска для работы внутри секретного объекта. Получить его они уже не успели, поскольку пламя начало вырываться наружу, и пожарные были вынуждены спасаться сами. При взрыве один из них погиб.

А-60. Фото с сайта www.testpilot.ru

А-60. Фото с сайта www.testpilot.ru

Lenta.ru

Второй аналогичный самолет совершил первый полет лишь спустя десять лет - в августе 1991 года. На его борту был размещен новый вариант специального комплекса, модифицированный по результатам испытаний, проведенных на первой машине. Доработкой самолета занимались Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод имени Георгия Димитрова, который выпускал самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и противолодочный Ту-142.

О ходе самих испытаний известно немного, поскольку они проводились в строгой секретности. Однако, как утверждают специализированные издания, в рамках той программы было выполнено несколько испытаний отечественного боевого лазера по стратосферному аэростату, который находился на высоте около 30-40 километров. Кроме этого, участники выполняли стрельбы и по мишени Ла-17.

В настоящее время, как утверждает ряд источников, работы по этому проекту продолжаются, хотя официальной информации по этому поводу нет.

Стоит отметить, что созданием лазерного оружия сегодня занимается еще ряд государств. В их числе называют Израиль, который хочет создать собственное оружие для нейтрализации реактивных снарядов, которыми палестинские боевики обстреливают израильские территории. Южная Корея, по некоторым данным, занимается созданием лазерного оружия, которое могло бы выводить из строя ракетные и артиллерийские системы КНДР.

А-60. Фото с сайта www.testpilot.ru

А-60. Фото с сайта www.testpilot.ru

Lenta.ru

В целях защиты от северокорейских баллистических ракет проектированием лазерного оружия намерена заняться и Япония. Для начала Токио намерен разработать установку наземного базирования, а впоследствии установить ее на самолет. Японцы полагают, что ЗРК Patriot могли бы поражать ракеты в атмосфере, система Aegis морского базирования - на заатмосферном участке, а лазерное оружие - на начальном участке траектории. При этом, как утверждают, Токио планирует тесно сотрудничать с США, поскольку технические замыслы обеих стран во многом совпадают.

Эксперты также предполагают, что создать подобное вооружение мог и Китай. Возможно, речь идет о комплексе, способном сбивать ракеты на низких высотах, для разработки которого китайцы использовали российские технологии. При этом лазерным лучом в "китайском варианте" поражается система управления ракеты.

Впрочем, очевидно, что во всех подобных программах создания лазерного оружия присутствует значительный элемент саморекламы. Создать установку, полностью готовую к практическому применению в военной области, ни одна страна еще не смогла, но заявлений и прогнозов по поводу перспектив применения лазера в той же противоракетной обороне существует множество. Удастся ли увидеть нечто реальное в обозримом будущем - большой вопрос.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше