Главной темой для израильских СМИ в понедельник 14 сентября стало крушение истребителя F-16 и гибель его пилота - 21-летнего лейтенанта ВВС Асафа Рамона. Эта авиакатастрофа привлекла внимание прессы и общественности потому, что разбившийся летчик - сын первого израильского астронавта Илана Рамона, погибшего при крушении шаттла "Колумбия" в 2003 году.
Катастрофа
Согласно информации, распространенной министерством обороны Израиля, авиакатастрофа произошла в ходе обычного учебно-тренировочного полета, в ходе которого несколько самолетов F-16 отрабатывали приемы ближнего воздушного боя. Самолеты кружили над Хевронскими холмами (Западный берег) на шестикилометровой высоте, совершая различные маневры.
В какой-то момент напарник Рамона - опытный пилот-инструктор - увидел, что самолет ведомого исчез. По радио он успел сказать: "Следи за высотой!", но ответа уже не услышал.
Спустя минуту жители окрестных поселений увидели сполох взрыва и поднимающийся к небу столб дыма.
Поисково-спасательная операция началась немедленно: в район катастрофы вылетели другие истребители, а также вертолеты со спецназом, медиками и спасателями. Точное место крушения из-за сложного рельефа местности им удалось найти лишь спустя полтора часа. Обломки самолета были разбросаны на большой площади, что свидетельствовало о значительной силе удара и взрыва.
Тело пилота без признаков жизни нашли неподалеку. По каким-то причинам он не катапультировался.
Сын своего отца
То, что самолеты, в том числе военные, время от времени терпят катастрофы, ни для кого секретом не является. Это прискорбный, но факт. Гибель человека - всегда несчастье, но, как правило, крушение военного самолета не становится бедствием национального масштаба, даже в Израиле.
Однако на этот раз все было иначе. Погиб не просто никому не известный летчик (в Израиле информация о боевых пилотах строго засекречена), а сын Илана Рамона - человека, которого без сомнений можно назвать героем Израиля.
Илан Рамон и сам был боевым пилотом. Так, он стал самым молодым летчиком из тех, кто участвовал в налете на строящийся иракский ядерный реактор в Осираке в 1981 году.
После этого Илан Рамон успешно продолжал военную карьеру, а затем попал в отряд пилотов, которых готовили к полету в космос. В 2003 году Рамон стал первым израильтянином, отправившимся на орбиту.
Но полет, который должен был стать триумфальным, обернулся катастрофой. Шаттл "Колумбия", на котором Рамон отправился в космос, при возвращении на землю из-за повреждения обшивки развалился в воздухе. Все люди, находившиеся на его борту, погибли. Прощание с "израильским Гагариным" проходило на государственном уровне: скорбила вся страна.
Воспоминания об этом еще очень свежи в израильском обществе, поэтому новость о том, что сын героя, тоже летчик, почти повторил трагическую судьбу отца, стала настоящим потрясением для общества.
Шок
О том, насколько серьезным событием для всех израильтян стала гибель Асафа Рамона, может свидетельствовать тот факт, что соболезнование семье погибшего выразили все сколь-нибудь известные политики - вне зависимости от убеждений. Президент Шимон Перес и премьер-министр Биньямин Нетаниягу решили лично присутствовать на похоронах погибшего пилота и отменили все запланированные на вечер понедельника встречи.
При этом Нетаниягу заявил, что смерть Рамона стала трагедией почти библейского масштаба. "Отец и сын по велению своих сердец отправились в небеса на стальных колесницах и рухнули на землю в колесницах огненных", - сказал премьер.
"В истории семьи Рамонов есть нечто, символизирующее еврейскую славу и трагедию нашего народа. Эта семья - символ для поколений, который будет служить примером израильской идентичности", - уверен Нетаниягу.
Эти слова вызвали полное понимание в израильском обществе. Так, например, заседание парламентского комитета по обороне и внешней политике в понедельник открылось с минуты молчания.
По словам премьера, в ходе этого заседания обсуждалась и сама катастрофа. При этом политики подняли крайне непростую тему: следует ли запрещать членам семей, переживших гибель близкого родственника на военной службе, идти служить в подразделения, связанные с повышенной опасностью для жизни.
Нетаниягу признался, что пока правительство склоняется к тому, что подобное нужно запрещать, хотя это и было бы неимоверно трудным решением.
И похоже, что после похорон Асафа Рамона эта тема станет одной из наиболее обсуждаемых в израильском обществе.
Прощание
Специалисты только начали выяснять, что могло стать причиной крушения F-16. Пока они склоняются к "человеческому фактору", но уточняют: речь, скорее всего, идет не об ошибках в пилотировании - ситуация в воздухе была несложной, высота достаточной, а сам Рамон - лучшим выпускником своего курса.
Возможно, считают эксперты, роковую роль тут сыграло "физиологическое состояние" пилота. О том, что он по каким-то причинам мог потерять сознание и упустить контроль над самолетом, свидетельствует сразу несколько фактов. Во-первых, траектория снижения самолета, как говорят очевидцы, была пологой, во-вторых, Рамон секунд 40 до момента крушения не отвечал на запросы напарника по радио, в третьих, он, похоже, даже не пытался катапультироваться.
Но это пока лишь одна из версий. Что на самом деле произошло в небе над Хевронскими холмами 13 сентября, должны сказать специалисты.
А погибшего летчика похоронили на военном кладбище у киббуца Нахалал, где уже покоится прах его отца.
Посмертно Асафу Рамону присвоено звание капитана ВВС Армии обороны Израиля.