Статья специального назначения Газетная публикация стала поводом для служебной проверки командующего ВДВ

22 сентября стало известно, что министр обороны России Анатолий Сердюков распорядился провести служебную проверку в отношении командующего ВДВ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова. Учитывая, что Шаманов был назначен на свой пост менее четырех месяцев назад, это само по себе необычно. Но еще более странно, что поводом для проверки, как сказано в сообщении Минобороны, послужили "публикации в СМИ". Сам генерал называет происходящее провокацией, затеянной с тем, чтобы отстранить его от военного руководства.

Следует отметить, что в сообщении пресс-секретаря Анатолия Сердюкова, которое распространили информагентства во вторник, не говорилось, какие именно публикации послужили поводом для служебного расследования в отношении Владимира Шаманова. Однако, вероятнее всего, речь идет о большом материале, который вышел в ″Новой газете″ днем ранее, в понедельник 21 сентября.

Эта статья основана на материалах из уголовного дела, расследуемого в отношении зятя Шаманова — предпринимателя и, по некоторым данным, криминального авторитета Алексея Храмушина, известного также под прозвищем Глыба. В распоряжении ″Новой газеты″ оказались записи телефонных переговоров генерала Шаманова, его сына Юрия, полковника ВДВ Вадима Панькова и других людей (на сайте газеты выложены соответствующие аудиофайлы). На основании этих записей автор статьи Роман Анин делает вывод, что всего месяц назад генерал пытался с помощью спецназа ВДВ воспрепятствовать следователям, работающим по делу Глыбы.

В изложении обозревателя "Новой газеты" дело было так. 18 августа 2009 года на завод ″Спорттэк″, принадлежащий Храмушину и расположенный на Алтуфьевском шоссе в Москве, приехал с обыском следователь по фамилии Целипоткин (некоторые СМИ пишут ее как Целепоткин). В связи с этим, пишет Анин, генерал Шаманов позвонил полковнику Панькову и приказал ему отправить на завод отряд спецназовцев, чтобы задержать следователя до его, Шаманова, приезда.

После этого Паньков позвонил сыну генерала, Юрию Шаманову (который входит в совет директоров ″Спорттэка″), и своими знакомыми из МВД, которых также попросил приехать на завод.

Следует отметить, что из этих телефонных переговоров совершенно не ясно, что именно Владимир Шаманов собирался сделать со следователем. Сам генерал-лейтенант говорит Панькову только то, что Целипоткин ″должен стоять перед тобой... когда я приеду″.

Алексей Храмушин. Фото с сайта shchyolkovo.ru

Алексей Храмушин. Фото с сайта shchyolkovo.ru

Lenta.ru

Паньков же, судя по записям, не очень представлял себе, о ком шла речь. В частности, в разговоре с Юрием Шамановым он сказал, что на завод приехали люди из МВД. Между тем в статье ″Новой газеты″ значится, что следователь Олег Целипоткин является сотрудником следственного управления СКП РФ по Московской области.

Разговаривая со своими знакомыми из МВД, Паньков попросил их приехать на ″Спорттэк″, чтобы проверить законность проводимого там обыска.

Следует отметить, что на абсурдность ситуации Панькову указал уже Юрий Шаманов, к которому полковник обратился за разъяснениями по поводу распоряжения его отца. ″Ну, а смысл, чего там, - говорит Шаманов-младший. - Следователь, наверное, пришел с какой-то там бумагой официальной, которая позволяет ему делать этот обыск. Чего там, повлиять, что ль, там можно″.

Тем не менее, Юрий Шаманов как будто не предпринимал попыток остановить доставку на завод бойцов спецназа и договорился о встрече с Паньковым (судя по опубликованным переговорам, они происходили в то время, пока все их участники ехали к ″Спорттэку″ из разных районов Москвы и Подмосковья).

Отметим, что материалы "Новой газеты" если и свидетельствуют о чем-то неоспоримо, то лишь о намерениях Шаманова привлечь к этой истории бойцов спецназа ВДВ. А что на самом деле произошло 18 августа на заводе ″Спорттэк″, из материала Анина понять невозможно.

Подробнее об этих событиях 23 сентября пишет газета "Коммерсант", журналистам которой удалось пообщаться с Целипоткиным. Следователь рассказал, что успел найти в помещениях "Спорттэка" два важных документа, имеющих отношение к делу Глыбы. "В этот момент мне позвонил представитель Алексея Храмушина и сообщил, что на завод выехал спецназ ВДВ", - рассказал Целипоткин. По его словам, он связался со своим руководством, после чего свернул следственные действия и уехал с завода.

Вместе с тем, по данным следователя, вызванный Шамановым спецназ до "Спорттэка" в тот день так и не добрался: якобы десантникам велели ехать в главкомат ВДВ, расположенный в Сокольниках, и ждать дальнейших приказаний там.

Олег Целипоткин рассказал "Коммерсанту", что за то время, которое он занимается делом Храмушина, ему не раз угрожали. Еще до истории со спецназом следователю была предоставлена охрана. "Комсомольская правда" также пишет, что Целипоткин ездит с охраной. При этом издание сообщает, что в день обыска на "Спорттэке" следователь был избит.

Сам Владимир Шаманов поначалу от комментариев отказывался; во всяком случае, "Новой газете" он заявил, что не обязан обсуждать с журналистами свою личную жизнь. Позднее он все же дал интервью по телефону газете "Комсомольская правда".

В этом интервью Шаманов признал, что телефонный разговор, опубликованный "Новой", действительно имел место, однако заявил, что отдельные сказанные им фразы вырваны из контекста и "ловко склеены". Впрочем, о чем на самом деле шла речь в ходе этого разговора, генерал не пояснил, назвав произошедшее провокацией со стороны неких сил, желающих "дистанцировать его от армии".

По словам Шаманова, речь идет о людях, сидящих "в Чечне и в Москве", которые не могут ему простить его деятельность во время чеченских кампаний, в частности, то, что он встал на защиту Юрия Буданова.

Дело зятя

О том, что муж дочери генерала Шаманова объявлен в розыск по делу о попытке убийства, СМИ сообщили еще в феврале 2009 года. Алексей Храмушин подозревается в том, что заказал убийство председателя совета директоров агрохолдинга ″Щелковский″ и члена ″Единой России″ Дмитрия Барченкова (покушение на него состоялось в июле 2006 года, но Барченков отделался ранениями и остался жив).

Предположительно, Храмушин хотел устранить Барченкова, поскольку тот вывел из-под влияния криминала — и Храмушина — рынок в подмосковном городе Щелково.

Организаторы покушения были осуждены в 2008 году. Личность исполнителя также была установлена — он умер от инсульта вскоре после преступления.

В ходе расследования организаторы покушения назвали его заказчиками подмосковного предпринимателя Юрия Копьева и собственно Храмушина. Копьев был задержан; в настоящее время расследование его дела завершено. Храмушина поймать не удалось. Предполагается, что он живет в Европе. Дело в отношении него выделено в отдельное производство.

В февральских публикациях о деле Храмушина генерал Шаманов упоминался, однако только как родственник главного подозреваемого. На карьеру генерала эта связь не повлияла, во всяком случае, на пост командующего ВДВ Шаманов был назначен уже позже, в конце мая 2009 года.

Завод "Спорттэк" - предприятие по выпуску спортивного инвентаря. Однако, по данным "Комсомольской правды", в настоящее время завод ничего не производит, а в его помещениях расположены магазины детских товаров, офисы и автошколы. Отмечается, что собственно офис ОАО "Спорттэк", в котором, вероятно, и проводился обыск, занимает несколько комнат.

Теперь же речь идет о том, что Шаманов может быть непосредственно замешан в темные дела своего зятя. Во всяком случае, из публикации ″Новой газеты″ следует, что семья Шамановых связана с Храмушиным не только семейными, но и деловыми интересами. Издание утверждает, что сын генерала Юрий входит в совет директоров завода ″Спорттэк″ (сам он, впрочем, уточняет, что работает там ″на общественных и абсолютно безвозмездных началах″ и что ″никаких доходов его семья от имущества Алексея Храмушина не получает"), а дочь Шаманова Светлана требует через прокуратуру отменить арест, наложенный на акции ″Спорттэка″, поскольку половина завода принадлежит ей как супруге владельца, то есть все того же Храмушина.

Более того, из статьи ″Новой″ следует, что Храмушин завладел заводом, не заплатив за него ни копейки (стоимость предприятия на то время оценивалась в 10-15 миллионов долларов), лишь благодаря административному ресурсу тестя.

Отметим, что в интервью "Комсомольской правде" Владимир Шаманов от зятя открестился. Генерал заявил, что его дочь давно не живет с мужем и ей осталось только официально с ним развестись.

Доследственные проверки

Как сообщило 22 сентября РИА Новости, следственные органы начали проверку с целью выяснить, каким образом материалы уголовного дела попали к журналистам ″Новой газеты″. Главный редактор издания Дмитрий Муратов, в свою очередь, заявил, что эти материалы были рассекречены и попали в редакцию законным путем.

Слова Муратова подтвердил и Дмитрий Барченков. Он рассказал "Коммерсанту", что в августе материалы дела о покушении на него были рассекречены и доступ к ним получили все, кто в этом деле фигурирует.

Впрочем, из статьи "Коммерсанта" следует, что СКП РФ начал также доследственную проверку собственно фактов, изложенных в публикации "Новой газеты". Проще говоря, СКП и Минобороны будут вести два параллельных расследования в отношении генерала Шаманова. Любопытно, совпадут ли их выводы.

Не менее любопытно было бы узнать, почему именно сейчас руководство Минобороны решило провести служебную проверку в отношении Шаманова. В то, что причиной назначенного Сердюковым расследования стала именно - и только - статья в "Новой газете", верить хочется, но как-то не получается.

Если бы результаты журналистского расследования действительно могли быть в современной России поводом для официальных разбирательств, такие разбирательства следовали бы за каждой второй статьей той же "Новой газеты". Однако этого не происходит. Про то же Министерство обороны и отдельных его деятелей, включая самого министра Сердюкова, кто только не писал всевозможных разоблачений - и ничего, обходилось без всяких последствий.

Так что удивление во всей этой истории вызывает не то, что высокопоставленное должностное лицо может быть связано с криминалом или использовать свои полномочия в личных целях (такими историями у нас, увы, никого не удивишь). И даже не то, что руководство Минобороны публично - и совершенно для общественности неожиданно - выражает недоверие одной из ключевых фигур в своем ведомстве, боевому генералу, Герою России, человеку, занимавшему за свою карьеру не один важный пост.

Удивляет скорее то, что поводом для разбирательства была названа именно газетная статья.

Люся Мовсесян

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше