"Газпром" и китайская China National Petroleum Company (CNPC), в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в КНР, подписали рамочное соглашение о поставках газа в Китай, переговоры о которых стороны вели в течение нескольких лет. Документ предусматривает продажу в Китай около 70 миллиардов кубометров сырья в год, что автоматически сделает Пекин крупнейшим покупателем российского газа. Впрочем, пока стороны не договорились о самом главном - о цене.
В Пекин Владимир Путин приехал в сопровождении "нефтяного" вице-премьера Игоря Сечина, а также председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. Премьер, по-видимому, решил придать ускорение переговорам по поставкам газа, которые буксуют с 2005 года.
В настоящий момент основным партнером "Газпрома" на внешнем рынке является Евросоюз, однако руководство концерна неоднократно говорило о готовности диверсифицировать экспортные поставки и продавать топливо на рынок Азии, где крупнейшим потребителем газа является Китай.
70 миллиардов кубометров газа в год составляет немногим меньше половины всего газового экспорта России в дальнее зарубежье, запланированного на 2009 год. Кроме того, это вдвое больше, чем прошлогодние поставки газа в Германию, которая сейчас является крупнейшим покупателем российского газа. Смена основного направления экспорта российского концерна, впрочем,совсем не новость.
Москву немало раздражает желание Европы снизить зависимость от поставок газа из России, для чего был запущен проект Nabucco, газопровод, который будет снабжать страны Европы газом из региона Каспийского моря и Средней Азии. Российские власти волнует даже не столько то, что Nabucco является конкурентом российского газопровода "Южный поток", сколько то, что российские планы по строительству газопроводов "Северный" и "Южный поток" Брюссель воспринимает как угрозу своей энергобезопасности. "Газпром" же в этих трубах видит не только выгоду, но и некое воплощение своей высшей миссии по обогреву Европы, поэтому Москва добивается строительства труб с какой-то маниакальной настойчивостью, хотя их необходимость неоднократно ставили под вопрос как в ЕС, так и в самой России.
Еще в 2006 году Миллер заявил, что если ЕС будет ограничивать деятельность "Газпрома" на рынке слияний и поглощений, то концерн может рассмотреть возможность диверсификации экспорта и серьезного увеличения поставок газа в США и Китай. Российская монополия уже давно не скрывает своих интересов по приобретению компаний на европейском рынке газораспределения, однако сделать это после принятия поправок в европейское энергетическое законодательство стало сложно. На тот момент с Пекином уже вовсю велись переговоры.
23 сентября 2009 года президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали программу, в которой оговорены более 200 совместных проектов в приграничных районах двух стран. Этот документ предполагает сотрудничество между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока Китая до 2018 года. В рамках программы будет проводиться совместная разработка российских сырьевых месторождений. При этом все перерабатывающие и производящие конечную продукцию предприятия будут строиться в Китае.
Поставки в Китай могут начаться в 2014-2015 годах, минимум через три года после того, как стороны все же договорятся о цене на топливо. Время необходимо "Газпрому", чтобы построить газопроводы в Китай. По словам Миллера, подписанное сторонами соглашение предусматривает поставки газа в Китай по двум маршрутам: 30 миллиардов кубометров из Западной Сибири и 38 миллиардов - с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Поставки газа из России в Китай после 2011 года должны осуществляться по двум газопроводам. Один из них - это газопровод "Алтай", который должен быть построен из Западной Сибири через Алтайский край и Республику Алтай. Базой поставок по западному маршруту должны стать месторождения Ямала. В качестве ресурсной базы для второго газопровода в "Газпроме" рассматривают месторождения Восточной Сибири и Сахалина, в частности, Чаяндинское месторождение (Якутия). Кроме того, для наполнения трубы может быть использован газ Ковыктинского месторождения, которое, впрочем, принадлежит нефтяной компании ТНК-BP.
"Газа навалом, дадим сколько им нужно", - оптимистично заверил накануне журналистов Сечин, добавив, что цена поставок с Китаем будет обсуждаться только в начале 2010 года, а контракт появится не раньше июня следующего года. "Газпром", впрочем, заинтересован в скорейшем достижении договоренностей с КНР, ведь на традиционных для российского концерна рынках спрос упал, и его роста в ближайшей перспективе не ожидается.
Источники Reuters, знакомые с ходом переговоров, говорили, что Китай согласен покупать российский газ лишь по ценам ниже европейских. "Коммерсант" утверждает, что Китай до 2006 года требовал от "Газпрома" уступать газ по цене в 70 долларов за тысячу кубометров, а в 2007 году CNPC договорилась о закупках газа с "Сахалина-1" с оператором проекта Exxon Neftegaz по цене в 100 долларов за тысячу кубометров (позднее российские власти этот проект "зарубили").
Россия также планирует поставлять газ азиатским государствам за счет разработки проекта "Сахалин-2". В рамках этого проекта в феврале текущего года был открыт первый в России завод по выпуску сжиженного природного газа (СПГ). Первая партия СПГ с завода была отправлена в марте в Японию. Миллер сказал, что Россия и Китай также договорились изучить возможность поставок российского СПГ, начиная со следующего года. "Газпром" рассчитывает к 2020 году производить до 90 миллионов тонн сжиженного газа в год и занять 25 процентов мирового рынка СПГ.
Средняя цена газа в Европе упадет в этом году до 280 долларов за тысячу кубометров с прошлогодних 407 долларов. При этом на биржах топливо стоит дешевле, чем у "Газпрома", из-за чего европейские компании снижают закупки газа у российской монополии. В Китае, можно не сомневаться, об этом наслышаны, поэтому на российские условия вряд ли согласятся.
Вероятно, российскому концерну все же придется уступить в цене. По данным BP, Китай в 2008 году потребил 80,7 миллиарда кубометров газа, что на 16 процентов больше, чем годом ранее. К концу года будет запущен трубопровод из Туркмении, по которому КНР намерен импортировать до 40 миллиардов кубометров газа ежегодно. Эти поставки перекроют растущие потребности Пекина в топливе на ближайшие годы. Короче говоря, Китаю пока с переговорами спешить некуда.
Еще одна трудность, которая может возникнуть у "Газпрома", - поиск средств на строительство газопроводов в Китай. Валютная выручка монополии снизилась, а средства нужны огромные, хотя бы на тот же самый "Южный поток". В августе, к примеру, стало известно, что Минэнерго России несколько месяцев назад обратилось к Японии с предложением взять у этой страны кредит в миллиард долларов на строительство газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". В Токио могут быть заинтересованы такой схемой, поскольку из Владивостока газ может быть перенаправлен в Японию. По аналогичной схеме сейчас работают с Китаем российские нефтяные компании.
Год назад Россия и Китай подписали многомиллиардный меморандум о сотрудничестве в сфере ТЭК. Документ предполагал, что "Роснефть" получит от китайских банков кредит в 15 миллиардов долларов, а "Транснефть" - 10 миллиардов долларов в обмен на долгосрочные поставки нефти в Китай и строительства ответвления от системы Восточная Сибирь - Тихий океан.
В общем, если подвести итоги, то получается, что в октябре особенного успеха российская делегация на переговорах в Пекине не достигла. Все озвученные в ходе визита российского премьера цифры появлялись в СМИ и ранее, а вот цену на российское топливо Путину согласовать так и не удалось. Тем не менее, закрепленные хотя бы в рамочном соглашении объемы поставок, - это подтверждение того, что от своего решения об экспансии на рынок Китая российский концерн не отказался. Ведь как славно можно будет потом попенять ЕС, проявившему излишнюю недоверчивость в отношении миролюбивого настроя Москвы.